3 нояб. 2012 г.
Home »
» ОРГАН ДОЗНАНИЯ (ДОЗНАВАТЕЛЬ), ЕГО ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОРГАН ДОЗНАНИЯ (ДОЗНАВАТЕЛЬ), ЕГО ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Органы дознания - это органы, уполномоченные уголовно-процессуальным законом возбуждать и расследовать уголовные дела в связи с поступившей к ним информацией о совершении преступления и отсутствием возможности у следователя приступить в производству следствия. Дознание - это расследование, осуществляемое в силу необходимости органами административной юрисдикции, которые наделяются статусом органа дознания. Для всех них функция дознания не является основным видом деятельности. В уголовно-процессуальном законе дан исчерпывающий перечень органов, наделенных правом производить дознание.
В соответствии с пунктом 4 статьи 101 УПК Украины таможенные органы являются органами дознания по делам о контрабанде. В таможенной системе Украины дознание по делам о контрабанде проводят Государственная таможенная служба Украины и подчиненные ей таможни (статья 102 ТК Украины).
Уголовно-процессуальная деятельность таможенных органов, как органов дознания включает в себя:
- прием, регистрацию, рассмотрение, проверку и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях или решение вопроса о возбуждении уголовного дела (статьи 94 -100 УПК Украины);
- дознание (часть 2 статьи 104 УПК Украины);
- производство следственных действий в порядке исполнения поручений и указаний следователя (часть 3 статьи 114; часть 1 статьи 118 УПК Украины) .
Правовое положение органа дознания выражается в том, что он выступает в качестве органа государственной власти, наделенного юридическими правами и обязанностями и направляющего свою деятельность на то, чтобы обеспечить претворение норм права в жизнь. Правосубъектность органа дознания носит отраслевой характер, так как именно нормы уголовно-процессуального права являются правовой предпосылкой их участия в уголовном судопроизводстве, устанавливают объем этого участия. Правосубъектность этого органа в юридической науке, в законодательстве и на практике называется компетенцией и включает в себя властные права и неразрывно связанные с ними обязанности, причем права и обязанности распределяются между подразделениями государственного органа и должностными лицами .
Органы дознания обладают теми свойствами, которые присущи исполнительной власти в целом и которые придают им качество системно-организованных и действующих структур. Орган дознания обладает своим статусом и действует от имени государства, выражая его обязательные повеления. Применение мер воздействия включая и меры принуждения, является обязанностью не только данного органа, но и всей системы исполнительной власти, всех иных государственных органов. Орган дознания наделен компетенцией для выполнения возложенных на него задач. Орган дознания является подзаконным органом, ориентированным на деятельность на основе и во исполнение закона. Дело здесь не только в правовой субординации, но и в самом характере постоянно осуществляемой специализированной деятельности. Органы дознания действуют на основе профессионализма и принципов государственной службы. Его персонал составляют государственные служащие, занимающие должности и выполняющие свои функции в соответствии с законодательством о государственной службе.
Органы дознания являются структурно-организованными, в них есть штатное расписание, а также имеется необходимое материальное, финансовое и иное обеспечение (помещение, оргтехника, связь, транспорт и т.п.). Причем, все вышеназванные свойства органов дознания связаны между собой .
Компетенция органов дознания предопределяет характер и степень их участия в уголовно-процессуальной деятельности. То, что они являются государственными органами, ведущими уголовный процесс - основной момент их правового положения. Задачи органов государства (орган дознания, следователь, суд, прокурор) в уголовном судопроизводстве едины и решаются различными, присущими тому или иному органу средствами и методами. Причем, их решение невозможно без постоянного тесного взаимодействия, непрерывного усовершенствования его форм. Итак, под правовым положением органов дознания в уголовном процессе следует понимать положение, закрепленное уголовно-процессуальным законодательством, выражающееся в их задачах, компетенции и процессуальных отношениях с другими органами государства, ведущими уголовный процесс, участниками процесса, лицами, участвующими в процессе.
