22 сент. 2012 г.

Структура местных бюджетов

Доходная часть Муниципальные бюджеты состоят из доходной и расходной части. Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законами РФ в распоряжение органов государственной и муниципальной власти. Доходная часть муниципальных бюджетов формируется из налоговых и неналоговых поступлений, а также за счет безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года. Доходы подразделяются на текущие и капитальные. Текущие доходы подразделяются на налоговые и неналоговые. Под налоговыми доходами подразумевается обязательные, безвозмездные невозвратные платежи в пользу бюджета. Большинство неналоговых доходов не имеют фискально-постоянного характера, твердо установленной ставки. В отличии от других видов доходов неналоговые доходы бюджета не должны жестко планироваться. На практике они планируются на уровне поступлений предыдущего года. Неналоговые доходы образуются в результате хозяйственной и иной деятельности органов местного самоуправления. К ним относятся: доходы от использования имущества муниципалитетов, его продажи; проценты по остаткам в кредитных учреждениях; возвращенные бюджетные кредиты и ссуд и процентов по ним; часть прибыли от муниципальных предприятий; прибыль от доли в уставном капитале предприятий или девидентов по акциям находящимся в муниципальной собственности; доходы в форме финансовой помощи (дотации, субвенции, субсидии), получаемые из бюджетов других уровней. и другие предусмотренные законом доходы (суммы штрафов, компенсаций и иных сумм принудительного изъятия). В соответствии с законодательством РФ муниципальные бюджеты состоят из собственных, закрепленных и регулирующих доходов. В соответствии с данной классификацией доходные источники состоят из: Собственных доходов; Поступлений от регулирующих налогов; Средства, выделяемых из фонда финансовой поддержки муниципальных образований; Средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ; Финансовая помощь в различной форме дотации, субвенции и т.д.; Заемные средства; Другие источники. Собственные доходы - это доходы, закрепленные за местными бюджетами полностью или в определенной части на постоянной основе федеральными законами и законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления и уплачиваемые непосредственной в местные бюджеты. К собственным доходам муниципалитетов относятся: местные налоги и сборы, другие собственные доходы, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов РФ. К местным налогам и сборам относятся налоги и сборы установленные в соответствии с федеральными законами. К местным налогам относятся: налог на имущество физических лиц; земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; курортный сбор; сбор за право торговли; целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, благоустройство территории, на нужды образования и другие цели; налог на рекламу; налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники; сбор с владельцев собак; лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор за выдачу ордера на квартиру; сбор за парковку автотранспорта; сбор за использование местной символики; сбор за участие в бегах на ипподроме; сбор за выигрыш в бегах; сбор со сделок на биржах за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами; сбор за право проведения кино- и телесъемок; сбор за уборку территории населенных пунктов; сбор за открытие игорного бизнеса; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законодательством и введенные местным самоуправлением (сбор за содержание излишнего поголовья дойных коров, сбор за проезд через территорию города, сбор парковку иностранного транспорта и за право проезда по центральным улицам, сбор на содержание автобусного парка, налог на содержание общественного телевидения, сбор на содержание футбольной команды, сбор на медицинское оборудование, сбор за вывоз древесины и другие налоги и сборы). Законом об основах налоговой системы определены бюджеты разного уровня, в которые зачисляются уплачиваемые суммы местных налогов и сборов, если иное не предусмотрено законодательными актами. Поэтому не допускается принятие решений, ущемляющих бюджетные права органов местного самоуправления. За нарушение принятых решений о введении местных налогов и сборов к плательщикам применяются санкции в соответствии с Законом “Об основах налоговой системы в РФ”. К другим собственным доходам, согласно ст. 7 ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в РФ”, относятся: доходы от приватизации и реализации муниципального имущества; не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации; доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений и муниципальных земель; платежи пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством РФ; доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей; штрафы, подлежащие зачислению а местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ; государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством РФ; не менее 50% налога на имущество предприятий (организаций); подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельность без образования юридического лица. К собственным доходам местных бюджетов относятся также доли федеральных налогов: часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50% в среднем по субъекту РФ; часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5 % в среднем по субъекту РФ; часть НДС по товарам отечественно производства (за исключением драг металлов и драгоценных камней) в пределах не менее 10 % в среднем по субъекту РФ; часть акцизов на спирт, водку и ликеро-водочные изделия в пределах не менее 5 % в среднем по субъекту РФ; часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в пределах не менее 10 % в среднем по субъекту РФ; Размеры минимальных долей федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованьями на постоянной основе, определяется законодательными органами субъекта РФ. Расчет долей, подлежащих закреплению за муниципальными образованьями, производится исходя из общего объема средств, переданных субъекту РФ по каждому из этих налогов. В этих пределах законодательный орган субъекта РФ устанавливает для каждого муниципального образования доли соответствующих федеральных налогов исходя из их среднего уровня. К собственным доходам местных бюджетов могут относится также другие платежи, установленные законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Регулирующие доходы местных бюджетов - это федеральные и региональные