23 мая 2011 г.

УКРАИНСКОЕ БАРОККО
Стиль барокко возник в Италии в конце XVI в. и пришёл на смену стилю Возрождения в результате
кризиса гуманистической ренессансной культуры.
В XVII в. барокко распространился в большинстве европейских стран. Причём, в одних подражали
итальянским первоисточникам, в других восприняли лишь отдельные, наиболее соответствующие
господствующим в стране вкусам и художественным традициям особенности стиля. Так во Франции в XVII
в. барокко находит выражение лишь в некоторых чертах церквей и в интерьерах зданий, при том, что
основным стилевым направлением Франции XVII в. был классицизм.
Стиль барокко был противоречивым и неоднозначным. Так в разных странах он выражал и идею
дворянской культуры времён рассвета абсолютизма, борьбы за национальное единство, вкусы бюргерства.
В барокко по сравнению с ренессансом классические формы приобретают иной характер и иное
композиционное видение. На смену рациональной тектоничности приходит атектоничность, ренессансная
графичность сменяется живописностью, пластика, ставшая основным средством художественной
выразительности, создаёт беспокойную игру светотени, в планах и формах господствуют сложные
криволинейные очертания, статичность ренессансных композиций сменяется бурной динамикой форм,
группируются колонны и пилястры, фасады и интерьеры зданий насыщаются скульптурами, в интерьерах
широко используется позолота, лепка, резьба, живописные плафоны, иллюзорно изображающие небо с
летящими по нему ангелам, разверзшимися сводами и др.
Достоинства стиля проявились в исключительно сильных по художественной выразительности
принципах создания архитектурных ансамблей и удивительном умении органически вписывать архитектуру
в окружающую природу. Главное в нём — поразить воображение человека необычным, повлиять на его
чувства.
На Украине барокко характеризуется своеобразными особенностями, в частности использованием
традиций народного искусства. Его самобытный стиль наиболее ярко проявился в архитектуре Левобережья
и Слобожанщины, воссоединённых с Россией в результате освободительной войны украинского народа
1648-1654 гг.
На западных землях Украины, оставшихся под властью польских магнатов, дело обстояло иначе.
Иными были заказчики, их вкусы и требования, иными были и архитекторы, в основном иностранцы,
иными были традиционные приёмы строительства и строительные материалы, усиливалась политика
католической экспансии. Именно этой политикой объясняется строительство большого количества
католических монастырей в Галиции, на Волыни, Подолии и Правобережье.
Одним из первых зданий, полностью соответствовавших архитектурному стилю барокко, был
иезуитский костёл Петра и Павла во Львове, построенный в 1610-1630 гг. итальянским зодчим Джакомо
Бриано. В плане это базилика с типичным для средневековой архитектуры высоко поднятым центральным
нефом и аркбутанами над боковыми нефами, т.е. чертами, восходящими к готической архитектуре. Здание
костёла почти полностью копирует римскую церковь капитула иезуитов Иль Джезу, построенную в 1575 г.
одним из основателей стиля барокко Джакомо делла Порта. Иль Джезу становится примером для
многочисленных католических церквей во многих странах. Во Львове по его образцу с теми или иными
отличиями строятся костёл Сретенья (1642-1644 гг., архит. Дж. Б. Джизлени) , Вознесенский костёл в Рудках
(1728 г.) . Характерными для стиля барокко были также многочисленные небольшие однонефные костёлы.
Черты барокко стали присущи и другим типам зданий — дворцовым, замковым и прочим (здание
королевского арсенала во Львове, 1635 г.) .
После завершения освободительной войны и воссоединения Украины с Россией начался новый этап
в истории украинской архитектуры. На воссоединённых землях бурно растут города, развиваются ремёсла,
торговля, формируется новый уклад жизни. На земли Левобережья и Слобожанщины с Правобережной
Украины, оставшейся под властью Польши, целыми сёлами и городами переселяется украинское население,
основываются новые города и сёла, растут и застраиваются старые. Западные центры украинской культуры
— Львов, Луцк, Острог постепенно утрачивают своё значение, уступая место Киеву, Чернигову, Перяславу,
Полтаве и новопостроенным Харькову, Сумам. Повсеместно начинается строительство церквей,
православных монастырей, домов казацкой старшины — теперь они становится основными заказчиками.
