19 сент. 2012 г.
Home »
» КОНСТИТУЦИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
КОНСТИТУЦИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Конституция Великобритании относится к числу так называемых "неписаных" конституций и поэтому более точным применительно к ней является термин "конституционные акты". Историческое развитие государства привело к тому, что в Великобритании нет единого акта, регулирующего важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства, права и свободы граждан. Источниками британской Конституции являются статутарное право, включающее парламентские законы, конституционные соглашения, и система "общего права", в которую входят судебные решения, устанавливающие прецеденты. По форме Конституция Великобритании имеет комбинированный характер и слагается из 2-х частей: писаной и неписаной.
Писаная часть не представляет какой либо упорядоченной системы. В статутарной части Конституции Великобритании наиболее важными являются следующие акты: Великая хартия Вольностей 1215 г., Habeas Corpus Act 1679 г., Петиция о праве 1628 г., Билль о правах 1689 г., Закон о престолонаследии 1701 г., Законы о парламенте 1911 и 1949 гг., Вестминстерский статут 1931 г., Акты о министрах короны 1967, 1964, и 1975 гг., Акт о пэрах 1963 г., Акты о народном представительстве 1949, 1969, 1974 гг., Акт о местном управлении 1972 г. и многие другие. Всего таких актов насчитывается около четырех тысяч, и их число постоянно увеличивается. К этой же, писаной, части относятся и судебные решения, затрагивающие главным образом права и свободы граждан. Другая часть Конституции является неписаной, т.е. не зафиксированной в каких-либо юридических документах. По значению содержащихся в ней норм это - важнейшая часть Конституции. Конституционные обычаи и "конституционные соглашения" представляют сложившиеся на практике обыкновения, не пользующиеся судебной защитой. В их числе можно назвать формирование правительства лидером политической партии, имеющей большинство мест в Палате общин. Формально должность премьер-министра устанавливается законом, но делается это косвенным путем: Акт о министрах короны 1937 г., определяя размер жалованья министрам, указывает должность премьер министра; его положение в отношении других членов правительства определяется обычаем. Также путем "конституционного соглашения" устанавливается институт парламентской ответственности министров. Осуществление королевских прерогатив регулируется также сложившимися обычаями. Конституция Великобритании относится к числу гибких. Форма этой Конституции устраняет возможность учреждения органов конституционного надзора, так как невозможно сопоставлять издаваемые акты с писаными парламентскими нормами, не обладающими устойчивостью, свойственной писаным Конституциям. Тем более невозможно ставить вопрос о их соответствии конституционным соглашениям, нигде юридически не зафиксированным.
Эволюция источников британской Конституции проходит в нескольких направлениях. Так, постепенно ослабевает роль прецедентного права, казуистический партикуляризм которого препятствует созданию единообразия правовых норм. За последние десятилетия английское законодательство приобретает все более систематизированный характер. В 1965 г. была создана Правовая комиссия для Англии (и аналогичная для Шотландии), которой поручено готовить проекты крупных консолидированных законодательных актов в различных отраслях права, с тем чтобы в перспективе "провести реформу всего права Англии вплоть до его кодификации".
Господствующим направлением в развитии источников государственного права Великобритании, как и всех основных западных государств, является возрастание значения норм повседневной практической деятельности исполнительной власти.
Упоминания о правах и свободах граждан в Великобритании встречаются в нескольких актах. Наиболее древним из них является Великая Хартия вольностей 1215 г. Однако в настоящее время этот документ представляет лишь исторический интерес, поскольку в нем закрепляются, в основном, феодальные права и вольности баронов, а также привилегии городов. Однако существует и актуальная до сих пор норма: гарантия защиты всех свободных людей от произвола чиновников. Нельзя сказать, что на нее в настоящее время ссылаются в судебных заседаниях (так как более поздними актами она была расширена и детализирована), однако сам принцип был закреплен еще в XIII веке, что придает ему особую значимость. Более интересен в отношении судебных прав Habeas Corpus Act 1679 г., устанавливающий правила ареста и привлечения обвиняемого к суду. H. C. A. предоставляет суду право контроля за законностью задержания и ареста граждан и устанавливает гарантии против неправомерных действий должностных лиц. В Билле о правах, принятом парламентом в 1689 г., устанавливаются взаимоотношения между королем и парламентом, а в области личных и коллективных прав провозглашаются право подачи петиций, свобода парламентских дебатов и свобода выборов в парламент.
