25 сент. 2012 г.

Психологическая антропология в системе дисциплин педагогической антропологии

Как уже отмечалось выше, главный вопрос педагогической антропологии - это вопрос о сущности человека, путях, средствах и сфере ее станов- ления. Такой важнейшей сферой несомненно является образование - всеоб- щая форма человеческого способа жизни. Как и любая другая сфера об- щественной жизни (экономика, политика, право, медицина, искусство и др.), образование предполагает научное обоснование, т.е. рефлексию ус- ловий, особенностей, устройства, закономерностей и тенденций функцио- нирования и изменения основных компонентов образовательной сферы. Научное обеспечение образования реализуется комплексом дисциплин. К числу основных относятся философия, культурология, социология, этно- графия, история, психология, физиология и др. Включаясь в исследование сферы образования, перечисленные дисциплины расширяют предметную об- ласть своей науки проблемами образования. Возникают новые разделы или отрасли знания, например философия образования, социология образова- ния, история образования. Главное место в новой системе антропологически ориентированных наук об образовании должно принадлежать психологии. В педагогической антро- пологии эта мысль высказывалась неоднократно. Значение психологии сос- тоит в том, что она дает педагогу знания о деятельности, сознании, личности человека, о закономерностях, стадиях, феноменологии его раз- вития, о встрече поколений в образовательном процессе, о специфике пе- дагогического руководства развитием детей, подростков, юношей. Психологическое образование педагога должно быть поэтому максималь- но содержательным и профессионально ориентированным. Здесь психология является составной частью педагогической антропологии. Базу психологи- ческого образования педагога должны составить учебные дисциплины пред- лагаемого нами курса: "Введение в психологию субъективности", "Разви- тие субъективности в онтогенезе", "Становление субъективности в обра- зовании". В совокупности эти дисциплины и составляют курс "Основы пси- хологической антропологии" - как системы общего психологического обра- зования педагогов. Базовый компонент психологического образования в педвузе может быть дополнен психологическими дисциплинами по профилю специальности и по ступеням педагогического образования. "Основы психологической антропологии" могут стать обоснованием ди- дактики и методики как технологии и техники обучения, воспитания и формирования сознания и способностей школьников. Технология в образо- вании - это рефлексия и осознание общих принципов и способов работы педагога во всех процессах образования. Методика в образовании - это описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятель- ности в отдельных образовательных процессах - то, что К.Д.Ушинский на- зывал "собранием правил воспитательной деятельности".
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.