Если раньше каменные здания были единичными, то теперь их строительство приобретает массовый
характер.
В XVII в. в России управление всем строительством было централизовано. Им руководил Приказ
каменных дел, в обязанности которого входили вопросы квалификации мастеров, посылка мастеров по
вызовам заказчика, надзор за строительством. После воссоединения юрисдикция Приказа каменных дел
распространяется и на украинские земли, и так как объём строительства был очень велик, на Украину
приезжают русские мастера, причём даже ведущие архитекторы страны. Вполне естественно, что эти мастера
приносят с собой новые приёмы строительной техники и формы, характерные для русской архитектуры того
времени. Основную массу строителей составляли украинские мастера, многие из которых позже работали в
России. Работали на Приднепровье и Черниговщине и немецкие, и литовские архитекторы.
Несмотря на то, что приезжие мастера принесли в архитектуру создаваемых ими зданий
определённые черты, свойственные их творческой индивидуальности, стиль, сформировавшийся на Украине
во второй половине XVII в., имел свои особенности, обладал устойчивой общностью конструктивных и
художественных черт, что даёт полное основание назвать его украинским барокко. Существенным
обстоятельством было то, что католическое барокко, ассоциировавшееся с деятельностью иноземных
угнетателей, было ненавистно украинскому народу настолько, что многие дворцы польских магнатов, а также
католические постройки были разрушены. И вполне понятно, что новостроящиеся здания не должны были
ни в какой мере на них походить. В связи с этим украинское барокко быстро вырабатывает свои стилевые
особенности. Компонентами стиля были национальные приёмы типов и композиций зданий, а также
некоторые черты русской архитектуры, выразившиеся в характере декора.
Застройка городов Приднепровья и Левобережья носила усадебный характер. Это резко отличало её
от застройки европейских городов, где чаще всего соблюдалась регулярная система улиц и сплошная
застройка с тесно прижатыми друг к другу домами. В приднепровских городах сохранялся принцип
древнерусской планировки — радиально-порядковой, носившей живописный характер.
Замечательным памятником жилой украинской архитектуры конца XVII в., отлично сохранившим
свои первоначальные формы, является дом Якова Лизогуба в Чернигове — большой, одноэтажный,
перекрытый высокой двухскатной крышей и треугольными фронтонами на торцевых фасадах, которые
расчленены пилястрами, ограждающими структуру плана. Фронтоны украшают плоские фигурные ниши,
полуколонки и треугольные сандрики над окнами. Пластика фасадов и фронтонов близка по характеру к
формам русской архитектуры XVII в., но значительно крупнее и сочнее её, что создаёт живописную игру
светотени.
К общественным зданиям того времени относится Черниговский коллегиум, построенный в 1700-
1702 гг. Большой двухэтажный дом коллегиума стоит рядом с главными постройками Черниговского кремля
и входит в его ансамбль. В западной части здания — высокая башня, необычная по форме — на верхнем
ярусе её окружают цилиндрические выступы. Южный фасад здания богато декорирован наличниками со
сложными фигурными украшениями.
К постройкам гражданской архитектуры второй половины XVII – начала XVIII вв. можно отнести
многочисленные трапезные палаты в православных монастырях. Очень интересна трапезная черниговского
Троицкого монастыря, по словам исследователя украинской архитектуры этого времени М. П. Цапенко,
“подлинный шедевр национального архитектурного стиля” . Трапезная построена в 1677-1679 гг. ещё до
начала строительства монастырского собора. К трапезному залу с западной стороны примыкают сени и
хозяйственные помещения, а с восточной — Введенская церковь с высоким верхом над центральной частью.
Наиболее ярко и самобытно стиль украинского барокко проявился в культовом зодчестве. Цапенко
писал: “Дух времени требовал монументальных образов. Главной задачей, особенно в XVII – начале XVIII
вв., становится создание выразительного, впечатляющего образа, символа, памятника содеянного народом в
деле национального освобождения и утверждения национальной культуры.” В украинских церквях этого
периода отмечается несколько типов, из которых один (главным образом монастырские соборы) восходит к
традициям древнерусской архитектуры, а остальные — к типам украинских деревянных церквей.
