6 сент. 2012 г.
Home »
» Мирное использование права на самоопределение
Мирное использование права на самоопределение
Право на самоопределение есть “революционное” право - как потому, что ведет к структурным геополитическим изменениям, так и потому что народ должен отстаивать свой правовой и политический статус субъекта, отличный от государства. Право на самоопределение имеет вечную потенциальность, и народ всегда имеет право на внешние и внутренние изменения. И тот факт, что в Заключительных Документах конференций СБСЕ по человеческому измерению в Мадриде, Копенгагене и Москве не дано каких-либо разъяснений относящихся к самоопределению принципа 7 СБСЕ, говорит и о революционном характере этого права, и о нежелании государств затрагивать эту ключевую проблему.
Сперва же зададимся вопросом: действительно ли полезны или даже желательны процессы самоопределения, если при нынешней международной системе они вначале приводят к вооруженным конфликтам, а в конце - к созданию новых суверенных вооруженных государств, что опять-таки приводит к возрастанию опасности новых вооруженных конфликтов. Несмотря на всю демократическую сложность проблемы, ответ должен быть утвердительным по четырем причинам:
1) право на самоопределение является международно признанным;
2) во всем мире усиливается поддержка этого права;
3) репрессии - ответ не приемлемый ни в правовом, ни в моральном плане;
4) применяемое в полном объеме новое международное право позволяет найти адекватные решения.
Необходимы особые средства поддержки этого права, чтобы оно осуществлялось мирным путем. Эта доработка не может ограничиваться средствами типа “коллективных обращений” в Комитеты ООН и в международный суд, а должно привести к созданию приемлемой системы международной безопасности. Совместно должны быть рассмотрены такие факторы, как политическая независимость, разоружение, интеграция, международная социальная и экономическая безопасность. Должны быть соблюдены следующие условия:
1) непосредственное и явное обращение к международному праву;
2) признание власти наднациональных органов ООН и соответствующих региональных институтов;
3) отказ от использования силы, применение исключительно инструментов демократии: соглашений, референдума, плебисцита, выборов;
4) уважение прав человека, в особенности, прав меньшинств;
5) демилитаризация потенциальной территориальной единицы;
6) демократическая конституция; признающая приоритет гуманистического международного права;
7) включение в систему международной интеграции.
Международное сообщество, настаивая на соблюдении этих условий, в свою очередь обязано:
1) на территории, где существует проблема самоопределения, должна быть оперативно размещена наднациональная структура, гарантирующая:
а) мониторинг,
б) наблюдение над процессом народного волеизъявления,
в) если необходимо, силы ненасильственного разъединения;
2) создание механизмов коллективной безопасности под контролем ООН и европейских институтов;
3) федеральная трансформация пред-существовавших региональных институтов интеграции, частью которых в скором времени может стать новая территориальная единица;
4) демократизация международных институтов (ООН, СБСЕ, Совет Европы и т.п.) посредством форм прямой легимитизации и народного политического представительства в международном процессе принятия решений.
На европейском уровне это требует от СБСЕ, Европейского Сообщества и Совета Европы скорейшего создания панъевропейского Агентства по делам самоопределения и национальных меньшинств. А независимые организации должны в рамках своих средств способствовать распространению подхода “права человека и демократия” также и на процессы самоопределения.
0 коммент.:
Отправить комментарий