9 июл. 2011 г.

Трудности профилактики конфликта.

Существуют препятствия, снижающие эффективность работы по предупреждению конфликта:
1. психологического характера - человеческая психика стремится к свободе, люди воспринимают негативно все попытки вмешаться в их взаимоотношения;
2. нравственного характера - выработалась норма нравственности, требующая невмешательства в личную жизнь людей, неприкосновенность личной жизни;
3. правового характера - современное законодательство защищает личную свободу, право на невмешательство в личную жизнь.
Профилактическая деятельность должна учитывать границы вмешательства, но она необходима, начинать ее следует с выявления источника конфликта.

Причины конфликта и их предупреждение.

Объективные причины - это перекосы в экономике, недостатки управления, его неэффективность, духовная, религиозная нетерпимость, религиозный фанатизм.

Методы предупреждения объективных причин:
 проведение продуманных экономических и культурных реформ;
 укрепление законности, правопорядка, социальной справедливости;
 повышение культурного уровня населения, в т.ч. конфликтологической грамотности.
Эти методы исключают деструктивные конфликты.
Важнейшая роль в решении проблем - у системы образования, у средств массовой информации, которые способны вытеснить из сознания людей стремление к агрессии, насилию, утвердить уважение прав личности, нравственность, взаимное доверие.
Агрессия (насилие)- одна из природных, естественных реакций человека, наследие истории человека с древнейших времен.
Организационно-административные методы предупреждения конфликтов (менеджмент) - это принципы и нормы психологии + алгоритмы современного менеджмента для предупреждения конфликта.
С точки зрения современной науки управления предупреждение конфликта является особой тактикой управления, осуществляемой в чрезвычайной ситуации. Само возникновение конфликта оценивается как свидетельство сбоя, провала в управленческой деятельности.
Появление конфликта - свидетельство несоблюдения основных норм современного менеджмента.
Разработку правил произвели Ф.Тейлор (1856-1915), Анри Файоль (1841-1925). Они первые стали рассматривать труд как управляемый процесс, а не как стихийный. Труд является объектом структурного исследования.

Современные принципы управления:

1) принцип долговременных целей - цели организации должны быть не сиюмоментными, а долговременными, основательными (на 10-15 лет), нацеленными на развитие производства, на повышение квалификации;
2) принцип готовности к риску - ставка не на послушного работника, а на людей, способных на обдуманный риск, невзирая на возможность ошибки. Поощряя таких работников, поощряется природная склонность людей к риску;
3) принцип признания ценности новых идей в любом деле, поддержка творческих людей;
4) принцип действенности - поощрение людей, которые реализуют свои идеи;
5) принцип упрощения - блокирование распространенного стремления к усложнению производственных и других социальных структур, что способствует конфликтам;
6) принцип подбора и воспитания эффективных сотрудников и профессионалов, т.е.
 редко отсутствующих на работе;
 работающих без контроля начальства;
 выполняющих работу качественно и в срок;
 готовых доказать фирме дополнительные услуги, совершенствующие работу;
 стремящихся предотвратить конфликт.

Сотрудничество - способ предупреждения конфликтов.
Организационные методы предупреждения конфликтов:
 всесторонняя подготовка сотрудников;
 специальное стимулирование сотрудников, их взаимопомощь;
 регулярная ротация кадров, поддержание их карьерных амбиций.

Конкуренция - способ взаимодействия людей (система сдержек и противовесов).
Практика показывает, что главная ставка делается на линию сотрудничества, которое является целю всех средств и методов управления на психологических и организационных уровнях, хотя иногда можно использовать и конкуренцию.

Нормы деловой этики и предупреждения конфликтов.
Нравственные нормы и правила выработаны людьми в целях регулирования своих взаимоотношений. Существуют не только нормы общечеловеческой морали, но и их модификации в виде корпоративной (профессиональной) этики, нацеленной на урегулирование конкретных видов деятельности - служебная, деловая этика, требования которых учитываются не меньше, чем норма права. Нормы этики нацелены на предотвращение конфликтов.

Основные нормы деловой этики:
 не опаздывать, так как опоздание может быть оценено как неуважение к партнеру, что является источником конфликта. Если задерживаетесь - необходимо заранее сообщить об этом (относится как ко времени встречи, так и к сроку выполнения работ). Нужно выделять время на выполнение работ работы с запасом;
 будьте немногословны, не говорите лишнего, особенно секретов фирмы, охрана служебной тайны - источник конфликта;
 будьте доброжелательны и приветливы;
 сочувствуйте людям, думайте не только о себе, но и о других; внимание к окружающим не только в отношении клиентов, но и в отношении сослуживцев; не прибегайте к резким возражениям людям, мнение которых не совпадает с вашим;
 следите за своей одеждой и внешним видом, необходимо органично вписываться в окружающую среду;
 говорите и пишите хорошим языком, следите за тем, чтобы не употреблять бранных слов.
Эти правила деловой этики создают атмосферу сотрудничества, которая служит заслоном против конфликтов.
По-настоящему эффективным может быть только гуманный бизнес, основанный на нравственных, моральных ценностях, которые являются долговременной основой для предупреждения и разрешения конфликтов.

Юмор как средство предупреждения конфликтов.
Людям свойственно чувство юмора. Его наличие - символ духовного здоровья человека. Юмор - примиряющая улыбка, способность человека соединить не соединяемое (добро и зло, возвышенное и низменное, серьезное и смешное). Юмор способствует разрядке возникшего напряжения в человеческих отношениях, хорошее средство вызвать позитивные чувства.
З.Фрейд писал: "Юмор сглаживает противоречия между людьми, предупреждает недовольство".
Б.Шоу: "Иногда надо рассмешить людей, чтобы отвлечь их от желания Вас повесить".
Нельзя надеяться прекратить конфликт шуткой, но с помощью юмора можно ослабить остроту конфликта. Эта роль юмора проявляется потому, что с помощью юмора обнаруживается общность между людьми, хотя бы в понимании юмора.
Способность понимать юмор - позитивное качество человека. Но необходимо проявлять чувство меры в использовании юмора, так как он производит кратковременный эффект, но и совсем им нельзя пренебрегать.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.