13 сент. 2012 г.
Home »
» Начало революции.
Начало революции.
В истории Франции 1789 год стал переломным. Уже давно ряд признаков, ряд примет предвещали близость больших событий. “Французская революция, поразившая своею стихийною неожиданностью как самих участников ее, так и свой жертвы, медленно подготовлялась в течение столетия и даже еще более продолжительного периода. Она явилась результатом все более глубокого несоответствия между действительною жизнью и законом, между учреждениями и нравами, между буквой и духом”.
И торгово-промышленный кризис, и голод крестьян, и бедствия городской бедноты могли лишь обострить и ускорить приближение революционного взрыва, но не они были главными причинами революции. Ее коренные, главные, неустранимые причины лежали глубже. Революция была неизбежной потому, что господствовавший в течение многих столетий феодально-абсолютистский строй полностью изжил себя, стал преградой экономическому, социальному и политическому развитию страны.
Это выражалось прежде всего в глубоком и неразрешимом конфликте между третьим сословием, составлявшим огромное большинство населения страны, и привилегированными сословиями, количественно ничтожными, но обладавшими полнотой политической власти. Привилегированные сословия – духовенство и дворянство, каковы бы ни были у них частные отношения с двором, они оставались оплотом и опорой феодально-абсолютистской монархии. В третье сословие входили и богатая, экономически самая сильная буржуазия – политически бесправная, но рвущаяся к власти, и закабаленное феодальными поборами и повинностями многомиллионное крестьянство, и городское плебейство, или, как позже его стали называть, городское санкюлотство – рабочие, ремесленники, беднота.
Конечно, интересы и задачи разных классов, входивших в состав третьего сословия, во многом расходились. “ “Liberte!” - “свобода!”, - самое популярное слово, кружившее умы в 1789 г., понималось совсем по-разному графом Мирабо – аристократом, примкнувшему к враждебным абсолютизму силам, Жаном Жозефом Мунье – богатым буржуа и юристом, возглавлявшим оппозицию в Дофинэ, или типографом Антуаном Моморо, будущим членом Клуба кордельеров. Но в ту пору – в 1788 – 1789 гг. еще сильнее, чем эти различия, была общность интересов, объединявшая и сплачивавшая третье сословие в борьбе против феодально-абсолютистского строя”.
Революционная ситуация, сложившаяся еще в 1788 году, с началом следующего года стала быстро обостряться. В марте и апреле 1789 года по ряду провинций королевства снова прокатилась волна крестьянских волнений.
5 мая 1789 года Людовик XVI был вынужден созвать Генеральные штаты – впервые за 150 лет. Генеральные штаты состояли, как и в прежние времена, из трех сословий. Зал “малых забав” Версальского дворца, где собрались представители трех сословий, с первого же дня заседаний Генеральных штатов превратился в арену острых конфликтов между двором и привилегированными сословиями, с одной стороны, и третьим сословием – с другой.
Основную массу депутатов третьего сословия составили представители французской буржуазии. Выборы сопровождались наказами избирателей, среди которых: публичность процесса; запрещение тайных судилищ; допущение защиты; суд присяжных; обязательная мотивировка приговора; отмена цехов и гильдий; свободная собственность на землю и т. д..
Вдохновляемые поддержкой народа, депутаты третьего сословия за короткий срок добились немалого. 17 июня 1789 года собрание третьего сословия провозгласило себя Национальным собранием. Само звучание этих слов казалось современникам смелым и новым. Старому, средневековому, феодальному делению на сословия был противопоставлен новый и высший принцип – нация. Провозгласив себя Национальным собранием, третье сословие преодолело сословную ограниченность; оно приобрело право говорить от имени всей французской нации, от имени всего народа; оно становилось самым полноправным и представительным органом всей страны. Национальное собрание нельзя было отменить простым королевским приказом. Члены собрания, объявив себя представителями всей французской нации, почувствовали важность созданного ими органа: это было высшее законодательное и представительное учреждение французского народа.
9 июля 1789 года Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием. Этим названием подчеркивалась важнейшая задача высшего законодательного органа французской нации – учредить новый общественный строй, выработать конституцию.
Надо отметить, что в этот период наблюдается небывалый подъем общественного сознания. Прежде всего это проявляется в возникновении нового для Франции явления – рождении великого множества газет. Политические события, развертывавшиеся в стране, встречали в разных общественных кругах различное отношение. Поэтому создалось сразу много газет разных политических пристрастий, придерживающихся нередко противоположных взглядов. Новым было и множество листовок, брошюр, воззваний, обращений к народу. Невиданный ранее поток политической литературы затопил страну.
Но как ни велико было политическое значение событий, происходивших в Версале, они все еще оставались в рамках парламентского конфликта, с весьма ограниченным числом участников.
Революция началась лишь со времени вступления на политическую арену народных масс. Это произошло 13 – 14 июля 1789 года, когда в ответ на увольнение министра финансов Неккера и попытку королевского двора перейти в контрнаступление народ Парижа поднялся на борьбу. Восстание завершилось штурмом и падением Бастилии.
“Когда герцог де Лианкур, главный хранитель гардероба короля, доложил 14 июля Людовику XVI о взятии народом Бастилии, король воскликнул: “Да это же бунт!” - “Скажите – революция, сир”, - последовал ответ”.
В сложившейся ситуации Учредительное собрание занялось “отменой феодализма”. Обсуждение этого вопроса было назначено на 4 августа 1789 года. Поначалу депутаты в своих выступлениях осудили крестьянские волнения, их предложения сводились к суровым мерам подавления. Крестьян хотели заставить платить все существовавшие налоги и повинности. Выступления виконта Ноайя и герцога Эгийона, говоривших о тяготах крестьянской жизни и видевших в них причины народных выступлений, изменили обстановку. В результате 4 августа вошло в историю как “ночь чудес”: поздно ночью была декретирована ликвидация последних остатков личной зависимости крестьян и почетных привилегий дворян (охоты, рыбной ловли и т. д.). Однако были оставлены выплаты крестьян сеньорам за пользование землей.
Теперь предстояло выработать Конституцию. По предложению Лафайета, ей, по американскому опыту, была предварена Декларация прав человека и гражданина, принятая Учредительным собранием 26 августа 1789 года.
0 коммент.:
Отправить комментарий