25 окт. 2012 г.

Семейная социализация.

Отсутствие сплоченности, дезорганизация семьи открывают двери для внесемейных влияний. Нормативные влияния вообще и семейные в частности действуют с помощью норм-образцов, моделей поведения, знание которых позволяет каждый раз не искать заново ре-шений в стандартных ситуациях, а вести себя как бы автоматически, в соответствии с принятыми в данной социокультурной среде и усвоенными личностью шаблонами. Се-мейные ритуалы в наибольшей степени связаны с нормами- образцами, поскольку степень стандартизованности, повторяемости ситуаций повседневной семейной жизни чрезвычай-но высока. Процесс возникновения личности выступает как процесс преобразования биологи-чески заданного материала силами социальной действительности, существующей до, вне и совершенно независимо от этого материала. Иногда этот процесс называют "социализацией личности". На наш взгляд, это на-звание неудачно, потому что уже предполагает, будто личность как-то существует и до ее социализации". На деле же "социализируется не личность, а естественно-природное тело новорожденного, которому еще лишь предстоит превратиться в личность в процессе этой "социализации", т.е. личность еще должна возникнуть. И акт ее рождения не совпадает ни по времени, ни по существу с актом рождения человеческого тела, с днем физического появления человека на свет. Поскольку тело младенца с первых минут включено в совокупность человеческих отношений, потенциально он уже личность. Потенциально, но не актуально. Личностью – социальной единицей, субъектом, носителем социально-человеческой деятельности – ребенок станет лишь там и тогда, когда сам начнет совершать деятель-ность. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без него. Напротив, нестандартные ситуации регулируются с помощью норм- принципов, оп-ределяющих ценностную направленность действий. Нормативное воздействие в семье принимается индивидом, чтобы сохранить свой межличностный статус и получить одобрение от других. Это, однако, не означает, что ин-дивид обязательно разделяет принимаемые, им мнения. При информационном воздействии семьи индивид разделяет семейную картину ми-ра, принимает ее как истинную, но не ищет обязательного одобрения со стороны других. Семьи "традиционные" и "современные" различаются между собой не как носители нормативного или информационного влияния, а по соотношению их участия в социализа-ционном процессе. Ослабление сплоченности семьи уменьшает как силу ее нормативного воздействия, так и ее надежность и устойчивость как источника информации для индивида. На рисунке 1 представлены проводники (агенты) социализации. (См. ПРИЛОЖЕ-НИЕ). Формирование в семье гибкой переключаемости ребенка с кода поведения "среди своих" на код "среди чужих" и обратно. Чем сплоченнее семья, тем сильнее семейное МЫ, тем отчетливее признаки и атри-буты того, что "мы свои". Оппозиция своего и чужого распространяется и на общезначимые ценности. Так, было бы дико, если бы дома, в семье близкие люди вели себя как начальники и подчинен-ные и т.п. Такая тенденция характерна для учреждений общественного воспитания, для детских домов и приютов, воспитатели которых стремятся к тому, чтобы дети, находясь у себя дома, вели себя как "на людях" по "полным" нормам социального поведения. Однако общечеловеческая норма "своего" поведения в стенах своего дома отменяет служебную субординацию и требует, чтобы, например, гость, даже если он генерал и во-обще начальник, вел себя именно как гость и чтобы хозяева не вытягивались перед ним во фрунт, даже будучи в действительности вне домашней жизни его подчиненными. Как известно, в разного рода неформальных группах и кликах (например, подрост-ковых) эта тенденция "свойскости", временной отмены общезначимого абсолютизируется. Поэтому семья противостоит гипертрофии "чужести", навязываемых детям в приютах, и свирепости "мы свои", обнаруживаемой в шайках и кликах (своеобразным проявлением этого является присущее диким племенам людоедов убеждение, что они никаким людоед-ством не занимаются: "Мы нас не ели, мы их ели, потому что они – не мы", т.