Свою деятельность в уголовном судопроизводстве органы дознания осуществляют в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. В процессе предварительного расследования органы дознания нередко используют нормы таможенного, гражданского, трудового и других отраслей права, но чаще всего применяются уголовно-правовые нормы. Большое значение для уголовно-процессуальной деятельности органов дознания имеет содержащееся в уголовном законе определение преступления. В зависимости от того, какое преступление совершено, уголовно-процессуальный закон разграничивает компетенцию органов дознания и предварительного следствия, устанавливает определенный порядок расследования. Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется при наличии признаков определенного состава преступления, делающих необходимым принятие уголовно-процессуальных мер в целях выполнения задач уголовного судопроизводства. Изменение квалификации может изменить подследственность дела, повлечь необходимость применения другой меры пресечения и т.п. В общих чертах соотношение норм уголовного и уголовно-процессуального права можно выразить следующим образом: нормы уголовного права определяют основания уголовной ответственности и ее характер, а нормы уголовно-процессуального права – условия и порядок установления события преступления, и установления события преступления, изобличения и привлечения виновных к ответственности, применения наказания. Эти нормы являются общими правовыми основаниями уголовно-процессуальной деятельности органов дознания.
Органы дознания действуют исходя из общих правовых оснований, однако исходят при этом из процессуальных решений (собственных или иных органов), которые принято называть непосредственными правовыми основаниями.
Таким образом, общими правовыми основаниями деятельности органов дознания являются законы и иные нормативные акты, устанавливающие задачи, права, обязанности, условия и порядок функционирования этих органов. Собственные процессуальные решения, а также поручения и указания следователя, прокурора, данные органам дознания в установленном законом порядка, следует считать непосредственными правовыми основаниями .
Цель уголовного процесса – это защита прав и законных интересов физических, юридических лиц и государства от преступных посягательств. Задачи – это то, что предстоит сделать на том или ином этапе уголовного процесса для достижения его цели. Задачи уголовно-процессуальной деятельности органов дознания определяются общими задачами уголовного судопроизводства. В целом эти задачи сформулированы в статьях 2, 22, 23, 29 УПК Украины. Эти задачи таковы: быстрое и полное раскрытие преступлений; изобличение виновных и установление объективной истины; обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был привлечен к ответственности и ни один невиновный не был наказан; выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступления; возмещение материального ущерба и иного вреда, причиненного преступлением.
Под раскрытием преступления понимается установление лица совершившего преступление.
Изобличение виновных означает установление всех лиц, причастных к совершенному преступлению, получение неопровержимых доказательств, подтверждающих виновность каждого из них.
Установление объективной истины - это полное, всестороннее исследование всех обстоятельств дела, выяснение уличающих и оправдывающих, смягчающих и отягчающих ответственность подозреваемого обстоятельств, установление всех фактов, входящих в предмет доказывания и необходимых для разрешения дела по существу .
Опыт показывает, что полнота раскрытия преступления находится в теснейшей связи с его быстротой. Наиболее полно раскрывается преступление «по горячим следам", когда правонарушитель задерживается и изобличается сразу же после совершения противоправного деяния. Быстрота раскрытия преступления максимально приближает момент привлечения виновного к ответственности и его наказания к моменту совершения преступления, что способствует более эффективной борьбе с преступностью. Напротив, несвоевременное и неполное раскрытие преступления порождает самые отрицательные последствия. Подрывается авторитет государственных органов, обязанностью которых является борьба с преступностью. У лиц, совершивших преступление и знавших о нем, создается мнение о возможности деяния. Такие неразоблаченные преступники представляют реальную опасность для общества, государства.
Задача обеспечения правильного применения закона с тем чтобы каждый совершивший преступление был привлечен к ответственности и ни один невиновный не был наказан тесно связана с предыдущей, ибо деятельность органов дознания по сбору доказательств, направленная на изобличение лиц, виновных в совершении преступления, невозможна без применения закона. И это понятно, ведь только реализуя предписания и дозволения уголовно-процессуальных норм можно собрать доказательства уличающие преступника. Собранные доказательства, в свою очередь, служат основанием правильного применения уголовного, уголовно-процессуального и других законов.
Важное место в применении закона органами дознания принадлежит квалификации ими расследуемых деяний. Правильно квалифицируя действия подозреваемого, орган дознания способствует верному дальнейшему решению вопросов о привлечении лица в качестве обвиняемого, о предании обвиняемому суду, о признании подсудимого виновным, о применении к нему наказания .
