3 нояб. 2012 г.
Home »
» История развития уголовного законодательства о преступлениях против здоровья населения.
История развития уголовного законодательства о преступлениях против здоровья населения.
В основу конструирования ныне закрепляемой в УК РФ системы преступлений против здоровья положен принцип дихотомии , в соответствии с которым все они подразделяются на две разновидности: связанные с наркотическими, сильнодействующими или ядовитыми веществами и не связанные.
Если сравнивать ранее действующие уголовно-правовые нормы, посвященные вопросам ответственности за первую разновидность, то в наиболее полном объеме они были изложены в УК РСФСР 1960 года. Но это вовсе не значит, что до этого они не считались уголовно наказуемыми. Еще в Уложении о наказаниях в главе «О преступлениях и поступках против постановлений, ограждающих народное здравие» имелось общее отделение, именуемое «О нарушении правил, установленных для продажи, хранения и употребления веществ ядовитых и сильнодействующих». Расширив основания ответственности (продажа лицам, не имеющим право на покупку, сильнодействующих или ядовитых веществ, незаконное их приобретение, нарушение правил приготовления или торговли азотной кислотой), Уголовное Уложение 1903 года дифференцировало санкции в зависимости от признаков субъекта преступления, выделив специально три статьи. В одной из них криминализировалось нарушение правил хранения, отпуска или использования такого рода средств ответственным лицом аптек и производств; в другой - лицом, имеющим право их использовать; в третьей предусматривалась ответственность лиц, виновных в хранении для продажи или в продаже сильнодействующих и ядовитых веществ без лицензии или с нарушением ее условий.
В отличие от Уголовного Уложения, УК РСФСР 1922 года упоминал о наказуемости лиши «приготовления ядовитых и сильнодействующих веществ лицами, не имеющими на то права». Аналогичным образом был решен вопрос о предмете преступления и разработчиками УК РСФСР 1926 года, которые тем не менее сочли необходимым расширить признаки объективной стороны состава, включив в нее действия как по приготовлению, так и по хранению и сбыту сильнодействующих веществ. Постановление ВЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1936 г., которое имело в виду еще более узкое понятие предмета преступлений - н любые, а только ядовитые сильнодействующие вещества, ввело ответственность и за их производство, хранение, отпуск и перевозку. В период действия УК РСФСР 1926 года был принят ряд международных документов, касающихся незаконного обращения с наркотическими средствами:
• Женевская конвенция об ограничении производства и о регламентации распределения наркотических средств (1931 г.);
• Конвенция по борьбе с незаконным оборотом вредных лекарственных веществ (1936 г.);
• Протокол о внесении изменений в соглашения, конвенции и протоколы о наркотических средствах (1946 г.);
• Парижский протокол о международном контроле за лекарственными веществами, не подпадающими под действие конвенции от 13 июля 1931 года, (1948 г.);
• Протокол об ограничении и регламентации культивирования растений мака (производства опиума, международной и оптовой торговли им и его употреблении) (1953г.).
Это побудило законодателя не только дополнить действующее законодательство ( в 1934 году был установлен запрет на «посев мака и индийской конопли, за исключением тех посевов, урожаи которых идут исключительно на покрытие медицинских и научных потребностей Союза ССР», и установлена соответствующая уголовная ответственность), но и переосмыслить систему преступлений против здоровья населения при разработке УК РСФСР 1960 года. Особенностью этого закона было то, что он, предусматривая составы преступлений, непосредственно связанные с незаконным обращением наркотиков, изготовлением, приобретением, хранением, перевозкой, сбытом, а равно посевом и выращиванием запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества, вообще умалчивал о наказуемости соответствующих действий в отношении сильнодействующих и ядовитых веществ. Лишь в 1974 году была сформулирована норма, согласно которой в качестве преступного надлежало квалифицировать незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку и сбыт сильнодействующих и ядовитых веществ. Позднее статьи, непосредственно касающиеся признаков наказуемости деяний, связанных с наркотиками, сильнодействующими и ядовитыми веществами неоднократно изменялись и дополнялись.
0 коммент.:
Отправить комментарий