В основу описываемой поведенческой модели положены идеи Д. и Р. Джонсонов, получившие затем распространение в работе Е. Мелибруды. Суть этой модели состоит в следующем: Считается, что конструктивное разрешение конфликтов зависит, как минимум, от четырех факторов:
1) адекватность восприятия конфликта;
2) открытость и эффективность общения;
3) создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества;
4) определение существа конфликта.
Что касается адекватности восприятия конфликта, то имеется ввиду достаточно точная, не искаженная личными пристрастиями оценка как собственных действий, намерений, позиций, так и поступков, намерений, позиций оппонентов. А получить такую оценку нелегко.
В частности, трудно избежать влияния негативной установки в отношении противной стороны, обнаруживающегося в предвзятости оценки другого. В нем, в его поведении видится и чувствуется только враждебность. По мнению Е. Мелибруды: “Это может привести к так называемому самоподтверждающемуся допущению: допуская, что ваш партнер настроен исключительно враждебно, начинаешь обороняться от него, переходя в наступление. Видя это партнер переживает враждебность к нам, и наше предварительное допущение, хотя оно и было неправильным, немедленно подтверждается”.
Из этого следует, что мы должны быть максимально неторопливыми в своих оценках других людей, особенно если речь идет о конфликте с ними.
Следующий фактор конструктивного разрешения конфликтов - открытость и эффективность общения противодействующих сторон. Специалисты обращают внимание на такой существенный момент, связанный с разрешением конфликта, как открытое обсуждение проблемы, в ходе которого стороны, не стесняясь и не сдерживая эмоции, честно высказывают свое понимание происходящего. Подобная конфронтация способствует прекращению циркуляции всевозможных слухов. Нередко открытое выражение взглядов и чувств закладывает основу для построения в дальнейшем доверительных отношений между оппонентами.
Вместе с тем каким бы острым не было столкновение, оно должно решительно исключать проявления хамства.
Поскольку открытость общения - это не только бурное излияние чувств, но и организация конструктивного поиска решения проблемы, “хорошо бы, если бы каждый из противников мог сообщить другому следующее: что я хотел бы сделать, чтобы разрешить конфликт? каких реакций я жду со стороны другого? что я собираюсь предпринять, если партнер поведет себя не так как я ожидаю? на какие последствия я надеюсь если будет достигнуто соглашение?”
Если люди готовы к диалогу, если они открыты друг для друга, естественно, создается атмосфера взаимного доверия и сотрудничества. Фактически любая конфликтная ситуация проблемна и говоря о ее разрешении, мы имеем ввиду разрешение проблемной ситуации. И поскольку в межличностных конфликтах участвуют по меньшей мере двое, речь должна идти о групповом решении проблемы, а оно неизбежно требует сотрудничества участников взаимодействия.
Для того чтобы определить существо конфликта, участники конфликта должны согласовать свой представления о сложившейся ситуации и выработать определенную стратегию поведения.
Стратегия разрешения конфликта.
2 способа разрешения конфликта:
1) трансформация объективных факторов, породивших конфликт;
2) преобразование субъективной, психологической стороны идеальным образом.
Эффективность применения этих методов может быть разной: использование этих методов может привести или к полному разрешению конфликта или к частичному.
Частичное разрешение конфликта - прекращение внешне выраженного противоборства сторон.
Полное разрешение конфликта достигается тогда, когда преобразуются все компоненты конфликтной ситуации и на внешнем и на внутреннем уровне.
При управлении конфликтом на его разрешительной стадии с целью его полного улаживания, следует иметь в виду, что наиболее сложной задачей является преобразование психологического, внутреннего образа конфликта, идеальной картины у конфликтных сторон. Решение этой задачи требует от руководителя высокого уровня психологической подготовки.
Конфликт не обязательно проходит все стадии. Сложившаяся конфликтная ситуация может быть не осознана теми, чьи интересы она ущемляет, тогда конфликт не начинается (объективные причины устранятся на латентной стадии). Удерживание конфликта на латентной стадии - задача предупреждения конфликта.
9 июл. 2011 г.
Home »
» Слагаемые конструктивного разрешения конфликта (по работе Мелибруды)
0 коммент.:
Отправить комментарий