Акт о народном представительстве 1969 г. устанавливает критерии активного избирательного права: участвовать в выборах имеют право правоспособные британские подданные, достигшие 18 лет, проживающие в пределах избирательного округа в течение 3 месяцев, за исключением пэров, уполномоченных по выборам, душевнобольных, лиц, лишенных избирательных прав по суду. Голосование является тайным_. Пассивное избирательное право регулируется отдельными нормативными актами, а право быть избранным в местные органы власти регулируется Актом о местном управлении 1972 г.: избран может быть британский подданный, достигший 21 года, обладающий в данном органе местного самоуправления активным избирательным правом или владеющий или арендующий землю или дом в этом районе в течение 1 года или он в течение 1 года имеет постоянное местожительство или место работы в этом районе. Реформы, проведенные в XX веке еще больше расширили электорат. По реформе 1918 г. активное избирательное право было предоставлено женщинам старше 30 лет; в 1928 г. было впервые введено всеобщее избирательное право с 21 года; по Акту о народном представительстве от 1949 г. был ликвидирован двойной вотум: "никто не может голосовать... более чем в одном округе"; и, наконец, в 1969 г. возрастной ценз для участия в выборах был понижен до 18 лет.
Состав и порядок формирования отдельных институтов государственной власти регулируется отдельными нормативными актами: Акт об Устроении 1701 г. устанавливал порядок престолонаследия: по нему королевская власть передавалась по мужской линии, а в случае отсутствия потомков по мужской линии - женщинам. Полномочия монарха определялись следующие: назначение премьер-министра и министров, роспуск Палаты общин, назначение пэров, право наложения вето на законопроекты, принятые парламентом, назначение гражданских и военных чиновников. В настоящее время почти все эти прерогативы (кроме назначения пэров и открытия парламентских сессий тронной речью) осуществляются правительством и случаи вмешательства монарха в политическую жизнь страны чрезвычайно редки. Формально же король (королева) считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим, светским главой англиканской церкви и главой Содружества.
Наиболее важные функциями двухпалатного парламента - принятие законов и контроль за деятельностью правительства. Актом о парламенте 1911 года определяются отношения между полномочиями палаты лордов и палаты общин и ограничивается пятилетним периодом срок полномочий парламента. Парламент осуществляет контроль за деятельностью правительства в следующих формах. Депутаты направляют вопросы к членам правительства, на которые министры дают устные объяснения на заседаниях палат и подготавливают письменные ответы, публикуемые в парламентских отчетах. В начале каждой сессии депутаты проводят прения по поводу речи королевы, в которой излагаются основные направления деятельности правительства. Важной прерогативой деятельности Палаты общин является возможность вынесения вотума недоверия правительству, в результате которого правительство обязано уйти в отставку_.
Правительство формируется после парламентских выборов. Монарх назначает премьер-министром лидера партии, получившей большинство мест в Палате общин. По его совету монархом назначаются остальные члены кабинета. И премьер-министр, и члены кабинета, а также иные лица, назначаемые монархом по рекомендации премьер-министра, автоматически входят в Тайный совет, решения которого оформляются как "приказ короля в Совете". Кабинет руководит деятельностью государственного аппарата, разрабатывает важнейшие законопроекты, руководит внешней политикой страны. Кабинет фактически является высшим исполнительным органом в государстве.
Порядок изменения британской Конституции определяется ее особенностями. Поскольку Конституция состоит из обычных парламентских актов, прецедентов, имеющих конституционное значение, и неписаных конституционных соглашений, то они, как правило исключают особый порядок ее изменения. Другими словами, Конституция относится к числу гибких. Поскольку одними из основных источников в английском праве вообще являются судебные прецеденты, то и в конституционном праве многочисленные судебные решения, затрагивающие главным образом права и свободы граждан, также относятся к писаной части Конституции.
0 коммент.:
Отправить комментарий