При расследовании каждого преступления органы дознания обязаны выяснить непосредственные причины его совершения, установить условия, способствовавшие реализации преступного умысла. О выявленных причинах и условиях, способствовавших совершению преступления, орган дознания вносит представление соответствующим государственным органам, общественным организациям, должностным лицам. Представление является эффективной формой деятельности органа дознания по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления. Соответствующий государственный орган, общественная организация или должностное лицо, получившее представление, обязаны рассмотреть его, принять необходимые меры и уведомить орган дознания не позднее чем в месячный срок со дня получения представления. Должностное лицо, оставившее представление органа дознания без рассмотрения или несвоевременно ответившие на него несет административную ответственность по статье 1856 КоАП Украины.
Орган дознания обязан принимать меры к обеспечению возмещения ущерба, причиненного преступлением и к обеспечению возможной конфискации имущества по уголовному делу о преступлении, за которое может быть применена данная дополнительная мера наказания. Такими мерами могут быть: наложение ареста на имущество (вклады) подозреваемого; изъятие имущества, нажитого преступным путем, для чего орган дознания выносит мотивированное постановление.
Важным является правильное уяснение понятия субъекта, наделенного правом производства дознания. В уголовно-процессуальном законе и соответствующей литературе используются термины “орган дознания” и “лицо, производящее дознание” (дознаватель). Это сформировавшиеся самостоятельные понятия, общеупотребительное значение которых шире, чем сумма значений, составляющих их слов. Орган дознания, в примеру, осуществляет не только дознание, но и другие виды деятельности .
Уголовно-процессуальный закон «не дает оснований для противопоставления полномочий органа дознания и дознавателя» .
Определенные элементы этого вида деятельности могут осуществляться как тем, так и иным субъектом. Из сказанного можно сделать вывод, что у дознания два субъекта деятельности: орган дознания и дознаватель .
Уголовно-процессуальный закон, регламентируя порядок производства дознания, в одних статьях определяет права и обязанности органа дознания (статьи 4, 23, 29, 65, 81, 97-99, 100, 103, 104, 106, 109 УПК Украины и другие), а в других - права и обязанности дознавателя (статьи 21, 22, 26, 53, 60, 66, 67, 79 УПК Украины и другие).
Субъекты производства дознания обязаны выполнять возложенные на них задачи и, следовательно, осуществлять в установленном законом порядке представленные им властные права. Они состоят в предоставлении органу дознания (дознавателю) возможность односторонними действиями (актами) порождать, изменять, прекращать конкретные правонарушения. Вот почему законодатель при регламентации компетенции органа дознания (дознавателя) не ограничивается указанием на их обязанности, а также предусматривает объем и конкретное содержание предоставленных им прав.
Уголовно-процессуальный закон наделяет субъектов производства дознания широким кругом прав:
- вызывать любых лиц, в качестве свидетеля для допроса или экспертов для дачи заключения; требовать от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан предъявления предметов и документов, которые могут установить необходимые по делу фактические данные; требовать проведения ревизий (статья 66 УПК Украины).
- объединять и выделять в отдельное производство уголовные дела (статья 26 УПК Украины);
- разрешать вопрос о вещественных доказательствах (статья 81 УПК Украины);
- задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления (статья 106 УПК Украины);
- применить к подозреваемому меру пресечения (статья 148 УПК Украины);
- принимать решение о производстве неотложных следственных действий (статья 104 УПК Украины) и другие права.
Помимо вышеперечисленных прав, субъект производства дознания несет такие обязанности:
- разъяснять участвующим в деле лицам их права и обеспечивать возможность обеспечения этих прав (статья 53 УПК Украины);
- заявлять самоотвод (статья 60 УПК Украины);
- обеспечивать хранение вещественных доказательств (статья 79 УПК Украины);
- обеспечивать надлежащее оформление протоколов (статьи 84, 85, 851,852 УПК Украины);
- выносить постановления о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении дела (статьи 98, 99 УПК Украины) и другие обязанности.
Основой организационного устройства органа дознания является единоначалие. Оно необходимо для оперативного реагирования на текущие события, для быстрого принятия решений. Характерной чертой единоначалия является персональная ответственность за решения и проведение их в жизнь. Полномочия органа дознания не могут быть реализованы без ведома его начальника. Можно считать, в случаях, когда уголовно-процессуальный закон говорить об органе дознания, постановления дознавателя утверждаются начальником органа дознания .
