6 сент. 2012 г.
Home »
» Зарождение и развитие криминологической мысли.
Зарождение и развитие криминологической мысли.
В примитивном обществе наказание человека служило цели умиротворения богов, смягчения их гнева в тех случаях, когда нарушалось какое-то табу. Вопросы о причинах нарушения табу не ставились. В древности о преступлении и наказании можно было лишь философствовать. Никаких естественно- и общественно-научных методов исследования в то время еще не было и нельзя было на основе единичного преступления выявить причины преступности как массового явления. Тем не менее греческие философы высказывали мысли о причинах преступности, и Платон, например, считал одной из существенных причин преступности недостаточное воспитание (Drapkin 1983). В эпоху христианского Средневековья господствовало такое представление о преступлении и наказании (его в наиболее точной форме выразил юрист Бенедикт Карпцов (1595-1666)), что преступление - это не только противоправное нарушение норм, установленных государством, но и неизменно грех перед Богом, совращение души дьяволом. Государственное же наказание необходимо, ибо так хочет Бог. За такое понимание смысла наказания выступал и Фома Аквинский (1225-1274), и Мартин Лютер (1483-1546). Это был важнейший принцип христианского миропонимания в эпоху Средневековья. Считалось, что наказание отводит гнев Божий от страны и она тем самым получает "прощение" за случившееся в ней греховное событие. Для достижения преступником вечного блаженства решающим моментом было то, что его страдания при наказании примиряют его с Богом.
Разумеется, пока правонарушение рассматривалось как прегрешение перед Богом и как одержимость дьяволом, ни о какой криминологии, серьезно размышляющей о возникновении и предотвращении преступности, не могло быть и речи. Правда, Томас Мор (1478-1535), заметивший, что , несмотря на жестокую практику наказаний, в его время преступность не снижалась, а росла, выдвинул в своей книге "Утопия" (1516) мнение, что причины преступности заложены в самом обществе. Но эта точка зрения оставалась, пожалуй, единственной, так как представление о наказании в эпоху Средневековья основывалось на внеземном объяснении сущности самого преступления, не связывалось с обстоятельствами места и времени и считалось не зависящим от человеческого рассудка. Только в ХУ111 веке с развитием рационализма перед людьми открылись духовные и социальные просторы, необходимые для того, чтобы подойти реально и критически к таким явлениям, как конформизм, отклоняющееся поведение и преступность.
Историю криминологии можно разбить на три эпохи:
- классическая школа ХУ111 века;
- позитивистская школа Х1Х века и
- криминология новейшего времени (с середины ХХ века).
Согласно канонам классической школы, интеллект и рассудок являются основополагающими признаками человека; это фундамент, на котором строится любое объяснение его индивидуального и общественного поведения. Человек сам контролирует свою судьбу в соответствии со своей свободной волей. И разумный ответ общества на преступление сводится к увеличению цены, которую преступник должен заплатить, а стало быть, и к уменьшению его "полезности". Индивидуум, поставленный перед таким выбором, должен при рассудочном подходе вести себя конформистски.
Позитивистская школа не разделяет этого оптимизма: поведение человека определяется многими физическими (телесными), психическими и социальными факторами, которые не поддаются его контролю. И задача криминологии состоит в том, чтобы изучать психические, физические и социальные черты преступника. Позитивисты хотели со своей доброжелательностью заставить человека быть добродетельным, профессионально полезным обществу и дисциплинированным. Если классическая школа обращала основное внимание на деяние, а еще раньше на вину, то позитивистская школа устремляет его на преступника, на его судьбу и его опасность для общества. И если классическая школа ориентирована на защиту интересов правового государства, то позитивистская - на исправление преступника.
Современная школа криминологии открыла для себя новое направление в изучении реакции общества на отклоняющееся поведение и преступность, обратилась к исследованию потерпевшего (как феномена) и социального контроля. Теперь уже к причинам преступлений подходят не только с точки зрения статистики, они понимаются скорее как социальный процесс, в котором задействованы и преступник, и потерпевший (жертва), и общество. В то же время исследуются и процессы в обществе, в силу которых поведение людей и сами люди определяются как преступные. В той же степени, в какой современная криминология интересуется поведением лиц, называемых преступниками, она изучает и поведение тех, кто определяет других как преступников (то есть сотрудников правоохранительных органов) Здесь можно найти объяснение и тому факту, что возникла необходимость преподавания этой дисциплины в нашем институте, т.к. военнослужащие пограничных войск в рамках своей деятельности, отчасти, выполняют некоторые правоохранительные функции. Современная криминология открыла феномен потерпевшего (жертвы), а также функции формального и неформального контроля со стороны общества, которые были критически оценены не только с точки зрения их роли в сдерживании преступности, но и в их поддерживающих преступность влиянии. Нынешние криминологи трактуют понятия "преступник" и "преступность" как относящиеся и к поведению и к личности, видят свою задачу в том, чтобы проанализировать те социальные процессы, вследствие которых становиться возможным использовать подобное клише.
Помимо этих основных течений и параллельно с ними существовали и иные школы. Приведенная выше классификация является одной из многих и в настоящее время вопрос о ней продолжает оставаться спорным. Позволю себе остановиться на некоторых из них:
1. Американские ученые Сатерленд и Кресси представили классификацию криминологических школ, которую можно представить следующей таблицей
ш к о л а возникновение объяснение метод
классическая- 1765г. гедонизм без практичес-
неоклассическая опыта
- - - - - - - - - - - - --------------------------------------------------------------------------
картографическая 1830 г. экология,культу- карты, статистика
ра, состав населе-
ния
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
экономическая 1850 г. экономический статистика
детерминизм
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
типологические школы:
- ломброзианская1875г.морфологический тип,клиническое изуче-
прирожденный прес- ние, статистика
тупник
- тестирования 1905 г."умственная недоста- клиническое изу-
точность" чение, тесты,
статистика
- психиатрическая1905 г. психопатия клиническое изуче-
ние, статистика
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Социологическая1815 г.группы и социальныеклиническое изуче-
и социально-психо- процессы ние, статистика,
логическая полевые исследова-
ния
Также ими еще выделялись две школы: индивидуального поведения и множественности факторов.
Некоторые криминологии проводят классификацию криминологических школ по предмету их основного интереса, т.е. на тех, кто отправной точкой отсчета считал преступление и тех, кого интересовала, прежде всего, личность преступника. Их можно представить следующим образом (по основателям школ):
------------------------------------------------------------------------------------------------
преступление личность преступника
------------------------------------------------------------------------------------------------
Бентам,Беккариа, Ломброзо, Доэ, Гарофало, Ферри
Монтеро, Бонгер, Горинг,Ашаффенберг, Рей, Модсли,
Дюркгейм Маканочи, Тард, Гросс, Хевилэнд
------------------------------------------------------------------------------------------------
Более подробно мне хотелось бы остановиться еще на одной классификации криминологических школ, которую дает американский криминолог - профессор В.Фокс. Его работа "Введение в криминологию" строится как раз на изучении различных подходов в криминологии, с использованием сравнительного и исторического (временного) методов.
Так, он делит криминологические школы на:
- классическую (оценка серьезности преступления с юридической позиции);
- позитивистскую (преступление обусловлено множеством факторов; юридический подход полностью отвергается);
- американскую (социологические теории причин преступности) и
-школу социально защиты (преступление вызывается различными социальными факторами, и в рамках действующего законодательства все эти факторы следует принимать во внимание; позитивистские воззрения эта школа дополняет юридическим подходом).
Перейдем к рассмотрению каждого из этих подходов в отдельности.
0 коммент.:
Отправить комментарий