23 сент. 2012 г.
Home »
» Римское право
Римское право
1-3 вв. н.э. – классическое право (принципат), 3-сер.4вв. – абсолютная монархия
Предмет основ Римского права
Римское право = частное (интересы частных лиц) + публичное (интересы гос-ва).
Частное право (интересы частных лиц):
1) квиритское (“квирит” - римлянин, старое римское, деление на плебеев и патрициев, ius civilus),
2) перегринское (ius gentium, только здесь был письменный договор, образовалось как право для чужестранцев, но после расширения Рима, естественно, стало сильно влиять на квиритское право, сер. 4в. – Юстиниан – полное слияние квиритского (цивильного) и перегринского права),
3) преторское (магистров)
Публичное право (по статусу государства) – религиозное право, правовое положение жрецов, правовая политика магистратов (уголовное – в более поздний период)
Основные варианты норм права:
1) императивные нормы – не изменяемые частными договорами,
2) уполномочивающие нормы – “как договорятся” в частном праве,
3) диспозитивные (условно-обязательные ) нормы– “если не воспользовался правом выбора (составления завещания), то будет так-то”.
Основные институты частного (гражданского) права:
1) собственность,
2) другие ограниченные права на вещи,
3) договоры и обязательства,
4) наследование,
5) учение об исках.
Причины большого значения Римского права (просуществовало 1000 лет):
- высокий уровень развития Рима (товарно-денежные отношения) и использование права самой передовой части империи – Афин,
- впитывание элементов права срезу нескольких стран (Греция, Египет, Сирия),
- авторитет “живого права” римских юристов (38 чел., в т.ч. Папиниан, Гай, Павел, Ульпиан, Модестин)
Характеристика старого римского права:
плебеи и патриции;
агнаты – все, кто живет под одной крышей (квази-родственники) имеют право на наследство данного домовладельца;
вышедшая замуж женщина может стать “когнаткой” перейдя в другой дом – теряет право на наследство старого домовладельца (возможно исключение: женщина сохраняет право на часть наследства своего отца при наличии договора поручения между женщиной и ее мужем на управление ее имуществом и обязанностью женщины на 3 суток в год уходить из дома, при этом также имеется право на развод).
Источники Римского права
Понятие источника права: 1) откуда родилось (из каких отношений), 2) где его можно прочитать (обычное право, законы, постановления сената, эдикты магистратов), деятельность юристов), 3) откуда о нем знаем мы (кодификация Юстиниана, записи юристов, литература того времени, философские трактаты того времени).
Источники в плане “откуда взялось”:
1) обычное право – неписанное (т.е. юридические обычаи предков). Обычаи относились и к обычному обороту, и к жрецам (“практики жрецов”), и к магистрам (“обычаи магистратов”). Законы 12 таблиц – в основном на основе обычного права. После защиты государством становится законом (в императорский период обычное право становится неудобным: разнотипные территории со своими обычаями и более активный оборот требуют унификации),
2) законы Легес – постановления Сената, народных собраний, императорские конституции (эдикты – распоряжения населению по общим вопросам, рескрипты – решения по частным ходатайствам, мандаты – чиновникам, декреты – окончательные решения императора по частным спорам),
3) эдикты магистратов,
4) деятельность юристов.
В республиканском Риме законы – через общее собрание.
В период принципата – через сенат, подконтрольный императору.
В императорский период – через распоряжения императора (конституции)
Термин “эдикт” - с республиканского Рима: эдикты преторов по гражданским делам и магистратов – по торговым делам.
Эдикты были обязательны для самих магистратов. Основной подход: “закон творит народ, преторы и другие магистраты не могут ни вводить новый закон, ни отменять старый – они лишь трактуют, применяют при разрешении споров и конкретизируют “дыры”.
Однако право трактовки позволяло эдиктами фактически изменять цивильное право, не меняя его формально через защиту претором новых отношений и незащиту цивильных правил. Отсюда – существенное развитие цивильного права преторами и перерастание его в преторское право, которое просуществовало (пусть под контролем императора, с правом внесения им изменений) до Юстиниана (4в.н.э.).
Юристы (жрецы, понтифы) – правотворчество на основе их личного авторитета (без законодательных официальных полномочий) в период 1-3вв., т.е. в период принципата, классического права. Естественно, юристы проводили политику правящего класса, поэтому власти стало удобно признавать решения юристов и их обязательность для судьи.
Институции – учебники юристов.
Живое право юристов с 4 в. приходит в упадок, т.к. введены официальные должности юристов при императоре
С 5 в. вводится обязательное формальное цитирование работ юристов при решении споров и вынесение решений именно на основе формальных цитат – о “живости” (т.е. творчестве при применении общих принципов к конкретным делам) уже речи не идет.
Кодификации
Кодификации (объединение и систематизация норм права):
1) с 5 в. до н.э. – законы 12 таблиц (простота, логичность, требования их знать с 6 лет),
2) 3-4вв. – конституции – попытки частных лиц обобщить правовые нормы из указов императоров,
3) 5 в. – Феодосиев кодекс из 16 книг – первая официальная императорская кодификация (неудачная),
4) 6 в. – кодификация Юстиниана – обобщение не только императорских указов, но и сочинений классиков (5 в. – разделение Рима на Римскую и Византийскую части, 6 в. – тенденции к объединению). Основная задача кодификации Юстиниана – укрепление власти императора.
Кодификация Юстиниана (“сводом нового гражданского (цивильного) права”):
с 528 по 534гг. обнародованы:
1) первый свод императорских законов (полностью заменен кодексом 50 решений),
2) “Дигесты Юстиниана” (сборники трудов юристов за всю прошедшую историю, 50 томов, более 1000 законов, по всем отраслям права, перевод существует в наши дни),
3) институции (учебник по праву из 12 книг на основе институций Гая – одного из пятерки ведущих юристов прошлого, в Бейруте и Константинополе создаются юридические школы, изучающие превые 3 года Дигесты и Институции),
4) “Кодекс 50 решений” (прогресс в плане разрешения многих спорных вопросов, отмена устаревших процедур, например, отмена манципации, т.е. передачи средств производства, включая рабов, через торжественный обряд),
5) Позднее к Дигестам, институциям и Кодексу добавились Новеллы (новые законы, отразившие слияние патрициев и плебеев в нобилей).
В они применялись до 10 в. в Восточном (Византийском) Риме.
В Западном Риме всё это время применялись сборники отдельных королевств (законы Легес) и практика юристов, и лишь в 11 в. узнали о Дигестах.
0 коммент.:
Отправить комментарий