27 сент. 2012 г.

Моделирование становления личности студента пед. ВУЗов.

Общее основание проектируемого образовательного процесса - уровневые сущностные характеристики и ориентации на развитие субъектности учащихся. Проф. среда, соответствующе организованный процесс обучения становятся внешними регуляторами по отношению к каждому студенту. Возможность стать субъектом образовательной и проф. Д происходит в процессе интериоризации внешних регуляторов во внутренние. Эффективность зависит от адекватности внешних регуляторов внутренним позициям субъектности студента. Этапы становления субъектной позиции будущего специалиста: 1) нулевая (объектная) стадия, формируются навыки самопознания, развитие рефлексии и эмпатийной способности, самообладания, проф. интерпретация жизненных обстоятельств; 2) объектно-субъектная стадия, овладение основами субъектного жизнетворчества, методология субъектного обучения, его основного понятия, субъектная позиция, ее содержание и структура, создается информационно-субъектный фон, овладение ценностями и смыслами учебно-образовательной Д, усиливается работоспособность в личностной и проф. самореализации; 3) субъектно-объектная стадия, готовность к самостоятельному решению задач, формирование проектной культуры, преобразующие отношения к учебному труду и жизни, развитие регулятивных механизмов поведения и общения, индивидуальных способов творческого выражения, расширяющих поиск своеобразного почерка проф. Д; 4) субъектный этап, практическая реализация индивидуальных программ личностно-проф. саморазвития, осущ-ся нбх-ая коррекция самоанализа учебно-проф. и жизненных достижении, точек роста, актуализация потребности в самосовершенствовании. Вторичное усиление роли псих-пед. дисциплин, повышение их статусного значения с личностных и проф. позиций. Доформировывается и развертывается субъектная позиция как система взглядов и установок по отношению к собственному жизненному и проф. пути. Резюме: 1) применение синергетической парадигмы к изучению процессуальных форм субъектной позиции позволило определить ее как позицию личностного и профессионального саморазвития, как системное отличие внутренних психических элементов, которое позволило человеку осуще-ть взаимодействие с внешней и внутриличностной средой. Субъектная позиция - соответствие его целей, мотивов, способов действий пед. требованиям и выход за пределы нормативной действительности. 2) Субъектная позиция - сложная целостная система, которая включает компоненты и способы взаимодействия между элементами. Структура: мотивационно-ценностый, отношенческий, регулятивно-деятельностный компоненты. 3) Ведущий мотив становления - мотив самоутверждения субъектной позиции в проф. отношениях, чтобы были представлены ценности личностного роста в проф. Д. Развертывание мотивации - потребность в самоутверждении в любых сферах: в учебно-познавательной Д, в учебно-профессиональной Д, в проф-практической Д. 4) Нбх-ым условием становления и развития субъектной позиции - осознанность проф. выбора, вербализуемая как "хочу быть и буду профессионалом". 5) Субъектная позиция может быть выражена через систему его субъектных отношений с миром, людьми, собой. 6) Мотивационно-ценностный и отношенческий компоненты определяют стратегию личностно-проф. поведения, жизнеД студента. Регуляторно-Дый компонент характеризует реализацию этой стратегии. Способность к саморегуляции и управление собственной жизнеД отражает этот компонент. Человек - субъект собственной жизни и Д. Это базовая составляющая регуляторно-Дго блока. 7) Критерии, которые позволяют фиксировать и анализировать субъектную позицию студента: a) осознанный выбор профессии, b) стремление к личностной и проф. самореализации, c) устойчивый интерес к дисциплине специального и культуроведческого типа, d) отношение к себе как к субъекту собственной жизнеД, e) субъектные связи между студентами и преподаваетлями, f) между студентом и уч. группой, g) умение самостоятельно ставить цели, планирование и прогнозирование жизнеД, h) умение рационально организовать собственную жизнеД, i) умение контролировать, анализировать и оценивать себя, свою Д и поведение, j) умение осущ-ть коррекцию своей жизнеД в интересах стремления к самообразованию и самовоспитанию.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.