28 сент. 2012 г.

Практикум. Лабораторно-практические занятия

Практические занятия имеют целью закрепить знания, перенести их в новую ситуацию, сформировать у студентов общепедагогические понятия и основные педагогические умения в решении практических задач и ситуаций. При этом происходит и обобщение, и конкретизация, и использование практических сведений из ряда других предметов, прежде всего практической психологии, что способствует интеграции знаний о ребенке. Основными методами при проведении практических занятий становятся: упражнения; конструирование педагогических ситуаций; моделирование обобщающих схем; поиск нужной информации; самостоятельное пополнение знаний. Два последних метода свидетельствуют о том, что на занятии будут использованы поисковые методы, будет проведено небольшое исследование. Студенты работают с научными текстами, справочной и историко-педагогической литературой, добиваясь умения быстро ориентироваться в ситуациях (стандартных, критических, экстремальных) и принимать правильное психолого-педагогическое решение, а также составлять программу дальнейшего исследования. Для преподавателя важно демонстрировать образцы психолого-педагогических исследований, оптимальные способы решения теоретических и практических задач. На лабораторно-практических занятиях студенты знакомятся с новыми психолого-педагогическими диагностиками и методиками, работают с ними, группируют их с учетом использования в разных возрастных группах, а также анализируют педагогические технологии. На лабораторно-практических занятиях используются в основном, частично-поисковые и исследовательские уровни проблемности. Студенты работают в микрогруппах самостоятельно. Формы проведения практических занятий различны: от конструирования педагогических ситуаций и решения педагогических задач, выполнения упражнений (педтехника), работы с опорными схемами до встреч, бесед с учителями, психолого-педагогических игр, тренингов и выполнения творческих работ. Практические работы проходят и в форме анализа проблемы у педагогов-мастеров (например, проблема творчества у Ш.А. Амонашвили и Л.В. Занкова; проблема активности в исследованиях синтетически-антропологического течения начала XX в.; особенности развивающего и воспитывающего обучения в начальной школе В.А. Сухомлинского. Материалы для этих занятий вы найдете в обобщающих лекциях, представленных в пособии). Для тех преподавателей, которые хотят организовать коллективную творческую деятельность в обучении, интерес представит творческая работа над статьями И.П. Иванова по коллективным творческим делам. Рассматриваемые в пособии актуальные проблемы современного образования в контексте исторических знаний могут стать материалом для введения в современную научную дискуссию и представить возможность для приращения знаний, поиска нового в уже известном, переноса знаний в новую ситуацию, изучения студентом методики исторического обзора. Программу практических и лабораторно-практических занятий можно расширить за счет практикумов (в том числе готовящих студентов к педагогической практике ). Особое внимание обратите на блоки практических работ, которые расположены с учетом тематического плана и рабочих планов преподавателя. Практические работы касаются отдельных авторских подходов в организации педагогического процесса и представлены обобщающими схемами и систематизацией материалов, в том числе и по дидактике. Общим для всех практических работ является использование индивидуальной и групповой деятельности; обязательным видом является коллективная деятельность студентов в период сессии. Важна и парная работа (статические и динамические пары), где по одной и той же проблеме студенту представляется возможность несколько раз проверить себя, встретившись со студентами с различным уровнем знаний. Обязательные приемы, используемые во все видах групповой деятельности: организация успеха, уверенности в собственных силах; организация взаимной ответственности; оказание доверия; экспертный анализ, имеющий свои оценочные критерии; вопросы к преподавателю. Обязательные методы: метод временных ограничений, коллективных обсуждений в совокупности с другими методами. Обязательные средства: проведение практических занятий (технология); использование аудио- или видеотехники; использование справочного материала; средства контроля (графики, схемы, таблицы, листы самоконтроля, мониторинговые срезы и др.). Цели проведения практических работ заключаются в отработке умений и навыков, в систематизации и обобщении полученной информации, переводе ее в личностные знания, что способствует формированию "Я-концепции" и таких практических умений, которые необходимы в профессиональной деятельности преподавателя.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.