25 сент. 2012 г.
Home »
» Психологическая антропология в системе дисциплин педагогической антропологии
Психологическая антропология в системе дисциплин педагогической антропологии
Как уже отмечалось выше, главный вопрос педагогической антропологии
- это вопрос о сущности человека, путях, средствах и сфере ее станов-
ления. Такой важнейшей сферой несомненно является образование - всеоб-
щая форма человеческого способа жизни. Как и любая другая сфера об-
щественной жизни (экономика, политика, право, медицина, искусство и
др.), образование предполагает научное обоснование, т.е. рефлексию ус-
ловий, особенностей, устройства, закономерностей и тенденций функцио-
нирования и изменения основных компонентов образовательной сферы.
Научное обеспечение образования реализуется комплексом дисциплин. К
числу основных относятся философия, культурология, социология, этно-
графия, история, психология, физиология и др. Включаясь в исследование
сферы образования, перечисленные дисциплины расширяют предметную об-
ласть своей науки проблемами образования. Возникают новые разделы или
отрасли знания, например философия образования, социология образова-
ния, история образования.
Главное место в новой системе антропологически ориентированных наук
об образовании должно принадлежать психологии. В педагогической антро-
пологии эта мысль высказывалась неоднократно. Значение психологии сос-
тоит в том, что она дает педагогу знания о деятельности, сознании,
личности человека, о закономерностях, стадиях, феноменологии его раз-
вития, о встрече поколений в образовательном процессе, о специфике пе-
дагогического руководства развитием детей, подростков, юношей.
Психологическое образование педагога должно быть поэтому максималь-
но содержательным и профессионально ориентированным. Здесь психология
является составной частью педагогической антропологии. Базу психологи-
ческого образования педагога должны составить учебные дисциплины пред-
лагаемого нами курса: "Введение в психологию субъективности", "Разви-
тие субъективности в онтогенезе", "Становление субъективности в обра-
зовании". В совокупности эти дисциплины и составляют курс "Основы пси-
хологической антропологии" - как системы общего психологического обра-
зования педагогов. Базовый компонент психологического образования в
педвузе может быть дополнен психологическими дисциплинами по профилю
специальности и по ступеням педагогического образования.
"Основы психологической антропологии" могут стать обоснованием ди-
дактики и методики как технологии и техники обучения, воспитания и
формирования сознания и способностей школьников. Технология в образо-
вании - это рефлексия и осознание общих принципов и способов работы
педагога во всех процессах образования. Методика в образовании - это
описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятель-
ности в отдельных образовательных процессах - то, что К.Д.Ушинский на-
зывал "собранием правил воспитательной деятельности".
0 коммент.:
Отправить комментарий