Первый тип восходит к восстановленным в XVII в. древнерусским святыням — киевскому
Софийскому собору, собору Елецкого монастыря в Чернигове, и, особенно, Успенскому собору Печёрского
монастыря, издревле считавшемуся самым популярным зданием на Руси. Все эти сооружения в основе имели
крестовокупольный тип и все они после восстановления “одеты” в барочную “одежду” ; надстроены верха,
появились пристройки, фасады украшены декором.
Старейшее здание этого типа — собор Троицкого монастыря в Чернигове. В композиции собора
сочетаются традиционные черты древнерусской (трёхапсидный в плане, пятиглавый) и западной
архитектуры (базиликальный характер интерьера, башни перед западным фасадом, барочный фронтон,
элементы декора) .
Но не этот тип зданий был главным в украинской архитектуре рассматриваемого периода. Наиболее
выразительно национальные черты проявились в каменных храмах, идущих от деревянных церквей, широко
к тому времени распространённых. К постройкам этого типа относится один из лучших памятников
украинского зодчества — трёхчастнный в плане, увенчанный тремя высокими живописными главами
Покровский собор в Харькове (1689г.) . Это древнейшее сооружение города и единственно сохранившееся от
застройки Харьковской крепости. Собор поставлен по русскому обычаю на подклеть, окруженную арочной
галереей. Три тесно приставленных главы стремятся вверх, трижды сужаясь. Сам храм и все ярусы глав
хорошо освещены окнами, обрамлёнными наличниками. В объёмно-пространственном решении отразились
традиции украинской трёхверховой, многозаломной церкви.
Более распространённым типом храма был храм пятикамерный, образующий в плане крест, часто с
дополнительными ячейками по углам. Здания с крестообразным планом, с центрической объёмной
динамической композицией, завершающиеся в большинстве случаев пятью или девятью верхами, как
правило, ставились на хорошо обозреваемых со всех сторон местностях, что определило одинаковое
построение фасадов.
Старейшим зданием этого типа является Николаевский собор в Нежине, построенный в 1668-1670 гг.
московским архитектором Г. И. Устиновым. Собор венчают пять широких восьмигранных барабанов,
перекрытых куполами с высокими, традиционными для украинской архитектуры завершениями. Композиция
здания имеет чётко выраженную пирамидальность. В пластике фасадов отсутствуют элементы, роднящие её с
московской архитектурой XVII в.
Последним по времени памятником пятиглавых, крестовых в плане церквей считается Спасо-
Преображенская церковь в Сорочицах (1732 г.) с прекрасным лепным декором в характере украинского
народного искусства.
Русские зодчие, работающие вместе с украинскими мастерами на Украине, не переносили на
украинские церковные здания типологические и композиционные черты русской архитектуры, но
повсеместно применяли свойственные ей элементы пластики и декора. Композиционные черты украинской
архитектуры сказались и на русской архитектуре. Примером этому может служить Надвратная церковь
Новодевичьего монастыря в Москве.
В монументальном зодчестве Киева, Левобережья Украины в условиях подъёма национального
самосознания украинского народа ярко проявились черты украинского барокко. Это нашло выражение в
типах, конструктивных особенностях, декоре. Но главная особенность стиля — это новаторские и вместе с
тем традиционные композиционные приёмы с гармонией и чувством пропорций, раскрытием внутреннего
пространства, органически сочетаемого с внешними формами.
В XVIII в. в архитектуре западных областей Украины существенных изменений не произошло.
Продолжал развиваться стиль барокко с чертами, характерными для позднего барокко в архитектуре Италии,
Польши и Австрии. К началу XVIII в. резко усилилась католическая экспансия. Украинское духовенство
принимает унию, католическая церковь крепко держит в своих руках общественную жизнь. В ту пору во
Львове было около 25 тысяч жителей и 40 костёлов и католических монастырей. Давно миновали времена,
когда в постройках Львовского братства выражались национальные украинские черты. Во Львове и других
городах западных областей Украины работают крупные зодчие того времени, сооружается ряд церковных и
гражданских сооружений, выдающихся в художественном отношении.
