27 сент. 2012 г.
Home »
» Профессиональное саморазвитие учителя.
Профессиональное саморазвитие учителя.
Система образования ориентирована на сохранение, воспроизводство накопленного. В недрах образования системы готовятся люди завтрашнего дня и, =>, система образования должна быть ориентирована на будущее. =>, образовательные институты должны учитывать и ориентироваться на изменения в обществе, что предполагает не только изменение форм организации обучения, но и изменение содержания образования, что зависит от конкретного педагога.
Это требует от учителя способности изменять формы и методы, структуру и содержание программы учебного материала, индивидуализированные образовательные программы, разработку интегративного курса. Основа готовности к этому — развитие самостоятельности, творческой инициативы учителя. Разнообразные типы учебных заведений создают ситуацию самоопределения, в которой он должен ответить на вопрос: "Что для него есть проф. ценность?", "Что для него есть ориентир его Д?".
Используют личностный подход, для которого требуется интеграция личностного и проф. развития в пед. Д учителя. Изменения проф. позиции педагога связаны с созданием внешних условий для проф. развития педагога, появлением внутреннего стремления и движения в плане проф. развития, которое предполагает принятие ценности проф. роста, наличия концепции собственного проф. развития, реализацию своего личностного потенциала педагога в проф. Д. умение диагностировать свои уровень проф. развития, т. е. требуется становление учителя субъектом собственного проф. развития.
Существует противоречие: проф. подготовку осущ-ют внешние структуры (институты), а проф. становление есть результат собственного внутреннего движения.
Т. о. проф. саморазвитие (Сластенин) - процесс интеграции внешней проф. подготовки и внутр. движения, личностного становления человека.
Внешнее задает содержание, формы, схемы, а внутренне движение обеспечивает реализацию..., личностный смысл проф. саморазвития.
Между ними могут быть рассогласования по времени и содержанию.
Многие педагоги сегодня чувствуют себя нереализованными личностями. В пед. Д достаточное место отводится личности педагога и ее развитию. Могут быть рассогласования личностного и проф. конфликта личности и его проф. Д (превалирование проф-го в структуре Д и личности). => ценность личного снижается, тогда как они взаимосвязаны.
Профессиональное пространство - форма реализации личности педагога (вовлечение в социо-культурный контекст).
Личностное пространство - проблематизация и обновление проф. Д (отвечает за индивидуальность человека).
Способствуют друг другу в развитии.
Такая интеграция может осущ-ться в процессе саморазвития.
Т. о. нбх-о проф. саморазвитие педагога, которое складывается из двух компонентов:
внешнего условия,
внутренней способности учителя, которой он овладевает в процессе удовлетворения потребностей в
обновлении, развитии, самопознании, понимании своей Д, положительных цели и средства.
Саморазвитие как психологический феномен имеет формы.
На 1 этапе запускаются само-процессы, на следующих этапах они порождают новую форму - становятся его механизмами.
Для характеристики проф. саморазвития важно определить критерии саморазвития и механизмы осущ-я саморазвития.
Критерии саморазвития:
1) самоорганизация качественных изменений в личности и Д;
2) доминирование в структуре пед. Д действий педагога, направленных на проф. обновление, на изменение своих свособов Д;
3) постановка и решение по отношению к самому себе пед., псих., организационных, предметных задач;
4) способность педагога воспринимать различные проявления окр. среды как предпосылки своего
проф. развития. Механизмы саморазвития:
1) самосознание, которое связано с пониманием, содержанием своего "Я",
2) самоопределение, которое связано с обозначением границ своего "Я",
3) самоактуализация, которая связана с проявлением и высвобождением того, что заложено и сформировано в "Я" человека,
4) самореализация, которая связана с выражением потенциала "Я",
5) самоД, которую осущ-ет субъект,
6) саморегуляция, которая связана с управлением различными сторонами своей личности и их интеграция,
7) самостроительство, которое связано с целенаправленным культивированием и развитием определенных ценностнозначимых способностей, сторон, качеств личности,
8) самоидентификация, связана с отождествлением и с разотождествлением себя с какой-либо ролью, образом,
9) самооценка, связана с соотнесением "себя актуального" и "себя потенциального" по различным основаниям. В каждом механизме "само-", которое обозначает личность человека, выступает в трех качествах:
1. как субъект процесса (тот, кто его организует, управляет),
2. как объект процесса (материал, по отношению к которому этот процесс осущ-ся),
3. как средство организации осущ-ия и обеспечивания этого процесса проф. саморазвития педагога.
0 коммент.:
Отправить комментарий