11 сент. 2012 г.
Home »
» Бюджетная система СССР
Бюджетная система СССР
Доходы государственного бюджета СССР по экономическому содержанию делились на две группы. Первую составляли поступления от социалистического хозяйства (платежи государственных -предприятий и организаций, а также кооперативных и общественных организаций). Ко второй группе доходов бюджета относились платежи населения, главным образом налоги.
Доходы государственного бюджета СССР.
В целом для доходов госбюджета СССР было характерно абсолютное преобладание поступлений от социалистического хозяйства, доля которых превышала 91% всех доходов. Поскольку в экономике ведущую роль играла общенародная собственность, то и в бюджете главными являлись платежи государственных предприятий и организаций. Динамичный рост общественного производства обусловливало неуклонное увеличение доходов бюджета, что видно из следующей таблицы№2:
1970 г.
1980 г.
1982 г.
млрд.руб
млрд.руб
млрд.руб
156,7
302,7
353
142,9
276,8
324,5
13,8
25,9
28,5
Всего доходов госбюджета СССР
Поступления от соц. хоз-ва
Поступления от населения
Главными поступлениями в бюджет от государственных предприятий являлись налог с оборота и платежи из прибыли. Более подробно про налоги я хотел бы рассказать позже. В 1982 г. сумма налога с оборота составила 100,6 млрд. руб., или 28,5% всех доходов государственного бюджета. По сравнению с 1970 г. поступления налога с оборота возросли более чем в 2 раза. Плательщиками налога являлись хозрасчетные государственные и кооперативные предприятия и организации, реализующие продукцию собственного производства или собственной заготовки по оптовым ценам промышленности или розничным ценам, имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет в банке.
Помимо налога с оборота, поступлениями в бюджет являлись: плата за фонды, фиксированные (рентные) платежи, отчисления от прибыли, подоходный налог с колхозов, доходы от внешней торговли, лесной доход, включающий плату за древесину, отчисления предприятий добывающей промышленности на погашение затрат по геологоразведочным работам.
Доходы бюджета также включают поступления от населения. В целом платежи населения составляли менее 9% всех доходов бюджета. Среди налогов главное место занимал подоходный налог. В зависимости от характера дохода и способа его получения плательщики налога делились на несколько групп: рабочие и служащие; литераторы и работники искусств; врачи, учителя, адвокаты и другие лица, занимающиеся частной практикой; кустари, ремесленники и др. Основной являлась первая группа плательщиков.
Расходы государственного бюджета СССР.
По роли в общественном воспроизводстве расходы делятся на две группы: расходы на развитие материального производства и расходы на содержание и развитие непроизводственной сферы. Наиболее широко в практике бюджетной работы применяется классификация расходов по их общественному назначению. Здесь выделяются четыре основные группы расходов: на финансирование народного хозяйства, социально-культурные мероприятия, оборону страны и управление.
Состав расходов государственного бюджета и их динамика характеризовались следующими данными см.табл.3
1970 г.
1980 г.
1982 г.
млрд.руб
млрд.руб
млрд.руб
154,6
294,6
343,1
74,6
161,0
57,9
55,9
98
31,9
17,9
17,1
5,0
1,7
1,1
0,8
Общий объем расходов госбюджета СССР
На финансирование нар. хоз-ва
Соц.-культурных мероприятий
Обороны
Управления
Общую схему расходов можно представить так (табл.4):
Состав и структура бюджета РФ.
В России бюджетная система состоит из 3-х звеньев:
• Государственный, или федеративный бюджет, или бюджет центрального правительства;
• Бюджеты членов федерации (субъектов в России)
• Местные бюджеты
В Бюджетном кодексе РФ (который был принят в 1998 году для регулирования бюджетных отношений разных уровней власти) сформулированы основные принципы построения бюджетной системы Российской Федерации: единство бюджетной системы, разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельность бюджетов, полнота отражения в них расходов и доходов, сбалансированность бюджета, эффективность и экономичность использования бюджетных средств, гласность, достоверность бюджета, адресный и целевой характер бюджетных средств.
Свод федерального бюджета и бюджета субъектов Федерации, т.е. бюджетов национально – государственных и административно – территориальных образований образует понятие «Консолидированный бюджет» РФ. Этот бюджет используется для анализа показателей бюджетной системы, в частности, при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты национально – государственных и административно – территориальных образований. Консолидированный бюджет не утверждается законодательным органом власти. Советы министров республик в составе РФ, исполнительные органы субъектов Федерации также составляют консолидированные бюджеты, представляющие собой свод бюджетов соответствующих территорий.
Доходы консолидированного бюджета РФ.
Доходы консолидированного бюджета включают обязательные невозвратные платежи, которые поступают в бюджет. Доходы делятся в свою очередь на текущие и капитальные. Текущие в свою очередь делятся на налоговые и неналоговые. Под налоговыми доходами понимают обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи в пользу бюджета, а также штрафы и санкции, уплачиваемые за нарушение налогового законодательства. К неналоговым доходам относятся как обязательные платежи – доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, дивиденды по государственным акциям, доходы от реализации бесхозного имущества, перешедшего в государственную собственность.
