25 окт. 2012 г.
Home »
» “ИСТОЛКОВАНИЕ СЛОВАМИ СВЯТЫХ ОТЦОВ”
“ИСТОЛКОВАНИЕ СЛОВАМИ СВЯТЫХ ОТЦОВ”
ФЕОФАН ЗАТВОРНІК. “Хлеб, о коем молимся в четвертом прошении, есть вещественный хлеб, необходимый для поддержания жиз¬ни телесной; при чем при нем можно подразумевать и спрашивать и других потреб, без коих жить нель¬зя, как-то: одежды, крова. Но как и душа имеет нужду в духовном питании для поддержания жизни ду¬ховной, то под хлебом можно разуметь здесь и ду¬ховную для души пищу. Пища сия есть—Слово Божие ”
ЗЛАТОУСТ. “ Что такое хлеб насущный. Дневной — Так как Господь Иисус сказал: да будет воля Твоя, и на земле, как на небе, и так как беседовал Он с человеками, обложенными плотию, которые подлежать необходимым законам природы, и не могут иметь Ангельского бесстрастия; то хотя и повелевает нам так исполнять заповеди, как и Ангелы исполняют оные, однако, наконец, снисходить к немощи природы, и как бы так говорить: „Я требую от вас равноангельской строгости жизни, впрочем, не требую бесстрастия; ибо сего не допускает природа ваша, которая имеет необходимую нужду в пище. Смотри, как и в телесном много духовного! Спаситель повелел молиться не о богатстве, не об удовольствиях, не о многоценных одеждах, не о другом чем либо подобном сему, но только о хле6е, и притом о хлебе дневном,—так, чтобы нам не заботиться о завтрашнем. Для чего и присовокупил; хлеб насущный, т.е. дневной. Даже и сим словом не удовлетворился, но присовокупил после сего и другое: дай нам на сей день, дабы нам не сокрушать себя заботою о наступающем дне. Ибо если не знаем, увидим ли продолжение оного, то для чего и пещись о нем? Он хочет, чтобы мы всегда были препоясаны и окрылены верою, и не более уступали природе, как сколько требует от нас необходимая нужда”.
БЛАЖ. АВГУСТИН. “ Хлеб может иметь три значения,—может означать и вещественный хлеб со всем другим, необходимым для жизни, и таинство тела Хри¬стова, которое мы принимаем каждодневно (так было тогда), и пищу духовную, о коей Господь сказал: старайтесь не о пище тленной, но о пище пребывающей в жизнь вечную (Ин. 6, 27). И в другом месте: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его (Ин. 4, 34). Из сих трех значений он иногда об одном преимущественно рассуждает, иногда о другом, но всегда имеет во внимании все три”.
БЛАЖ. ФЕОФИЛАКТ. “ Господь научает просить хлеба только насущного, т.е., полезного для нашего существования и для поддержания жизни, отнюдь не лишнего, но необходимого.
Насущным называется хлеб тот, который достаточен для сохранения нашего естества в силе. Словами же на сей день, устраняется забота о завтрашнем дне.—И тело Христово есть насущный хлеб, о не осужденном причащении которого нам должно молиться”.
СИМЕОН СОЛУНСКИЙ. “Пред сим испрашивали мы небесного; но будучи смертны, и имея нужду для поддержания жизни в хлебе, просим и его, яко человеки, зная, что и он в деснице Твоей, Отче наш, и что Ты один, не скуден, мы же всем скудны. Впрочем, прося хлеба, не слишком много его просим, а сколько требуется для употребления на сей день: ибо мы научены не пещись о завтрашнем дне, потому что Ты, Отче, как ныне Кормитель наш еси, так завтра и всегда будешь им.—И еще,—молясь о хлебе насущном, мы молимся и о живом хлебе небесном, всесвятом Теле Слова живого, не вкушающий Которого жив не будет. И Он есть насущный хлеб наш, как укрепляющий и освежающий душу и тело. Не вкушающий его не имеет живота в себе, а вкушающий жив будет во веки (Ин. 6, 43. 58) ”.
СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН. “ Глаголем: хлеб нам дай, этим показуем, что не только о своем пропитании, но и о прочих просим от любви христианской. Любовь бо христианская требует, чтобы мы не только о себе, но и о ближних на их старались”.
0 коммент.:
Отправить комментарий