11 сент. 2012 г.

Изменения в налоговой системе РФ

До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они занимали 90% общей суммы доходов бюджета и в основном из двух платежей: налога с оборота и платежей из прибыли. Налог с оборота представлял собой часть чистого дохода, которая была твердо зафиксирована (выделена) в цене товара. Налог с оборота полностью (за небольшим исключением) поступал в государственный бюджет. Прибыль делилась между бюджетом и предприятием в определенной пропорции. Налог с оборота являлся единым платежом, вносимым предприятием (пли торговой базой) непосредственно после реализации продукции. Деление чистого дохода па налог с оборота и прибыль было обусловлено уровнем чистого дохода. Там, где он был высок, использовались обе его формы. При низком уровне чистого дохода он обычно выступал только в виде прибыли. По мере повышения уровня чистого дохода в отдельных отраслях и в производстве определенной промышленной продукции в цене выделялся налог с оборота. И наоборот, с понижением величины чистого дохода взимание налога с оборота прекращалось. Налог с оборота выступал как регулятор размера прибыли и уровня рентабельности предприятий и отраслей. Деление чистого дохода на прибыль и налог с оборота определялось системой цен. Налог с оборота был предусмотрен в цене продукции ограниченного числа отраслей, преимущественно с высоким уровнем накоплений. Так, налог с оборота не взимался с большей части продукции тяжелой промышленности, а также по таким товарам народного потребления, как хлеб, мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, консервы, овощи и др. Более того, на возмещение затрат по производству многих из названных товаров выделялась дотация из государственного бюджета. Как часть цены налог с оборота поступал в бюджет по мере реализации продукции. На размер налога с оборота влияли главным образом количественные результаты деятельности предприятий (организаций) — объем производства и реализации продукции, количественное изменение ее ассортимента. В 1982 г. сумма налога с оборота составила 100,6 млрд. руб., или 28,5% всех доходов государственного бюджета. Плательщиками налога с оборота являлись хозрасчетные государственные и кооперативные предприятия и организации, реализующие продукцию собственного производства или собственной заготовки (сельскохозяйственные продукты) по оптовым ценам промышленности или розничным ценам, имеющие самостоятельные баланс и расчетный счет в банке. По налогу с оборота были предусмотрены определенные скидки и льготы. Предприятия, осуществившие расширение выпуска товаров народного потребления за счет банковского кредита, могли направлять на его погашение до 50% налога с оборота от дополнительного выпуска этих товаров. Помимо налогов существовала также плата за фонды, которая вносилась государственными планово – прибыльными производственными объединениями. Она исчислялась со среднегодовой стоимости производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Норма платы составляла 6% стоимости основных фондов и оборотных средств. Существовали еще рентные платежи, которые вносились главным образом предприятиями добывающей промышленности, находящихся в особо благоприятных природных условиях. Кооперативно – колхозные предприятия и предприятия общегосударственных организаций вносили в бюджет подоходный налог, который состоял из 2-х частей. Первый – взносы с чистого дохода, исчисляемые в том же порядке что и платежи совхозов из прибыли. Вторая часть налога исчислялась в размере 8% с облагаемого фонда оплаты труда. Сегодняшняя налоговая система России Вообще, первое изменения произошедшее в налоговой системе Росси в период перехода к рыночным отношениям – это создание Государственной налоговой службы РФ, специального органа, который следил за выполнением налоговой политики и отчислением средств в бюджет. Современная налоговая система России была сформирована в достаточно быстром темпе, начиная с 1992 года. Основной целью провозглашалось создание такой системы налогообложения, которая в наибольшей степени соответствует условиям рыночной экономики (которая формировалась параллельно также в сверхвысоком темпе «шоковой терапии»). В качестве модели подражания была выбрана система налогообложения в странах ЕС с их относительно высокой ролью косвенных налогов, особенно налога на добавленную стоимость. Все налоги РФ делятся на прямые (непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика: подоходный налог с населения и др.) и косвенные ( взымаемые в ценах товаров и услуг: НДС, акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги). Все эти налоги направляются в государственный бюджет. Сегодня доход от НДС в государственный бюджет (31,9% в 2001г.) самый высокий. Акцизы на табак, алкоголь, бензин тоже занимают важное место в доходах бюджета (15, 7% в 2001г.). С развитием торговых отношениях в России начал действовать Государственный таможенный комитет и были установлены таможенные пошлины на товары, ввозимые на территорию РФ, которые составили 11,2% дохода в бюджет в 2001 г. Из прямых налогов крупнейшим выделяется подоходный налог с населения от 25-45% от общей суммы доходов государственного бюджета. В итоге я заключу, что перемены, произошедшие в налоговой системе России в период перехода на рыночные отношения также очень значительные. Во первых, создался новый исполнительный орган – Государственная налоговая служба, который осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты, своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды. Сюда входят Федеральная служба налоговой полиции, которая предупреждает и выявляет налоговые преступления; Государственный таможенный комитет РФ, который проводит проверки, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемыми местными налоговыми органами. Во время СССР налоговая система не была так развита как сегодня. Ведь главными поступлениями в государственный бюджет были поступления от социалистического хозяйства (платежи государственных предприятий и организаций, а также кооперативных и общественных организаций) доля которых составляла 91% всех доходов. Поступления с населения, т.е. налоги, составляли совсем малую часть не более 9%. Изучая налоговую систему СССР, становится ясным, что государство препятствовало развитию любого вида предпринимательской деятельности. Несмотря на жесткую монополию, частное предприятие, получая прибыль, сразу облагалась подоходным налогом. Если же после налогообложения у предприятия оставался свободный капитал, то он попадал под нормативное распределение прибыли и доход снова делился между государством и предприятием. Как я говорил ранее, сегодняшняя налоговая политика отражает налоговую политику развитых западных стран. Сейчас налоговые отчисления ведутся любыми физическими и юридическими лицами в справедливых рамках. Но, конечно, налог зависит от размера получаемой прибыли. Но подоходный налог с населения остается невелик по сравнению со странами с развитой рыночной экономикой, несмотря на переход от пропорционального к прогрессивному обложению доходов населения. Относительная небольшая роль подоходного налога в России отражает прежде всего низкий жизненный уровень преобладающей части населения, а также снижение доли легкооблагаемой зарплаты в его личных доходах. Специфика системы налогообложения в России объясняется ее уникальной экономической ситуацией. Налоговая система западных стан формировалась и функционирует в условиях нормального экономического развития. Налоговая же система России несет на себе отпечаток глубокого экономического кризиса, сочетающего огромный спад производства и высокую инфляцию (хотя и постепенно замедляющуюся, в том числе и под воздействием не предусмотренных никакой теорией мер: массовых неплатежей, в том числе задержки зарплаты, пенсий). После проведения реформ, экономическая стабилизация России была сильно затронута, что отразилось на платежеспособном населении. Рост цен, инфляция, снижение зарплат привели к тому, что сейчас многие стараются скрыть свои доходы и меньше платить налогов.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.