В стиле западного барокко строятся многочисленные костёлы. Например, Николаевский костёл во
Львове (1739-1745 гг.) с традиционной базиликальной структурой здания. В тех же формах позднего барокко
построен и костёл Софии во Львове.
Барочная архитектура Львова достигла своего апогея в здании Доминиканского костёла. Строился он
1749 по 1764 год по проекту Яна де Витте мастером Мартином Урбанником. План костела эллиптической
формы с капеллами по бокам. Здание венчает огромный купол на высоком барабане, играющий большую
роль в силуэте города. У здания пластичный западный фасад с портиком и лучкообразным фронтоном, что
близко к творческой манере великого зодчего эпохи барокко Франческо Борромини. Интерьер
Доминиканского костела необыкновенно торжественный, с многочисленными скульптурами.
Позднее барокко в западных областях Украины больше всего связано с творчеством Бернарда
Меретина, который за сравнительно короткое время построил храмы во Львове, Лопатине, Годовице, Буске,
ратушу в Бучаче. В творчестве Меретина большую роль играла скульптура, и он в большинстве случаев
работал со скульптором И. Пинзелем. Меретин — мастер того направления позднего барокко, в фасадах
которого чувствуется приближение классицизма. Во Львове Меретин строит одно из лучших зданий
барочной архитектуры — собор святого Юра на холме, доминирующем над юго-западной частью Львова.
Собор строился в 1746-1764 гг. В плане четырёхстолпного в своей основе храма преобладают плавные
криволинейные очертания. Уступчатая композиция здания, венчающего холм, близка к традициям
украинского зодчества.
К выдающимся памятникам позднего барокко относится Успенский собор Почаевского монастыря на
Тернопольщине, возведённый в 1771-1783гг. по проекту архитектора Готфрида Гофмана. Строительством
руководил львовский мастер П. Полейовский. Собор поставлен на двухэтажной террасе и прекрасно
вписывается в окружающую природу, доминируя над местностью. Стройные, нарядные башни и фигурный
фронтон, восьмигранный купол со световым фонарём, декор и белоснежный цвет стен создают
жизнерадостный образ, далёкий от монастырского аскетизма.
Интереснейший памятник барочной украинской архитектуры Украины сохранился в Черновцах. Это
Рождественская церковь монастыря в предместье Гореча, построенная в 1767 г. на средства, отпущенные
Екатериной II. По плану и композиции она типична для украинских трёхчастных трёхверхих церквей.
Некоторые отличия в большой вытянутости плана, наличии нижнего цокольного этажа и верхней обходной
по стенам галереи, бойниц явно оборонительного характера. Фасады здания расчленены пилястрами с
капителями коринфского ордера, а купола завершаются грушеобразными стройными “банями” , типичными
для украинской архитектуры.
Несколько иные черты имела барочная архитектура в Приднепровье и восточных областях Украины в
XVIII в. Новые веяния пришли на Украину после того, как с украинскими мастерами начали сотрудничать
петербургские зодчие. Но ещё раньше в украинском барокко постепенно отходят в прошлое приёмы
кирпичной пластики, фасады зданий штукатурят и украшают лепкой. Один из ранних таких примеров —
великолепный декор трапезной и собора Выдубецкого монастыря в Киеве, первого яруса Софийской
колокольни и ряда других зданий.
В 1722-1730 гг. строится здание митрополичьего дома и трапезной Софийского монастыря в Киеве.
Ситуация меняется с приездом в Киев в 1731г. крупного петербургского зодчего Иоганна-Готфрида (Ивана
Ивановича) Шеделя, автора дворцов Меньшикова на Васильевском острове и других зданий, характерных для
стиля петровского барокко. Шедель был воспитанником немецкой архитектурной школы, что проявилось в
некоторой сухости орнамента. В Киев Шедель приезжает по приглашению Киево-Печёрской лавры для
строительства большой колокольни.
