18 окт. 2012 г.
Home »
» Взаимность и реторсии
Взаимность и реторсии
Проблема взаимности коллизионных норм неотъемлемо связанна с тенденцией укрепления и развития межгосударственных отношений. В настоящее время поли-тика России направлена на расширение и углубление внешнеполитических, внеш-неэкономических, социально-культурных связей. Интеграция России в мировую экономику ведёт к тому, что стороны должны стремиться к развитию таких связей на началах равноправия.
Сущность взаимности состоит в предоставлении физическим и юридическим лицам иностранного государства определённых прав при условии, что физические и юридические лица предоставляющего их государства будут пользоваться анало-гичными правами в данном иностранном государстве. Вводя оговорку о взаимно-сти в международный договор, государство преследует цель обеспечить своим ор-ганизациям и гражданам за границей пользование определёнными правами. По-скольку в законодательствах государств имеются значительные различия, в отно-шении взаимности возникают определённые сложности. Они состоят в следующем: в области частноправовых отношений, осложнённых иностранным элементом, взаимности придаётся значение специального правового института, различающего “материальную” и “формальную” взаимность.
Материальная взаимность означает предоставление иностранным гражданам и юридическим лицам в стране пребывания правомочий, аналогичных тем, какие предоставляются местным гражданам и юридическим лицам в стране, к которой принадлежат эти иностранные лица.
Формальная взаимность предполагает предоставление иностранным физиче-ским и юридическим лицам правомочий, вытекающих из местного закона; они мо-гут быть поставлены в одинаковое положение с местными гражданами и юридиче-скими лицами. В международном частном праве преобладает определение право-вого режима иностранцев на основе “формальной” взаимности.
С одной стороны, в силу принципа “формальной” взаимности иностранным гражданам в Российской Федерации предоставляются права, которыми обладают российские граждане, в том числе и те права, которыми они не пользуются в своём государстве. Эти нормы, в частности, закреплены в ст.62 ч.3 Конституции РФ. С другой стороны, иностранцы не могут требовать предоставления им тех прав, ко-торыми они обладают в своём государстве, если предоставление таких прав не предусмотрено российским законодательством.
Немаловажным моментом в отношениях России с иностранными государства-ми является то, что в силу различных правовых систем и различных правовых ин-ститутов предоставление прав физическим и юридическим лицам в полном объёме невозможно.
Приведём конкретный пример. В большинстве государств существует право частной собственности на землю. В нашей стране хотя такое право и было предус- мотрено (в отношении её граждан в 1990 г.), такое право не предоставляется ино-странцам. Следовательно, “материальная” взаимность, т.е. предоставление ино-странным гражданам, например, гражданам Франции, права собственности в Рос-сийской Федерации на земельный участок, была бы нарушением основ нашего строя. Поэтому французский гражданин может обладать в нашей стране только такими правами, какие имеют другие иностранные граждане. Что же касается рос-сийского гражданина во Франции, то он должен иметь те права, которые предос-тавляются во Франции иностранным гражданам. Объём этих прав в России и Франции может не совпадать. В этом случае речь может идти о предоставлении на началах взаимности либо национального режима, либо режима наибольшего бла-гоприятствования. В конечном счёте, предоставление взаимности в области от-ношений гражданско-правового характера, осложнённого иностранным элемен-том является безусловным, что закрепляется в большинстве международных до-говоров.
Ещё одним примером взаимности могут являться нормы содержащиеся в фе-деральных законах, посвящённых защите прав на результаты интеллектуальной деятельности, наделяющие иностранных граждан и юридических лиц правами на результаты интеллектуальной деятельности наравне с российскими гражданами. Так, согласно ст.36 Патентного закона РФ иностранные физические и юридические лица пользуются правами, предусмотренными этим Законом, наравне с физиче-скими и юридическим лицами Российской Федерации в силу международных до-говоров РФ или на основе принципа взаимности.11 Иностранные юридические и физические лица пользуются правами, предусмотренными Законом РФ “О товар-ных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров” наравне с юридическими и физическими лицами Российской Федерации в силу международных договоров РФ или на основе принципа взаимности, причём право на регистрацию в Российской Федерации наименований мест происхождения това-ров предоставляется юридическим и физическим лицам государств, предостав-ляющих аналогичное право юридическим и физическим лицам Российской Феде-рации.12
В более широком плане взаимность - одно из начал международного сотрудни-чества, позволяющих обеспечивать на основе равенства и взаимной выгоды права и интересы государств, их граждан и организаций. Ряд международных договоров России придаёт взаимности значение обязательного условия закрепления за граж-данами и организациями Сторон определённых полномочий. В соглашении между Правительством РФ и Правительством Украины о сотрудничестве в области охра-ны промышленной собственности 1993 г. оговаривается, что при подаче заявок на выдачу охранных документов, получении охранных документов и поддержании их в силе заявители и патентные поверенные обоих государств на основе принципа взаимности могут вести дела непосредственно с патентными ведомствами сторон.
Таким образом, можно сформулировать три взаимосвязанных правила, опре-деляющие принципиальное отношение к взаимности в международном частном праве: 1) применение иностранного закона не зависит от взаимности (это правило можно рассматривать как принцип международного частного права); 2) соблюде-ние взаимности может быть предусмотрено отдельными законами и тогда норма иностранного должна применяться только при наличии взаимности; 3) если приме-нение нормы иностранного права поставлено в зависимость от взаимности, то счи-тается, что взаимность существует до тех пор, пока не будет доказано обратное (презумпция наличия взаимности).
С вопросом взаимности связанно введение так называемых ответных ограни-чений - реторсий, целью которых является, в частности, восстановление принципа взаимности. Реторсии являются правомерными с точки зрения международного права принудительными действиями государства, совершаемыми в ответ на дис-криминационные акты (т.е. акты специально нарушающие права и интересы граж-дан и организаций) другого государства.
Реторсии по своей сути должны быть соразмерны, адекватны ограничениям, введённым дискриминационным актом. В ст.162 Основ 1991г. реторсии определя-ются как ответные ограничения правоспособности в отношении граждан и юриди-ческих лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения право-способности российских граждан и юридических лиц. Подобные ограничения пре-дусмотрены также в п.3 ст.210 АПК РФ, разрешающей установление ответных ограничений в отношении иностранных лиц тех государств, в которых допуска-ются специальные ограничения процессуальных прав российских граждан и орга-низаций13. Ответные меры по защите экономических интересов Российской Феде-рации, муниципальных образований в области внешнеторговой деятельности могут быть введены в соответствии со ст.34 Закона “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”14. Основаниями для их введения является принятие иностранным государством мер, нарушающих экономические интересы Российской Федерации, а также невыполнение иностранным государством принятых им по международным договорам обязательств перед Российской Федерацией.
Право установления ответных ограничений (введения ответных мер) предос-тавлено Правительству России, осуществляющему исполнительную власть в Рос-сийской Федерации.
Существование такого юридического института как реторсии помимо выше-перечисленных причин обусловлено тем затруднительным положением, в котором оказались наши соотечественники после распада Советского Союза. Негативное отношение к русскоязычному населению в ряде государств (страны Балтии, Казах-стан) непременно влечёт ограничение социально-экономических прав граждан. В этом случае Россия может применять соответствующие меры, допускаемые совре-менным международным правом, к этим государствам. К этим мерам относится: сокращение торгово-экономических связей, изменение таможенного режима, от-мена льгот физическим и юридическим лицам осуществляющим свою деятель-ность на территории Российской Федерации и т.д.15
0 коммент.:
Отправить комментарий