2 нояб. 2012 г.

Рунет – российский сектор Интернета

Рунет – сообщество пользователей Интернета, общающихся на русском языке. Его можно считать вполне состоявшимся явлением, которое сочетает в себе как базовые характеристики Интернета, так и специфические черты. Говоря о Рунете, необходимо кратко остановиться на актуальных социологических характеристиках этого явления. Соответствующие данные содержатся в аналитических отчетах и статьях (Войскунский, 2001; Интернет в цифрах и фактах, 2002; Опросы «Интернет в Росии», 2003; Методика анализа …, 2003). Как известно, проблема точной оценки численности пользователей Интернета обусловлена тем, что взаимодействие в Сети позволяет коммуникантам сохранять практически полную анонимность. Зачастую исследователь не может получить о пользователе никакой иной информации, кроме идентификационного номера компьютера пользователя (IP-адрес). Однако даже эти данные не могут стать основой для однозначных выводов: один и тот же компьютер для выхода в Интернет могут использовать несколько (иногда десятки и сотни) пользователей, и, наоборот, один и тот же пользователь может участвовать в электронной коммуникации с разных компьютеров. Этими обстоятельствами обусловлен большой диапазон значений, характеризующий количество пользователей Интернета. Тем не менее, темпы роста Сети всегда были весьма впечатляющими. Если в 1984 году к Интернету было подключено около 100 компьютеров, то к началу 2001 года их число возросло в 90 тысяч раз. Рост количества участников электронного общения превосходит показатели, которые были характерны для аудитории радио, телевидения и других средств массовой информации. По данным “Global Research”, мировая аудитория Интернета к концу 2000 года составляла 665 миллионов пользователей, а аналитики “IT-Forecasts” уверены, что это число достигнет к 2005 году одного миллиарда. Серьезное сдерживающее влияние на темпы роста аудитории Рунета оказывают социальная и экономическая ситуация в стране, а также географические особенности (большая протяженность) и слабое развитие инфраструктуры телекоммуникаций. Тем не менее, на протяжении целого ряда лет в России наблюдается устойчивый рост количества пользователей. Аналитики «Рамблера» выразили динамику роста российского сектора в виде формулы: «в два раза за три года». К началу 2004 года аудитория Рунета составила, по мнению различных исследователей, от 5,5 до 12 млн. человек. Несмотря на противоречивый характер оценок, можно утверждать, что количество пользователей Интернета в России на сегодняшний день не превышает 15% всего населения России. В сферу интернет-общения вовлечена лишь определенная часть носителей русского языка, в то время как большинство не являются активными участниками электронной коммуникации. Элитарный характер Сети, сравнительно небольшая аудитория, которые характеризуют Интернет с первых дней его существования, идут разрез с концептуальными установками на всеохватность Интернета и идеями информационного общества. Несмотря на значительные усилия, ряд социальных групп даже в развитых странах оказывается исключенным из коммуникативного пространства Сети, что является поводом для обсуждения вопроса о цифровом неравенстве (digital divide). Представляется, что элитарный характер Интернета, возможно, обусловлен не только внешними факторами, но и сущностными характеристиками самой виртуальной реальности. Это утверждение имеет немаловажное значение в контексте данной работы. Онтологическое значение языка и коммуникации в Интернете вряд ли позволяет считать объективными исследования электронной коммуникации вне учета социологических и психологических особенностей сетевых сообществ. Психолингвистические и социолингвистические характеристики участников общения оказывают непосредственное влияние на трансформацию естественного языка, формирование норм речевого поведения, жанрообразование и другие процессы. Можно зафиксировать и обратное воздействие: языковое сознание коммуникантов оказывает влияние на процессы функционирования и развития сообществ пользователей. Каковы же демографические характеристики пользователей Рунета? По данным опроса «Интернет в России», проведенного фондом «Общественное мнение» осенью 2003 года, пользователи Интернета – молодые люди в возрасте от 18 до 34 лет. Доля россиян более старшего возраста, пользующихся Интернетом, составляет не более 20%. Общая тенденция позволяет предположить, что средний возраст российского пользователя в дальнейшем еще более снизится. Значительной является доля людей с высшим образованием: в 2003 году она составила 35%. Рунет является преимущественно мужской средой: 57% пользователей составляют мужчины. В последнее время наблюдается значительный рост численности женщин среди пользователей Сети. Наконец, весьма существенными являются данные о владении пользователями российского сектора Сети английским языком. По статистическим данным, более двух третей пользователей владеют английским языком на уровне, достаточном для целей интернет-общения. Совсем не владеют этим языком лишь 6% пользователей. Таким образом, можно утверждать, что участники электронного общения – молодые люди, почти половина из них имеет высшее образование, большая часть – владеет английским языком.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.