Колокольня была самой высокой постройкой в России, её высота составляла 96,5 м. Она была
построена, впервые в украинской архитектуре, по принципу ордерной архитектуры. Нижний ярус трактован
как пьедестал, второй ярус выдержан в формах римско-дорического ордера, третий — конического и
четвёртый — коринфского, то есть тут использована классическая схема ордерной архитектоники, известная
ещё по зданию римского Колизея. Барочные черты видны лишь в спаренных колоннах, раскрепованных
карнизах и очертаниях завершения главы. В строительстве колокольни применена новая для того времени
техника, в частности, специально изготовленные керамические блоки. Цельные керамические коринфские
капители имеют 154 см в высоту и 140 — в ширину. Как писал о ней сам Шедель: “Сия звонница в Киево-
Печёрской лавре трудом моим сделанная, каким образом по всей Руси и в Европе другой не обыщется… и на
вечность оная звонница стоять будет” .
Кроме строений в Лавре, Шедель выполняет заказы киевского митрополита Рафаила Заборовского и,
судя по характеру форм, ему принадлежит проект знаменитой Брамы Заборовского, являющейся одним из
лучших и характернейших памятников украинского барокко XVIII в. Брама — западные ворота Софийского
монастыря, построена в 1745-1746 гг. Над проездной аркой, оформленной колоннами коринфского ордера,
высится высокий, криволинейного очертания барочный фронтон, покрытый нежным орнаментом,
выполненным украинскими мастерами.
Из построек Киева периода работы в нём Шеделя надо отметить Софийскую колокольню, ставшую,
как и Лаврская, одной из главных доминант города. Над первым этажом, возведённым ещё в начале XVIII в.
в 1744-1748 гг. были достроены второй и третий ярусы, увенчанные высокой барочной главой (четвёртый
ярус достроят в XIX в.) . Четырёхугольные, уменьшающиеся кверху ярусы колокольни мастерски покрыты
лепной орнаментикой (мастера И. Стобенский и С. Стобенский) .
В 1847 г. начинается строительство в Киеве Андреевской церкви — архитектурного шедевра
мирового значения. Выбор места для строительства не случаен. На холме, доминирующем над Подолом, ещё
в начале XIII в. была построена церковь, завершавшая перспективу главной улицы Киева. Центрическая,
объёмная композиция нового здания предопределена с самого начала. Проект церкви выполнен великим
Растрелли. Андреевская церковь — одно из ранних произведений архитектора, в котором он впервые
обратился к национальным композиционным особенностям русского зодчества. Стройный силуэт со
стремительно взлетающим вверх высоким куполом, завершающимся барочной главкой и четырьмя тонкими
башенками, поставленными по диагонали подкупольного квадрата и создающими традиционное пятиглавие,
со всех сторон читается на фоне неба. Церковь сказочно красива в панораме прекрасных киевских
приднепровских холмов. Нарядность её подчёркнута обилием пластики, светлой гаммой бирюзовых стен,
белых колонн, золотых капителей и деталей декора.
Одновременно с Андреевской церковью в Киеве строится здание Императорского (Мариинского)
дворца, также по проекту Растрелли, вернее, по образу построенного Растрелли дворца Разумовского под
Москвой. Киевский дворец в первоначальном виде до наших дней не сохранился (сгорел в 1819 г. и наново
построен архитектором К. Я. Маевским в 1870 г. в стиле растреллиевской архитектуры) . Также как и
Андреевская церковь он был украшен барочной пластикой. Андреевскую церковь и дворец строил
архитектор И. Ф. Мичурин, работавший главным архитектором Москвы. Мичурин приезжает в Киев со
своей “командой” —группой архитекторов и учеников, помогавшим ему в строительстве и самостоятельно
строивших некоторые объекты в Киеве. Так, его ученики Ф. Панов и М. Юрасов строят большое здание
Софийской бурсы, в архитектурной пластике и высокой с заломом крышей видны черты украинского
барокко.
