30 июн. 2011 г.

Реформы Петра 1

1. Положение монарха 2. Боярская дума
3. Значение сената 4. Система управления
5. Реформы в местном управлении
6. Содержание военной реформы
1. Возглавляет государство абсолютный монарх. Ему всеце¬ло и неограничено принадлежит высшая законодательная, ис¬полнительная и судебная власть. Он также является главноко¬мандующим армии. С подчинением церкви монарх осуществ¬ляет руководство и государ-ственной религиозной системой.
Изменяется порядок престолонаследия. В силу политиче¬ских мотивов Петр I лишил законного престолонаследника царевича Алексея права наследования. В 1722 г. был издан Указ о наследии престола, закреплявший право монарха по собст¬венной воле назначать сво-его наследника. Юридическим ис¬точником закона стала признаваться воля монарха. Законода¬тельные акты издавались самим монархом либо сенатом от его имени.
Монарх был главой всех государственных учреждений:
присутствие монарха автоматически прекращало действие
местной администрации и передавало власть ему. Все государственные учреждения были обязаны исполнять решения мо¬нарха.
Монарх был верховным судьей и источником всей судеб¬ной власти. В его компетенции было рассмотрение любых дел независимо от решения судебных органов. Его решения отме¬няли все другие. Монарху принадлежало право помилования и утверждения смертных приговоров.
2. Боярская дума к концу XVII в. из органа, которому на¬ряду с царем принадлежала вся полнота государственной влас¬ти, превратилась в периодически созываемое совещание при¬казных судей. Дума стала судебно-управленческим органом, осу¬ществлявшим надзор за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления. Числен¬ность Боярской думы постоянно возрас-тала. В конце XVII в. из состава Думы выделились Ближняя дума и Расправная па¬лата.
В 1701 г. функции Боярской думы были переданы Ближней канцелярии, которая координировала всю работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в канцелярию, объединились в совет и получили название Консилии мини¬стров.
После образования сената в 1711 г. Боярская дума была ликвидирована.
3. Сенат был учрежден в 1711 г. как высший орган управления общей компетенции, в которую входили судебная, финансовая, ревизи-онная и другие виды деятельности. Состав сената включал 9 сенаторов и обер-секретаря, назначавшихся императором;
Структура сената включала присутствие и канцелярию. При¬сутствие представляло собой общее собрание сенаторов, на кото¬ром об-суждались и принимались посредством голосования реше¬ния. Вначале требовался единогласный порядок принятия реше¬ний, с 1714 г решения стали приниматься большинством голосов. Указы сената должны были подписываться всеми его членами. Поступающие в се-нат дела регистрировались и заносились в ре¬естр, заседания подлежали протоколированию.
Канцелярия, возглавляемая обер-секретарем, состояла из нескольких столов: разрядного, секретного, губернского, приказного и пр. В 1718 г. штат сенатских подьячих был переиме¬нован в секретарей, канцеляристов и протоколистов.
При сенате существовало несколько должностей, имевших важное значение в области государственного управления. Контроль за дея-тельностью сената был возложен на генерал-ре¬визора, которого позже сменил обёр-секретарь сената. Для надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и се¬ната, учреждались должности генерал-прокурора и обер-проку¬рора. Им подчинялись прокуроры при коллегиях и надворных судах.
В 1722 г. сенат был реформирован тремя указами импера¬тора. Был изменен состав сената: в него стали входить высшие сановники, не являвшиеся руководителями конкретных ве¬домств. Президенты коллегий, кроме Военной, Морской и Иностранной, были "исключены из его состава. Сенат стано¬вился надведомственным контрольным органом. Таким обра¬зом, реформа 1722 г. превратила сенат в высший орган цент¬рального управления.
4. Перестройка приказной системы управления произошла в 1718—1720гг. Большинство приказов было ликвидировано, а на их месте учреждены новые центральных органы отраслевого управления — коллегии. •
Сенатом были определены штаты и порядок работы колле¬гий. В состав коллегий входили: президенты, вице-президенты, четыре совет-ника, четыре асессора (заседателя), секретарь, акту¬ариус, регистратор, переводчик и подьячие.
В декабре 1718г. был принят реестр коллегий. Важнейшими, «государственными», являлись три коллегии: Военная коллегия, Адмирал-тейств-коллегия, Коллегия иностранных дел. Другая группа коллегий занималась финансами государства: Ка¬мер-коллегия, ответствен-ная за доходы государства, Штатс-кон-тор-коллегия — за расходы и Ревизион-коллегия, контролирую¬щая сбор и расход казенных средств. Торговля и промышлен¬ность находились в ведении сначала двух, а затем трех коллегий:
Коммерц-коллегии (ведавшей торговлей), Берг-коллегии (зани¬мавшейся горным делом). Мануфактур-коллегии (занимавшей¬ся легкой промышленностью). Наконец, судебную систему стра¬ны курировала Юстиц-коллегия, а две сословные коллегии — Вотчинная и Главный магистрат — управляли дворянским зем¬левладением и городскими сословиями.
