22 сент. 2012 г.
Home »
» Расходная часть бюджетов МСУ
Расходная часть бюджетов МСУ
Другой частью местного бюджета является смета расходов. Расходы бюджета включают в себя все невозвратные платежи, независимо от того являются они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются – текущих или капитальных.
Расходы формируются по следующим направлениям:
На финансирование отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, рыболовство, строительство, транспорт, связь и т.д.);
На финансирование социально-культурного развития, науки;
На содержание органов власти и управления;
Расходы связанные с обслуживанием долга.
Исходя из того что бюджет муниципального образования состоит из минимального бюджета и бюджета развития, расходы соответственно различаются на текущие расходы и капитальные расходы, связанные с развитием муниципального образования. Такое деление расходной части бюджетов является традиционным для бюджетов всех уровней. К текущим расходам относятся расходы на содержание и капитальный ремонт ЖКХ, учреждений образования, науки, культуры, спорта, социальную поддержку населения, содержание пассажирского общественного транспорта и другие расходы, не входящие в бюджет развития.
Расходная часть бюджета развития, как правило, включает в себя ассигнования на капитальные вложения и развитие социально-экономического потенциала муниципального образования, иные расходы на расширенное воспроизводство. Вместе с тем, расходы муниципалитетов можно классифицировать в зависимости от того, на осуществление каких полномочий органов местного самоуправления они направляются. Среди полномочий местного самоуправления выделяют собственные полномочия, связанные с решением задач местного значения, и полномочия, делегированные органами государственной власти. С учетом этого деления расходная часть местных бюджетов включает в себя:
расходы, связанные с выполнением функций органов местного самоуправления;
расходы, связанные с выполнением государственный полномочий, делегированных органам местного самоуправления.
Полный перечень расходов местных бюджетов содержится в ст. 12 ФЗ “о финансовых основах местного самоуправления в РФ”.
Расходная часть местных бюджетов включает:
расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;
расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ;
расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;
расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;
ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска;
иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.
Как правило, бюджеты и субъектов РФ и муниципальных образований в особенности, социально ориентированы. В бюджетах городов областного подчинения основные расходы приходятся на народное хозяйство (в первую очередь - ЖКХ) и социально-культурные мероприятия (особенно образование и здравоохранение). Из общих расходов бюджетов всех уровней на местные бюджеты приходится: 42% всех расходов на социальную политику, 57%- на здравоохранение и физкультуру, 42% - на культуру и искусство, 66% - на ЖКХ, 67% - на образование (среднее образование финансируется на местном уровне на 95%) Здесь необходимо отметить, что экономическое положение муниципалитетов в последние годы ухудшилось в связи с тем, что на них сброшены финансово неподкрепленные расходы. Доля затрат М.О. в консолидированном бюджете РФ за последние 3 года с 27 до 32%, а доходная часть, наоборот, сократилась с 29 до 20%. (К 1998 году доля местного самоуправления в доходах консолидированного бюджета сократилась с 28% до 21%, а доля расходов одновременно выросла с 29% до 31%.)
Так в бюджете муниципального образования “Сланцовский район” Ленинградской области на 1999 год основная часть бюджетных расходов приходится на социально-культурные мероприятия: культура и образование - 37,8%, социальная политика и здравоохранение - 11,4%, т.е. около 50% всех бюджетных расходов; а также на дотирование ЖКХ - 27,37%. Таким образом, социальные расходы составляют 3/4 всех расходов бюджета.
Проблема ЖКХ было, есть и будет одной из самых финасовозатратных сфер деятельности МСУ. Его традиционно не считали отраслью экономики: никто им всерьез не занимался и не думал об экономии средств, выделяемых на ЖКХ. В результате М.О. получили затратное, устаревшее и неэффективное хозяйство. Сейчас, чтобы поддерживать ЖКХ в рабочеспособном состоянии, компенсировать разницу в тарифах и выплачивать жилищные субсидии некоторые муниципалитеты тратят от 30 до 40% бюджетных средств.
Такая ситуация просто опасна для финансов МСУ. Чтобы исправит ситуацию необходимо внедрять и переходить на новые технологии эксплуатации ЖКХ. Надо строить и ремонтировать качественно, используя новые высокопрочные и износостойкие материалы с большой гарантией эксплуатации. Это должно сократить ежегодные издержки на эксплуатацию и ремонт объектов ЖКХ. Кроме этого при проектировании и строительстве зданий и сооружений должны использоваться приборы учета расходования тепла, воды, газа, электричества. Некоторые элементы по повышению эффективности ЖКХ в городах РФ внедряются, но очень медленно. Этот процесс надо ускорить через программу государственной поддержки жилищно-коммунальной реформы и через проведение взаимозачетов между строительными организация и муниципалитетами по схеме, приборы учета в новом доме = 50% местных налогов, уплачиваемых строителями в местный бюджет при строительстве объекта (для строящихся объектов). Можно применить также и административные методы - обязательное оснащение объектов ЖКХ приборами учета при утверждении проекта строительства.
Данная структура расходов местных бюджетов свойственна для муниципальных образований и она будет продолжать оставаться такой до тех пор, пока не будет воплощена и реализована до конца жилищно-коммунальная реформа и пока у муниципалитетов не появятся средства для инвестиционной политики торгово-промышленной сфере на местном уровне. И даже тогда основные расходы будут приходиться на социально-культурные мероприятия, так как это предопределено самой сущностью/природой местного самоуправления.
Социальная направленность расходов бюджетов муниципальных образований, как правило, обостряет противоречия между сферой производства как базой доходов бюджетов и социальной сферой, которая требует колоссальных затрат, которых нет у муниципальных бюджетов. Складывается ситуация, когда основная часть денежных средств муниципальных образований идет на поддержание социальной сферы. При этом используются изношенные убыточные основные фонды – других ведь просто нет. Идет процесс деградации экономической базы местного самоуправления, так как она не обновляется, не развивается и модернизируется из-за отсутствия необходимых средств. Поэтому, несмотря на масштабное перераспределение бюджетных ресурсов, предназначенных для муниципалитетов, между самими муниципальными образованьями, существует дефицит средств в местных бюджетах, а также большая дифференциация доходов на душу населения в разных муниципальных образованиях одного региона.
Увеличение расходов местных бюджетов при недостаточном объеме закрепленных доходов приводит к тому, что возрастает доля регулирующих источников доходов (в доходах городов - 75%, сельских р-х - 90%). Такая жесткая зависимость местных бюджетов от вышестоящих органов подрывает принцип самостоятельности местного самоуправления.
0 коммент.:
Отправить комментарий