25 сент. 2012 г.

Виды мотивационных состояний: установки, интересы, желания, стремления, влечения

Установка - это стереотипная готовность действовать в соответствую- щей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному по- ведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосоз- нанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которой оно совершается. Различают следующие виды установок: 1) Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность кисти руки к оперированию большими или малыми предметами). 2) Сенсорно-перцептивная установка (ожидание звонка, выделение значи- мого сигнала из общего шумового фона). 3) Социально-перцептивная установка - стереотипы восприятия социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак криминализованной личности). 4) Когнитивная - познавательная установка (предубеждение следователя в отношении виновности допрашиваемого ведет к доминированию в его созна- нии обвинительных доказательств, оправдательные же доказательства отс- тупают на второй план). 5) Мнемическая установка - установка на запоминание значимого материа- ла. Но в большинстве случаев человек осознает необходимые в данных ус- ловиях действия, предвосхищает их результаты в идеальных образах, осознает цель этих действий. Объективные условия поведения осознаются в системе понятий. Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, ин- дивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений и влечений. Интерес (от лат. "interest" - имеет значение) - избирательное отно- шение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмо- ционального переживания значимых ситуаций. Интересы определяются доминирующей направленностью личности. Инте- ресы личности обусловлены ее принадлежностью к определенной социальной группе. Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь интересов с потребностями не прямолинейна, а иногда она и не осознается. Интерес, как и все психические состояния, существенно влияет на протекание психических процессов, активизирует их. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные), по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые). Различаются также непосредственные и косвенные интересы (так, например, проявленный следователем интерес к какому-либо вещественному доказательству является интересом косвенным, тогда как прямым его интересом является раскрытие всего преступления в целом). Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней. Широта и глубина интересов человека определяет полноценность его жизни. Узость круга интересов, их обусловленность только материальными потребностями, отсутствие полноценных устойчивых интересов нередко ле- жат в основе преступного поведения. Характеристика личности включает в себя определение круга интересов данного человека. С интересами человека тесно связаны его желания. Желание - мотивационное состояние, при котором потребности соотне- сены с конкретным предметом их удовлетворения. Если потребность не может быть удовлетворена в данной ситуации, но эта ситуация может быть создана, то направленность сознания на созда- ние такой желаемой ситуации называется стремлением. Стремление с от- четливым представлением необходимых средств и способов действия яв- ляется намерением. Разновидностью стремления является страсть - стойкое эмоциональное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направ- ленность всей деятельности человека. Состояние страсти остро и бурно переживается. Но страсть в отличие от импульсивных действий регулиру- ется волей. Она направлена на достижение предварительно осознанной це- ли. Страсть может быть положительной и отрицательной в зависимости от общественной ценности того, к чему стремится человек. Многие отрица- тельные страсти (страсть к стяжательству, к азартным играм и т.п.) ве- дут к деградации личности и нередко являются предпосылкой преступного поведения. Положительные страсти мобилизуют силы человека на достижение со- циально значимых целей (например, страсть к искусству, науке, к от- дельным видам трудовой деятельности и т.п.). "Полное отсутствие стра- стей, если таковое могло быть достигнуто, привело бы к полному отупе- нию, и человек тем ближе к этому состоянию, чем он беспристрастнее. Действительно, страсти - это небесный огонь, оживляющий нравственный мир, страстям наука и искусство обязаны открытиями, а душа благородст- вом". Однако низменные страсти, связанные с гиперболизацией потребнос- тей низшего уровня, ведут к личностной деформации, к вовлечению в так называемый порочный круг (например, страсть к азартным играм, к стяжа- тельству, патологическая страсть к саморазрушению посредством психот- ропных веществ). Преобладающие стремления человека к определенным видам деятельности являются его склонностями, а состояние навязчивого тяготения к опреде- ленной группе объектов - влечениями. Влечения могут быть естественными и сформировавшимися в социальных условиях. Естественные влечения не всегда осознаются. Они связаны с органи- ческими процессами и лишь в очень незначительной мере могут регулиро- ваться сознанием. Сами же влечения могут существенно влиять на органи- зацию, направленность сознания. "Влечение ставит задачи интеллекту для своего удовлетворения и пользуется им как рабочим аппаратом. Оно давит на мышление, приковывая его к нахождению способов своего удовлетворе- ния и заставляет его до тех пор работать в нужном направлении, пока не найден удачный исход". Мотивационные состояния мобилизуют сознание на поиск соответствую- щих целей и принятие конкретного решения. Принятие же решения о конкретном действии связано с осознанием мо- тива данного действия, с понятийным моделированием его будущего ре- зультата. Мотив - это довод в пользу избираемого действия, осознание его личностного смысла. Слово "мотив" в переводе с латинского означает "побуждение" однако не всякое побуждение является мотивом. Побуждениями являются и потреб- ности, и мотивационные состояния и эмоции. Одни из побуждений осозна- ются, другие не осознаются. Мотив - осознанное побуждение к достижению конкретной цели, это необходимый элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия. Одна из основных особенностей развитого человеческого знания - спо- собность осуществить разумный выбор среди своих собственных влечений. "Для этого индивид должен быть в состоянии подняться над своими влече- ниями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как "я", как субъек- та, у которого могут быть те или иные влечения, но который сам не ис- черпывается ни каким-нибудь одним из них, ни их суммой, а, возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними". Этот выбор осуществляется иерархически организованной мотивационной сферой человека. Формирование мотивационной сферы личности характери- зуется переходом от одноуровневой системы побуждений к иерархически организованным комплексам побуждений, регулируемым самосознанием лич- ности. При сознательно-волевой регуляции побуждений высшие уровни побужде- ний противопоставляются низшим уровням, влечениям. Но люди часто не осознают в полной мере своих действий. Многие по- веденческие акты являются импульсивными, выполняющими функцию эмоцио- нальной разрядки. Импульсивные реакции не связаны с осознанием цели, они однозначно обусловлены у данного индивида внешним воздействием. Импульсивные реакции не опосредуются предвидением их последствий, не имеют осознанных мотивов. Итак, понятие мотивации включает в себя все виды побуждений челове- ческого поведения. Мотив - сознательный элемент мотивации. Всякое побуждение характеризуется отрицательным эмоциональным отно- шением к наличному состоянию и положительным эмоциональным отношением к желаемому состоянию. Но то, что желает человек, определяется его ценностной ориентацией, теми сторонами действительности, которые при- обрели для данного индивида преимущественное значение. Поведение чело- века определяется не только объективной значимостью объектов потреб- ностей, но и субъективным отношением к ним. Для человека существенны и энергетические затраты, связанные с удовлетворением потребностей. То, что достигается с трудом, имеет большую значимость. Утрата возможности удовлетворения привычных жела- ний переживается особенно остро. Социально адаптированное поведение связано с адаптацией к данным условиям всей мотивационной структуры личности. В асоциальном и антисоциальном поведении проявляются прежде всего дефекты ценностной ориентации личности. Извращенные потребности (лежащие в основе многих преступлений) - это всегда результат неспособности личности перейти на более высокий уровень потребностей, результат чрезмерного расширения нормы потреб- ностей низкого уровня (разврат, пьянство, стяжательство и т.п.). В этих случаях низкие потребности становятся пределом устремлений чело- века, его идеалом. И это основной рубеж, разделяющий личность социа- лизированную от личности несоциализированной. Имея ограниченную, стереотипно зафиксированную мотивационную уста- новку, человек приходит в противоречие с действительностью, в том чис- ле и с правовыми требованиями.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.