е. не люди). Именно в семье закладываются основы умения быстро переключаться со "своего" на "чужое" и обратно. Не принадлежность детей к "плохим" или "хорошим" семьям делает их самих "плохими" или "хорошими", а неспособность семьи (благополучной или небла-гополучной) привить детям умение отменять там, где надо, общечеловеческое или ущем-лять исконно свое. Именно поэтому важно изучать роль социальной структуры в этом процессе, социальные факторы подобного влияния семьи на социализацию личности, ха-рактеризующейся гибкостью или ригидностью механизма самоконтроля. Нуклеарная семья является той изначальной социальной матрицей, внутрь которой уходят корни личности и откуда берутся ее истоки Я. Семья ориентирует ребенка, прежде всего, на членов семьи и других родственников и лишь затем – на социальное окружение и общество в целом. Для социолога важно знать, как именно в семье индивид (в момент рождения – еще только предпосылка и предусловие человека) делается личностью. Недостаточно сказать только о конечном результате, надо раскрыть и механизмы социализации. Это заставляет взглянуть на поэтапное формирование личности с точки зрения вклада семьи в становление механизма, управляющего поведением, т.е. в форми-рование структуры диспозиционной регуляции индивидуального поведения. Поскольку человек существует в истории и изменяется не за счет анатомических трансформаций или только наследственности, а благодаря изменениям своего поведения и культуры, постольку результаты действий зависят не просто от сочетания внутренних и внешних предпосылок, а от личностного определения возникающих жизненных ситуаций, т.е., говоря другими словами, от их индивидуальной оценки. Индивид рождается с генетически заданным набором физиологических потребно-стей. Но это рождение происходит в разных по социально-экономическим условиям семь-ях (семейных ситуациях). Поэтому, анализируя процесс социализации, следует выделять типические ситуации в семьях разного типа, различным образом воздействующие на удовлетворение тех или иных потребностей. Иными словами, надо знать, какие именно семейные ситуации по фазам семейного цикла и каким образом влияют на те или иные конкретные потребности социализируемого ребенка. В разных теориях социализации подчеркиваются и разные аспекты семейной социа-лизации, что, собственно, и отличает одну теорию от другой. В психоанализе внимание фокусируется на инстинктивных влечениях и на роли бессознательного. Семейные ситуации типологизируются по взаимоотношениям матери – сына, отца – дочери. Среди потребностей выделяется либидо (половое влечение). Изна-чальная социокультурная конфликтность ролей родителей и детей обнаруживается, в са-мых ранних детских возрастах. И если она не находит своего разрешения в семье, то акти-визирует влечения взрослого все его оставшуюся жизнь. Психоанализ интересен структу-рированием личности как взаимодействия противоречащих друг другу «сверх Я» и «ОНО», достигающих уравновешивания в «Я». Среди диспозиций центральное место принадлежит Я как главной ценности лично-сти. Поэтому фрейдовская трактовка Я как регулятора между половым влечением к роди-телю противоположного пола и социальным ограничением этого влечения интересна не содержательным конфликтом между сексуальным и социальным, а моделированием кон-фликта между обществом и личностью в самой структуре человеческого Я. Важно, что подобная амбивалентность Я обнаруживается с первых дней социализации и что в психо-анализе показан механизм самоограничения Я, формирования совести или социальной от-ветственности личности, умения подчинять индивидуальное общему. Любовь или нена-висть к родителям порождают чувство вины и разные формы сублимации этих чувств. В когнитивных теориях, акцентирующих рациональность человеческого поведения, роль семьи обнаруживается в моральном развитии ребенка. Например, теория перехода от эгоцентризма к релятивизму Ж. Пиаже рассматривает эгоцентризм как когнитивную не-зрелость, как веру в то, что и другие определяют ситуации и события точно так же, как и ребенок, т.е. помещая его в центр Вселенной. Любовь и забота родителей, согласно этой точке зрения, укрепляют этот "реализм", когда мир искривляется под себя и когда оказы-вается невозможной подлинная кооперация с другими. В этот же период (до 6-7 лет) зависимость ребенка как младшего от старших связана с его эмоциональной односторонностью по отношению к родителям, чувствами "слепой" привязанности и любви. Именно это, кстати, больше всего нравится в малышах малодет-ным родителям (бэби-комплекс). В полноценной семье после 7 – 8 лет освобождение ребенка от пут эгоцентризма, "реализма" и зависимого почитания родителей идет быстрее. Но процесс формирования более релятивистской картины мира может задерживаться. И тогда в среде сверстников могут разгораться бои за навязывание своей Я-центристской концепции другим. Причем обычно все успехи приписываются себе, своим способностям, а неудачи – обстоятельст-вам, "помехам" со стороны