29 сент. 2012 г.

Формирование цели образовательной программы.

Формирование цели образовательной программы – фундаментальное понятие в теории деятельности, широко используемое в последние годы в образовании, представляет собой образ будущего результата деятельности. Целеполагания реально интегрирует различные действия в конкретную систему цели, средства и результата. Процесс выработки цели предполагает активное функционирование всех факторов определения деятельности – потребностей, интересов, стимулов, мотивов и т.д. Центральный пункт Целеполагания – определение цели через средство. Цель без определения средства не есть ещё подлинная цель, в этом состоянии она лишь первоначальный мыслительный проект, не приобретший реальной опоры в самой действительности. Только будучи детерминированной, через конкретное средство в процессе Целеполагания, цель приобретает законченную форму, и становиться действенным фактором в развитии учреждения. Поиск связи названных факторов исключительно сложен, требует ответственности, творческого отношения и инициативы. К сожалению, у большинства педагогов недостаточен опыт целеполагания, поскольку традиционно в нашей стране цели задавались извне системы образования и субъектам образовательного процесса не приходилось самостоятельно заниматься целеполаганием. При формировании цели самим субъектом важен выход за рамки сложившихся представлений, нешаблонный подход, обеспечивающийся творчеством субъекта. Государственные образовательные стандарты (федеральные и региональные компоненты) для образовательного учреждения являются заданными извне целями, они выступают в виде требований или задач, поставленных образовательному учреждению государством. Цели самого образовательного учреждения вырабатываются и определяются ими в результате внутреннего развития, активности его коллектива. Конкретная цель представляет собой идеальный образ предмета непосредственной деятельности. Абстрактная цель даёт общее представление о некотором идеале, ради достижения которого, в конечном счете, осуществляется процесс образования. Очевидно, что чем более высоко в иерархии системы образования задаётся цель, тем более абстрактна она будет. И наоборот, наиболее конкретные цели задаются образовательным программам конкретных школ и учебными планами и программами конкретных учителей. Таким образом, становится понятным, почему государственные стандарты федерального и регионального уровня всегда будут содержать некоторый инструмент абстрагирования целей. Итак, в технологии разработки образовательной программы общеобразовательного учреждения в условиях вариативности и дифференциации содержания образования цель выступает как организующее, определяющее начало в процессе созданий оптимальных условий для развития школьников и повышения качества образования.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.