Настоящим шедевром барочной архитектуры Украины является колокольня Дальних пещер Киево-
Печёрской лавры, построенная С. Д. Ковниром в 1754-1761 гг. Композиционный эффект двухъярусной
колокольни построен на контрасте горизонтальных и вертикальных элементов. Фасады нижнего яруса
подчёркивают сплошным рустом его горизонтальные пропорции. Лепкой украшена лишь плоскость над
проездом. Верхний ярус насыщен пластикой, спаренными колонками с коринфскими капителями на угловых
выступах, орнаментной лепкой, покрывающей все плоскости фасадов. Колокольня завершается высокой
барочной многоярусной “баней” и четырьмя конусовидными башенками. Лепку Ковнир выполнял вместе с
лаврскими мастерами И. Горохом, И. Шароваром и другими. Вся архитектура колокольни отличается
высоким профессионализмом. В 1763-1768 гг. Ковнир строит колокольню Ближних пещер, близкую по
характеру архитектуры к колокольне Дальних пещер, но без боковых башенок на углах.
Велико значение для украинской архитектуры XVIII в. творчества другого выдающегося русского
архитектора — А. В. Квасова. Он был из тех русских архитекторов, которые старались продолжить традиции
петровского барокко во время повсеместного расцвета растреллиевской пышной и насыщенной пластикой и
декором архитектуры. А. В. Квасов приезжает на Украину строить по заказу Разумовских собор Богородицы
в Козельце (1752-1763 гг.) . По типу это поставленный на подклеть девятикамерный храм, завершающийся
пятью верхами. Боковые главы поставлены на угловые ячейки по диагонали (как в Андреевской церкви в
Киеве) . В козелецком соборе угловые ячейки достигают высоты завершающего карниза, что придаёт
композиции главного объема здания цельный характер. Завершение глав, в отличие от Андреевской церкви,
типично для украинской архитектуры, как и форма крылец. Примечателен тот факт, что русский архитектор
сознательно обращается к традициям украинского зодчества, возможно не без влияния заказчиков —
Разумовских.
Высокая четырёхъярусная колокольня построена в формах барокко — с пучками колонн и
раскрепованными карнизами. Под влиянием козелецкой подобные колокольни строятся в это время в
Троицком монастыре в Чернигове (1771-1775 гг.) и в Вознесенском в Переяславе (1770-1776 гг.) .
Следует особо сказать о пространственной организации барочных ансамблей, ярче всего
проявившейся в монастырских комплексах. Такие ансамбли, как Киево-Печёрская лавра, Троицкий
монастырь в Чернигове, Выдубецкий монастырь в Киеве поражают своей необыкновенной стилевой
целостностью и органическим единством с окружающей природой. В основе художественной
выразительность ансамбля лежит живописный принцип композиции, характерный ещё для
градостроительства древней Руси. Живописность подчёркивается мягкой пластикой форм и сочной лепкой
фасадного декора, нарядным силуэтом верхов и асимметричной постановкой зданий.
Барокко — это стиль архитектурных ансамблей. Большинство ансамблей киевских монастырей
складывались в разное время, часто — ещё в древнерусский период. Окончательное их формирование
происходит в эпоху барокко, когда создаются новые постройки, объединяющие ансамбль, строятся
колокольни, становящиеся доминантами ансамблей, монастыри окружаются стенами и башнями, которые
уже не имеют военно-оборонительного значения, но являются органическими компонентами ансамблей, и,
наконец, всем зданиям ансамблей придаётся единое стилевое лицо: постройки штукатурят, белят, древние
здания, после реставрации, “одевают в барочную одежду” . Так создаются цельные в своём художественном
выражении ансамбли Киева, Чернигова, Переяслава, Межигорский, Мгарский и другие монастыри
Приднепровья и Левобережья.
Широко используя достижения западной и русской архитектуры, украинская архитектура не утратила
своей самобытности и традиций. При рассмотрении архитектуры Украины периода XVII-XVIII8 вв., можно
видеть, что многие постройки иноземных мастеров имеют наряду с традиционными приёмами и приёмы
характерные для национального украинского зодчества. В тесной связи и при содействии русских и западных
мастеров на Украине появился новый стиль — украинское барокко, как и петровское барокко отличное от
западного, и имеющее свои традиции и особенности, придающие сооружениям национальный колорит и
непревзойдённейшую красоту.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.