6 сент. 2012 г.
Home »
» Некоторые проблемы преступности на Государственной границе Российской Федерации (по данным 1994-1995 года)
Некоторые проблемы преступности на Государственной границе Российской Федерации (по данным 1994-1995 года)
Криминологическую характеристику конкретных видов преступности (государственной, воинской, транснациональной и иной) мы будем анализировать при изучении прикладной части нашего спецкурса. Сегодня же рассмотрим только общие проблемы Государственной Границы, прямо или косвенно связанные с негативным социально-правовым явлением - преступностью. На их (проблем) существование, в 1994 году, оказывали влияние следующие факторы:
-усиление военно-политической напряженности в ряде регионов (в прибалтийском направлении, закавказском и северокавказском регионе, а также в Республике Таджикистан);
-стремление преступных группировок превратить Государственную границу в устойчивый канал незаконной миграции граждан третьих стран, вывозу из России стратегического сырья, промышленной продукции и других материальных ценностей, контрабанды оружия, боеприпасов и наркотиков; создать вокруг пограничных соединений и частей обстановку с повышенной криминогенностью. Всего в течении 1994 года в отношении военнослужащих ПВ РФ и объектов ПВ совершено свыше 700 противоправных акций;
-активизация националистических и реваншистских сил, требующих пересмотра прохождения линии Государственной границы РФ, особенно на карельском, прибалтийском направлениях, а также активным формированием японской стороной выгодных для себя ситуаций для решения вопросов, связанных с “северными территориями”;
-стремление отдельных государств и особенно Китая осуществить “тихую экспансию” в Дальневосточном регионе посредством оседания китайских граждан в российском приграничье;
-сохранение напряженной обстановки на морской границе РФ и в исключительных экономических зонах Балтийского, Японского, Охотского и Берингова морей;
-дальнейшее становление Государственной границы РФ на новых рубежах при отсутствии необходимых межгосударственных договоров и пограничной инфраструктуры. Создание новых пограничных объединений в арктическом, закавказском, центрально-азиатском и дальневосточном регионах России;
- нарастание внутренних проблем ПВ, связанных с комплектованием соединений и частей офицерскими кадрами, призывным контингентом, укреплением законности и правопорядка, обустройством войск, финансированием и обеспечением военнослужащих всеми видами довольствия.
Эти проблемы продолжают оставаться насущными и в этом 1995 году.
За 1994 год военнослужащие ПВ во взаимодействии с другими правоохранительными органами обеспечивая выполнение стоящих перед ними задач:
-задержали около 5 тысяч нарушителей границы, среди которых выявлены 9 членов террористических организаций, 6 агентов спецслужб сопредельных государств;
-изъяли контрабанды на сумму 11,1 млрд. рублей, около 2-х тонн наркотических веществ и свыше 1.5 тысячи единиц огнестрельного и холодного оружия.
Да, цифры впечатляющие, но никто не может посчитать латентной части: государственных преступлений; контрабанды; преступлений, которые не могут обойтись без организованной преступности - связанных с незаконным оборотом наркотиков, оружия, торговли машинами, людьми и пр. Если бы мы могли их получить, то, думается, результаты нас не порадовали...
Проанализировав аналитические справки и обзоры главного штаба и Управления воспитательной работы о состоянии законности и правопорядка в Пограничных войсках можно сделать несколько основных выводов по их содержанию:
-все негативные процессы, связанные с преступностью, происходящие в обществе, практически по всем основным направлениям повторяют свои тенденции и в пограничных войсках;
-между специальными службами ПВ, на которые возложена профилактика правонарушении, как внутри системы, так и в сфере выполнения одной из основных функций ФПС - защиты интересов России на государственной границе, нет единого методологического подхода к изучению этих проблем. Поиск решения проблем законности и правопорядка невозможен без научного подхода, отработанных методик и т.д.