Функции, внутреннее устройство и порядок делопроиз¬водства в коллегиях определялись Генеральным регламентом, Объединившим нормы и правила, регламентирующие порядок работы дереждения.
В ходе создания новых органов управления появились но-уые титулы: канцлер, действительный тайный и тайный со¬ветники, советники, асессоры и др. Штатные и придворные должности были приравнены к офицерским рангам. Служба Остановилась профессиональной, а чиновничество — привиле¬гированным сословием.
5. Во второй половине XVII в. продолжала действовать следующая система местных органов управления: воеводское управление и система областных приказов. Реорганизация местных органов управления произошла в начале XVIII в.
Главными причинами этих преобразований явились: рост антифеодального движения и необходимость в развитом и сла¬женном аппа-рате на местах. Преобразование местных орга¬нов управления началось с городов.
Указом 1702 г. был отменен институт губных старост, а их функции были переданы воеводам. Отмечалось, что воеводы должны были управлять делами совместно с выборными дво¬рянскими советами. Таким образом, сфера местного управ¬ления получила коллегиаль-ное начало.
С 1708 г. вводилось новое территориальное деление госу¬дарства: территория России была разделена на восемь губер¬ний, по которым были расписаны все уезды и города. В период 1713—1714 гг. число губерний возросло до одиннад¬цати. Возглавлял губернию гу-бернатор или генерал-губерна¬тор, объединявший в своих руках административную, судеб¬ную и военную власть. В своей деятельности он опирался на вице-губернатора и четырех помощников по отраслям уп¬равления.
Губернии разделялись на уезды, возглавляемые комендан¬тами. Во главе провинций стояли обер-коменданты.
К 1715 г. сложилась трехзвенная система местного управ¬ления: уезд — провинция — губерния.
Вторая областная реформа была проведена в 1719 г.: тер¬ритория государства разделялась на 11 губерний и 45 про¬винций (впослед-ствии их количество увеличилось до 50).
Провинции делились на округа-дистрикты. В 1726г. дист¬рикты были упразднены, а в 1727 г. восстановлены уезды.
Провинции стали основными единицами управления. Во главе наиболее важных провинций стояли генерал-губернато¬ры и губернаторы, остальные провинции возглавлялись воево¬дами. Им были предоставлены широкие полномочия в адми¬нистративной, полицейской, фи-нансовой и судебной сферах. В своей деятельности они опирались на канцелярию и штат помощников. Управление дистриктами возла-галось на земских комиссаров.
В 1718—1720 гг. была осуществлена реформа органов город¬ского самоуправления. Создавались выборные сословные кол¬легиальные органы управления, получившие название маги¬стратов. Общее руководство городовыми магистратами осуществлял Главный магист-рат. В его состав входили:
обер-президент, президент, бургомистры, ратманы, прокурор, главный судья, советники, асессоры и канцелярия. С 1727 г., после лик-видации Главного магистрата, городовые магистра¬ты стали подчиняться губернаторам и воеводам.
6. В XVII—XVIII вв. шел процесс создания регулярной армии.
В конце XVII в. была расформирована часть стрелецких полков, прекратило свое существование дворянское конное ополчение. В 1687 г. были созданы «потешные» полки: Преоб¬раженский и Семеновский, составившие ядро новой армии.
Военные реформы Петра I решали вопросы комплектова¬ния и организации армии.
В период 1699—1705 гг. в России была введена рекрутская система комплектования армии. Рекрутской повинности под¬лежало все податное мужское население. Служба была пожиз¬ненной. Солдаты набирались в армию из крестьян и горожан, офицеры — из дворян.
Для подготовки офицерских кадров были открыты военные школы: бомбардиров (1698 г.), артиллерийские (1701,1712 гг.), Морская академия (1715 г.) и др. В офицерские школы при¬нимались в основном дети дворян.
До 1724г. при наборе рекрутов исходили из подворной раскладки, т. е. от 20 дворов брали одного рекрута. После про¬ведения подуш-ной переписи населения в основу набора рек¬рутов было положено число душ мужского пола.66
В начале XVIII в. управление армией осуществляли Раз¬рядный приказ, Приказ военных дел, Приказ артиллерии, Провиантский приказ и ряд других военных приказов. После образования сената в 1711 г. и Военной коллегии в 1719г., созданной из объединенных военных приказов, управление армией перешло к ним. Руководство флотом было возложено на Адмиралтейскую коллегию, основанную в 1718г.
Армия делилась на полки, полки— на эскадроны и ба¬тальоны, а те, в свою очередь, — на роты.
Введение централизованного управления армией позволило лучше осуществлять руководство ею как в мирное, так и в военное время и обеспечивать всем необходимым. В результате проведенных реформ русская армия стала самой передовой армией в Европе.




Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.