В уголовно-процессуальном законе отсутствует упоминание о начальнике органа дознания, тем более не получил регламентации и вопрос об объеме и соотношении прав начальника органа дознания и дознавателя. На этом основании отдельные авторы делают вывод о том, что начальник органа дознания является только административным руководителем соответствующего органа дознания и никакими процессуальными функциями не обладает, а его отношения с дознавателем носят чисто служебный, а не процессуальный характер .
Более обоснованной, однако, является другая позиция: отношения между начальником органа дознания и дознавателем должны строиться на той же основе, что и отношения между начальником следственного отдела и следователем и носить процессуальный характер.
Обычно на практике так и происходит. Начальник органа дознания контролирует действия дознавателя, принимает меря к наиболее полному, всестороннему и объективному производству расследования. В целях такового контроля начальник органа дознания утверждает постановления о производстве следственных действий в процессе дознания, участвует в них непосредственно. Руководителю органа дознания принадлежит право проверки дел, дачи указаний дознавателю относительно производства тех или иных действий, квалификации преступления. Он вправе передать дело от одного работника дознания к другому, поручить расследование группе работников. К сожалению, указанные фактически права начальника органа дознания не получили закрепления в законе. Но поскольку он имеет в процессе расследования определенные права и несет определенные обязанности его, безусловно, следует признать субъектом уголовного процесса .
Отношения служебного подчинения дознавателя и начальника органа дознания не должны подменять процессуальных отношений. Между ними могут возникнуть разногласия по принципиальным вопросам, связанным с расследованием конкретного уголовного дела. Понятно, указания начальника обязательны для дознавателя в силу служебной подчиненности, однако, когда речь идет о принятии решений по существенным процессуальным вопросам, нельзя все сводить только к административно-служебным отношениям. В соответствии со статьей 67 УПК Украины дознаватель решения по делу принимает на основе оценки доказательств по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом.
Понятие «дознаватель», в юридической литературе определяется по разному. Есть мнение, что дознаватель – это процессуальная фигура, наделенная законом определяемыми правами и обязанностями .
Более обоснованной представляется точка зрения, что дознаватель – это начальник органа дознания или соответствующее должностное лицо этого органа, уполномоченное начальником органа дознания на производство дознания .
Решения о производстве дознания принимается: в центральном аппарате Государственной таможенной службы Украины – Председателем службы или его заместителями, в таможне – начальником таможни или его заместителями.
Непосредственное руководство дознанием в таможенной системе Украины по конкретным уголовным делам о контрабанде осуществляется Управлением по организации борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил Государственной таможенной службы Украины, а в таможнях – начальником таможни или его заместителями (пункты 1.6, 1.7 Приказа ГТС Украины № 587 от 19.09.98 г.)
В региональных таможнях (таможнях) имеются Отделения (Службы) по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, структурными подразделениями которых являются отделы (секторы) дознания, работники которых осуществляют дознание по делам о контрабанде (Приказ ГТС Украины № 400 от 08.07.98 г.)
Руководители подразделений дознания таможен назначаются Председателем Службы по согласованию с руководством Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил (пункт 1.9. Приказа ГТС Украины № 587 от 19.09.98 г.)
Должностные лица таможенных органов Украины являются представителями органа государства. Законные требования работников таможенных органов Украины обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.
Работники таможенных органов Украины при исполнении возложенных на них обязанностей руководствуются только законом, действуют в его рамках и подчиняются только своим непосредственному и прямому начальникам. Никто иной, за исключением уполномоченных должностных лиц, в случаях, предусмотренных законом, не вправе вмешиваться в законную деятельность работников таможенных органов Украины. Вмешательство в деятельность работников таможенных органов Украины влечет ответственность по законам Украины (статья 156 ТК Украины).
Таможенные органы и их должностные лица, допустившие неправомерные действия несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Должностные лица таможенных органов, которые нарушили действующее законодательство при производстве по делам о контрабанде, несут уголовную, административную, дисциплинарную ответственность.
Ущерб, причиненный неправомерными действиями должностных лиц таможенных органов Украины при исполнении служебных обязанностей, возмещается на общих основаниях (статья 150 ТК Украины).
0 коммент.:
Отправить комментарий