К капитальным доходам относят доходы от продажи основных фондов, реализации государственных запасов, земли, целевые перечисления средств на строительство, зданий и сооружений для бюджетных организаций и учреждений, на покупку оборудования.
В 2001 наибольший процент расходов бюджета РФ приходился на 1) обслуживание государственного долга, 2) национальную оборону, 3)правоохранительные органы, 4)финансовую помощь субъектам РФ, 5) социальную политику.
В 2001 наибольший процент расходов бюджета РФ приходился на 1) обслуживание государственного долга, 2) национальную оборону, 3)финансовую помощь субъектам РФ, 4)правоохранительные органы, 5) социальную политику.
Расходы консолидированного бюджета РФ
Расходы консолидированного бюджета включают все невозвратные платежи независимо от того, являются ли они возмездными или невозмездными и для каких целей осуществляются – текущих или капитальных. Расходы формируются по следующим направлениям на финансирование отраслей экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство, связь и др.); обслуживание государственного долга; на финансирование социально – культурного развития; на финансирование социально – культурного развития, на содержание органов государственной власти; расходы на национальную оборону, международную деятельность, и др.
В 2000 году наибольший процент доходов в бюджет был от 1) НДС, 2) таможенных пошлин, 3) акцизов на ввозимые товары, 4) налога на прибыль и 5) дорожных
В 2001 году наибольший процент доходов в бюджет был от 1) НДС, 2) налога на прибыль, 3) доход от использования ресурсов
В итоге этой главы я бы хотел представить таблицу№5 соотношения доходов и расходов консолидированного государственного бюджета России в ценах соответствующих лет:
1992г.
1993г.
1994г.
1995г.
1996г.
1997г.
1998г.
1999г.
2000г.
2001г.
Доходы млрд.руб.
5328
49730
172380
4370072
5585322
689751
356,8
473,6
675
1193
Расходы млрд.руб
5970
57674
230385
486112
652720
806192
478,4
575,1
855
1193
Из таблицы видно, что с 1992 года бюджет России являлся дефицитным и этот дефицит нарастал. Только в 2001 году правительству удалось урезать расходы и сравнять их с доходами. Следует отметить, что темпы роста инфляции значительно превышали темпы роста доходов и расходов бюджета в ценах соответствующих лет. При пересчете их в сопоставимые цены видно резкое сокращение реальных сумм денежных ресурсов государства результате снижения за период 1999-1997гг. объемов производства и ВВП почти наполовину.
Смотря на бюджет СССР видно, что реформы в период перехода к рыночным отношениям вызвали крупные изменения в отрицательную сторону. Довольно долгое время бюджет СССР был бездефицитным и при исполнении бюджета даже удавалось иметь профицит в больших размерах, чем в бюджетных проектировках, что являлось одной из основ финансовой политики СССР. Хотя внешне бюджет был бездефицитен, но огромные расходы на дотации сельскому хозяйству и поддержание уровня государственных розничных цен, расходы на обеспечение паритета вооружений с развитыми странами давали о себе знать, и финансовая система все более прибегала к скрытому заимствованию у Госбанка. Впервые бюджет был признан и обнародован в 1988 г. Заимствование средств у общегосударственного ссудного фонда составило, по опубликованным данным, 63,4 млдр.руб или 13,8% всех доходов бюджета. Все же изменения в бюджете происходили, о чем может подтвердить динамика общественного продукта в 1951 – 1990г.
Во время перехода к рыночным отношениям произошло много непредвиденных ситуаций и связанных с ними затрат. Освобождение цен привело к многократному росту: в 1992 г. потребительские цены возросли в 26.1 раза, тогда как авторы идеи либерализации цен ожидали их роста в 3-4 раза. При таком росте цен ни о какой устойчивости рубля, доходов бюджета и доходов населения не могло быть и речи. Поэтому главной целью финансовой политики становиться снижение темпов роста цен и инфляции. Рост цен был, несомненно, связан с бюджетным дефицитом, поскольку чрезмерный спрос на деньги ведет к росту цен. Таким образом, ставилась задача снизить бюджетный дефицит до 3% , а затем в 1999 г. полностью обеспечить первичный профицит бюджета (доходы бюджета на 1,5 – 2% должны быть выше расходов). Расходы бюджета постоянно были выше доходов, что привело к росту государственного долга и в 2001 году правительство старается придерживаться программы бездефицитного бюджета, чтобы сровнять доходы и расходы бюджета.
Изменился механизм финансирования бюджетного дефицита. Вместо прямого заимствования средств у Центрального Банка РФ возникла система государственных краткосрочных обязательств, эти доли государство стало продавать субъектам рынка, нерезидентам и населению. В связи с этим в классификации бюджетных расходов появилась новая статья – обслуживание внутреннего долга. Так если в 1985 г. внешний долг составлял 26 млрд.долл, то в 1998г. внешняя задолжность составила 52,4 млрд.долл., а к 2001 году размер государственного долга составил 150 млрд.долл. О государственном долге я собираюсь рассказать подробнее в другой главе.
Последнее время 2001г. появилась некая устойчивость в отношении финансовой политики, цен и курса рубля. Не менее привлекательно то, что правительство делает все, чтобы дефицита государственного бюджета не произошло и собирается увеличить процент превышения расходов бюджета над доходами.
0 коммент.:
Отправить комментарий