Если учитывать, что эти справки и анализ готовили не профессиональные криминологи, а люди, имеющие смутное представление об основах криминологического анализа, то мы должны сказать им спасибо уже за то, что они хоть как-то сравнили данные статистики и попытались объяснить полученные результаты. Однако Вы уже не будете иметь право проводить такую примитивную экспертизу...
Характеризуя состояние законности, правопорядка и воинской дисциплины в ПВ РФ (по имеющимся у автора данным) можно привести следующие данные:
1. Сравнивая 1994 и 1995 годы:
- обстановка сложная, количественно-качественные характеристики - динамика состояния характеризуется увеличением;
- по уровню (на 1.000 человек) сравнить не могу (нет данных за 94 год), но сравнивая 93 и 95 годы эта динамика имеет обратный характер - соответственно 12,8 и 8.7 (по другой таблице у меня получилось 7.1). См. таблицу №8:
№ п.п.
Наименование
1-е полу-
годие
1994 г.
1-е полуго-
дие 1995 г., в скобках
(на 1.000)
Динамика
1.
Всего преступлений
979
1571(8.7)
+ 592
1.1
Из них воинских
828
1352 (7.5)
+ 524
1.2
обще уголовных
145?
(по тексту справки -
149)
219 (1.2)
+ 74
1.3.
государственных
6
-
- 6 (?)
2.
Всего участников
1018
1625 (8.95)
+607
2.1
Из них офицеров
19
38 (1.68)
+ 19
2.2
прапорщиков,мичманов
10
24 (1.33)
+ 14
2.3
в/с по контракту
12
35 (1.68)
+ 23
2.4
в/с по призыву
975
1526 (11.7)
+551
3.
Самоубийств
26
31
+5
3.1
Попыток самоубийств
25
19
+6
Как бы не хотелось об этом еще раз говорить, но ни о какой криминологической интерпретации этих данных не может быть и речи.
Теперь поговорим о структуре преступлений, то есть о ее внутреннем содержании в ПВ РФ. Опять же по “куцым” данным в сравнении (1-ых полугодий 94 и 95 годов):
1.доля тяжких преступлений - +107%;
из них:
- умышленных убийств - +200%;
-ТТП - +250%;
(лидерами являются ЗабПО - 37.9% и КОПО - 12.6%). Приведя эти цифры, авторы справки сделали вывод о том, что они свидетельствуют “о профессионализации криминальной деятельности пограничных войск”. Вы меня извините, но что такое профессиональная преступность ... и свидетельствуют ли эти цифры об этом... и о чем они свидетельствуют??? Надо быть осторожнее с такими выводами...
2.Динамика роста самовольных оставлений части - +92%, а в структуре воинских преступлений - 70% (основная их доля: 45% в учебных частях и центрах и 35% в отпусках). Лидеры - КОПО и ГПВ РФ в РТ;
3.Совершаемые в состоянии алкогольного и наркотического опьянения 115 (+180%), из них 60 (52.2%) в ГПВ РТ. Задайте себе вопрос это много или мало и почему... какова латентная часть ... и какова цена латентной части и зарегистрированной???...
4.Рост преступлений, совершаемых на службе по охране ГГ, в караулах и внутренних нарядах:
-нарушений правил несения пограничной службы 37(+311%);
-уставных правил караульной и внутренней службы 37(+640%);
-халатное отношение к службе -67, из них 60 в ГПВ РТ. Опять вопрос - а на всей остальной границе все такие добросовестные, не допускают халатного отношения к службе?...
5.увеличение качественного состава субъектов преступлений в ПВ, т. е. лиц, проходящих службу на профессиональной основе:
- офицеров - 38 (+100%);
-прапорщиков - 24 (140%);
-военнослужащих по контракту - 35 (+192%)
и так далее... А теперь вернемся (стр.7 лекции) и сравним явные основания для беспокойства на уровнях всего государства и пограничных войск... Как видите - они практически идентичны.
0 коммент.:
Отправить комментарий