других. "Хорошая" социализация в семье позволяет избежать этой тенденции, формирует социально компетентную личность, способную брать ответст-венность на себя, а не списывать все на неблагоприятные условия. В теории Дж. Мида процесс формирования Я рассматривается как своего рода отход от центристской тенденции, как включение в свой мир других людей, как, с другой сторо-ны, умение войти в их роль. Подражая родителям, ребенок учится входить в роль и выхо-дить из нее, но, главное, он научается видеть себя со стороны. "Я-образ" - это представле-ние о себе, увиденное глазами других. Чем значимее эти другие для ребенка, тем больше вероятность, что Я-образ будет формироваться под влиянием оценок этих "значимых дру-гих". При общении ребенка с отдельными "другими" начинает формироваться обобщен-ный образ своего Я, причем лучше всего это происходит не при парном взаимодействии, а в групповых интеракциях. "Генерализованный другой" – это обобщенный образ других, который легче конст-руируется в группах, а не в диадных (парных) контактах. В сплоченных семьях "генерали-зованный другой" идентифицируется с семейным МЫ и Я-образ складывается не как про-стая сумма образов других людей, а как концепция Я, присущая "генерализованному дру-гому". Чем интегрированнее семья, тем непротиворечивей Я-концепция ребенка. Различия Я-образов в разных группах – проводниках (агентах) социализации – бу-дет заставлять человека подбирать таких "значимых других", которые будут подтверждать сложившуюся Я-концепцию. Таким образом, умение входить в роль другого и видеть себя его глазами формирует ценность своего Я посредством переключения с одних ролей на другие. В теории Дж. Ми-да также подчеркивается та особенность ранней социализации, которая связана с неиз-бежностью уравновешивания противоположных тенденций, а, следовательно, с важной ролью семейного Мы в становлении Я. Социализация в семье может трактоваться и как формирование базовой иерархии индивидуальных потребностей. Если выделить три основных уровня потребностей – по-требности в физическом, психологическом и социальном самосохранении, то в принципе каждый из них может быть высшим и соответственно определять ту или иную направлен-ность личности. Вместе с тем указанная последовательность этих потребностей раскрыва-ет их изначальную иерархию – прежде чем ломать голову над смыслом бытия и стремить-ся оберегать свое Я в общении с другими, надо быть хотя бы относительно сытым и оде-тым. В повседневности все взаимосвязано и та или иная направленность личности обна-руживается лишь как тенденция в массе повторяющихся ситуаций. Среди потребностей социального уровня – в образовании, труде, творчестве – выде-лим и потребности в браке и семье. Важно выяснить их значимость для социального само-сохранения личности, то, какую роль они играют для сохранения и повышения социаль-ного статуса индивида, а также для творческого самосовершенствования личности, для ее полноценной самореализации. Процесс социализации на протяжении всего жизненного цикла индивида предлага-ет две основные, не равные по времени и интенсивности стадии. Первая стадия – период активного становления индивида как общественного существа – занимает около трети жизни. На этой стадии осуществляется: 1. элементарная или первичная социализация ребенка; 2. нормативно-фрагментарная, маргинальная социализация подростка; 3. концептуально-целостная, результирующая социализация молодежи периода перехода от юности к зрелости. Вторая стадия – период развития сложившейся личности в ходе ее дальнейшего функционирования в обществе: 1. в качестве трудоспособного члена общества; 2. в связи с выходом на пенсию. Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семей-ных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семей-ных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Этот климат в значитель-ной мере неблагоприятен ныне для адекватной потребности в семье и семейных ролях – отсутствие совместной деятельности родителей и детей, которая непосредственно цементирует семейное единение, ведет к атмосфере потребительства и бытового са-мообслуживания, к редукции семейных ролей до уровня бытовщины. Профессиональная занятость членов семьи вне дома превращает эти редуцированные семейные роли и по-требности в "бремя". И, к сожалению, социальная проблема соотношения семейных и внесемейных (прежде всего профессиональных) ролей все чаще трактуется через пере-распределение семейных ролей через разделение семейного бремени между мужем и же-ной.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.