налоги по которым устанавливаются нормативы отчислений (в %) в местные бюджеты в порядке бюджетного регулирования сверх собственных доходов. К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся: часть федеральных и региональных налогов, передаваемых в местные бюджеты по нормативам, утверждаемым органами государственной власти субъектов РФ в порядке бюджетного регулирования на планируемый год; дотации и субвенции из бюджетов субъектов РФ, а по федеральным программам - и из федерального бюджета; средства из Фонда Финансовой Поддержки муниципальных образований; другие средства, получаемые местными бюджетами по взаимным расчетам за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Основная часть налоговых доходов местных бюджетов формируется в настоящее время за счет регулирующих доходов. Поскольку регулирующие доходы в части долей от федеральных и региональных закрепляются за местными бюджетами, как правило на один год, данные налоги по степени воздействия на муниципальные финансы можно приравнять к трансфертам. Таким образом, реальный уровень финансовой самостоятельности муниципалитетов при существующей налоговой системе определяется уровнем местных налогов. Следовательно, основная часть муниципальных образований находится в финансовой зависимости от региональных органов власти, что не позволяет им самостоятельно решать многие вопросы в своих интересах. Так как темпы роста расходов регионов превышают темпы роста их доходов, то периодически возникает необходимость в пополнении доходной части бюджетов муниципальных образований. Как правило, основными формами финансовой поддержки муниципальных образований являются дотации и субвенции. Порядок их предоставления и объем, в том числе и средств, выделяемых для финансовой поддержки муниципальных образований, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ. Дотации - это средства, выделяемые местным бюджетам в твердой сумме из бюджетов субъектов РФ в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения и используются для финансирования расходов минимального местного бюджета в случае недостаточности налогового потенциала собственных доходов и регулирующих налогов на территории муниципального образования. Субвенции - суммы, выделяемые на конкретные цели (инвестиционные проекты и программы, прошедшие экспертизу) и определенный срок местным бюджетам из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Слабой стороной этого инструмента пополнения доходной части местных бюджетов является тот факт, что он фигурирует в бюджетах многих субъектов РФ как не защищенная статья. В этом случае местные бюджеты становятся еще более уязвимыми от поступления доходов в региональные бюджеты. Отрицательной стороной дотаций и субвенций, как способа финансовой помощи является тот факт, что данные источники лишены стимулирующих средств, они создают у органов власти иждивенческие настроения. Такая практика передачи средств не способствует развитию их хозяйственной инициативы, а также приводит к ослаблению финансового контроля. Для дополнительного пополнения доходной части местных бюджетов органы местного самоуправления могут привлекать также средства инвесторов для реализации программ социально-экономического развития муниципального образования. Привлечение таких средств осуществляется путем заключения договоров между инвесторами и органами местного самоуправления. Источниками пополнения местного бюджета могут стать: покупка органами местного самоуправления за счет внебюджетных средств государственных и негосударственных ценных бумаг, акций и облигаций с обязательным зачислением доходов по ним в местный бюджет. выпуск муниципальных займов и заключение кредитных соглашений/договоров, в пределах сумм, установленных представительным органом муниципального образования. Предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не должна превышать 15% объема расходной части местного бюджета. Краткосрочные заимствования в любой форме не могут производится до утверждения местного бюджета на текущий финансовой год. разовые добровольные сборы с граждан для финансирования расходов местного значения, решения о которых могут принимать представительные органы местного самоуправления или непосредственно население. Собранные средства должны использоваться исключительно по целевому назначению. Заключительные выводы по формированию доходной части местных бюджетов. Подводя итог всему вышесказанному можно сказать, что местные бюджеты не формировались и не будут формироваться исключительно за счет собственных налоговых поступлений и других собственных источников доходов. Поэтому соотношение 3-х основных источников финансирования доходной части местных бюджетов (государственные средства, передаваемые органам местного самоуправления органами государственной власти в виде финансовых ресурсов или доходных источников; собственные средства муниципалитетов; заемные средства или муниципальный кредит) в структуре местных финансов определяет самостоятельность конкретного муниципального образования. Поскольку преимущество в структуре местных финансов 1-й или 2-й группы источников средств порождает зависимость от органов государственной власти субъекта РФ или кредитных учреждений, ограничивая тем самым целевое использование средств на нужды населения и самого муниципального образования, то органы местного самоуправления должны стремиться к увеличению собственных источников доходов. Если исходить из того, что финансовая самостоятельность, а фактически и самостоятельность местного самоуправления может быть обеспечена только в случае наличия достаточных средств для покрытия как минимум обязательных расходов местного бюджета, то муниципалитеты вынуждены и должны изыскивать дополнительные средства и возможности их получения для укрепления своей финансовой базы, чтобы обеспечить тем самым себе самостоятельность в действиях. Из этого следует, что самостоятельность местных финансов, а значит и муниципального образования в целом зависит в значительной степени от эффективности собственной организационно-финансовой деятельности органов местного самоуправления, а также от степени профессионализма специалистов муниципалитетов. Сегодня же бюджеты МСУ в основной массе формируются от достигнутого уровня, исходя из субъективных факторов. Такая практика лишает местные органы власти стимулов к сокращению бюджетных расходов, к поиску новых доходных источников, развитию предпринимательства и т.д.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.