Внебюджетные фонды представляют собой самостоятельные фи¬нансово-кредитные учреждения и организации, в большинстве своем наделенные статусом юридического лица. Они независимы в право¬вом и экономическом отношении от федерального бюджета и бюджетов административно-территориальных объединений (республики в составе Российской Федерации, области, края, города, района и др.). Доходы и расходы внебюджетных фондов не включаются в общую сумму доходов и расходов бюджетов соответствующих администра¬тивно-территориальных объединений.
Вместе с тем средства внебюджетных фондов находятся в феде¬ральной собственности. Государство осуществляет руководство и пра¬вовую регламентацию их деятельности.
Органы государственной власти, в частности, определяют целе¬вое назначение и задачи деятельности конкретного внебюджетного фонда, источники формирования его доходов, среди которых важ¬нейшим является обязательный платеж юридических и физических лиц, устанавливаемый в централизованном порядке. Кроме того, го¬сударство определяет направления использования средств, аккумули¬руемых внебюджетными фондами. Однако задачи оперативного ру¬ководства и управления формированием и использованием средств внебюджетных фондов выполняются правлениями соответствующих внебюджетных фондов, которые несут ответственность за выполне¬ние функций, относящихся к компетенции тех или иных фондов, определяют перспективные задачи, утверждают бюджет, сметы рас¬ходов, отчеты об их исполнении, а также структуру и штаты вне¬бюджетных фондов.
Образование внебюджетных фондов означало определенную децентрализацию государственных финансов, считалось, что это будет соответствовать новым рыночным принципам хозяйствования. Но ре¬альная практика функционирования этих фондов характеризуется до¬статочно противоречивыми результатами.
Первоначально по функциональному назначению внебюджетные фонды подразделялись на экономические, т.е. образованные для реше¬ния важных общехозяйственных проблем, имеющих, как правило, программный характер (дорожное строительство и эксплуатация до¬рожного хозяйства, борьба с преступностью, экология, развитие тамо¬женной системы, воспроизводство минерально-сырьевой базы и т.п.), и социальные, образованные для обеспечения важнейших конституционных социальных прав граждан России (пенсионное обеспечение, социальное страхование и медицинское обслуживание). Экономические фонды формируются за счет:
• специальных налогов (например, плата за использование дорогами, как источник дорожного фонда);
• добровольных взносов и пожертвований граждан, предприятий, учреждений и организаций на соответствующие цели;
• сумм штрафов за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранительного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб. Суммы этих штрафов и платежей используются на проведение природоохранительных и оздоровительных мероприятий;
• сумм штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, памятников природы, находящихся в ведении соответствующих органов власти, за другие нарушения законодательства об охране этих объектов, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб, и т.п. Налоги и другие платежи, предназначенные для зачисления в бюджет, не подлежат направлению во внебюджетные фонды. Бюджетные средства не должны перечисляться во внебюджетные экономические фонды, так как последние имеют свои собственные источники формирования доходной базы. Но неиспользованные средства некоторых фондов могут поступать в доходы соответствующих бюджетов.
Представительный орган власти вправе принимать решения об образовании валютного фонда в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.
Положение о каждом внебюджетном и валютном фонде утверждается соответствующим представительным органом власти.
Средства внебюджетных и валютного фондов находятся на специальных счетах, открываемых исполнительным органом власти, органом управления внебюджетным фондом в банковских учреждениях, изъятию не подлежат и расходуются в соответствий с целевым назначением, определяемым утвержденным представительным органом власти положением о фонде, исполнительным органом власти либо органом управления внебюджетным фондом.
В орган управления внебюджетного фонда в случаях, в порядке и на условиях, определяемых положением о фонде, могут входить представители законодательных и исполнительных органов власти, заинтересованных предприятий, учреждений и организаций, иные заинтересованные физические лица.
В настоящее время в Российской Федерации предприятия осуществляют платежи в следующие внебюджетные фонды:
1. Социальные внебюджетные фонды:
• Пенсионный фонд Российской Федерации;
• фонды обязательного государственного медицинского страхования;
• Фонд социального страхования.
2. Специальные фонды:
• дорожные фонды;
• природоохранные фонды;
• фонды развития территорий;
• отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР.
3. Негосударственные фонды (негосударственные пенсион¬ные фонды, общественные фонды и т.п.).
Социальные внебюджетные фонды формируются, как правило, за счет отчислений предприятий-работодателей. Тарифы стра¬ховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и в фонды обя-зательного медицинского страхования устанавливаются федераль¬ным законом в процентах от выплат в пользу работников, на-численных по всем основаниям.
Отчисления предприятий в негосударственные пенсионные фонды, общественные фонды, на необязательное страхование и т.д. производятся предприятиями добровольно за счет собствен¬ной прибыли.
9 июл. 2011 г.
Home »
» Внебюджетные социальные фонды в системе государственных финансов
0 коммент.:
Отправить комментарий