21 сент. 2012 г.
Home »
» По чьему примеру древние чеченцы заменили горную соху на плуг?
По чьему примеру древние чеченцы заменили горную соху на плуг?
Основав на плоскости аулы, чеченцы тотчас воспользовались выгодами, которые могли извлечь от земли своей; подражая русским, они заменяют горные сохи плугами, производят правильное хлебопашество и по этой отрасли промышленности превосходят прочие племена окружных стран. Сообразуясь с условиями своей земли, они обзавелись лучшим хозяйством, развели рогатый скот, лошадей, овец и пчел и устроили прекрасные сады. Они сеяли преимущественно пшеницу, просо, ячмень. Кукуруза им до того не была еще известна и они научились ее возделыванию впоследствии. Такие условия поставили плоскостных чеченцев выше их горных братьев; перенимая от соседей все лучшее и полезное, они усовершенствовались в нравах, обычаях и общежитии, даже самый язык их, состоявший из природноподражательных звуков, делается благозвучнее. Они во всем превосходят своих горных братьев. Из этого ясно, почему впоследствии все предприятия чеченцев: возмущения, переселения, религиозные волнения и прочие – начинались сперва плоскостными чеченцами и от них уже постепенно распространялись в горы. Все люди, волновавшие Чечню, для достижения своих целей обращались сперва к плоскостным жителям с твердой уверенностью, что горные последуют за ними.
Завладев плоскостью, чеченцы, не опасаясь уже более никого, смелее начинают свои хищнические действия и, довольствуясь ограждением своей свободы от притязаний кумыков и кабардинцев, признавая их братьями по религии, все свои предприятия обращают против русских.
Когда добровольно признали власть царя чеченцы и ингуши?
Вторая половина ХVIII в. стала переломным этапом в русско-чеченских отношениях. В 50 – 60-х гг. чеченцы, ингуши, карабулаки не раз обращались к кавказской администрации с просьбой принять их в подданство России, присягали на верность и отдавали аманатов (заложников).
С началом первой русско-турецкой войны Чечня и Ингушетия вновь подняли вопрос о принятии их в подданство России. В 1768 г. “вместе со своими детьми и народом” повторно присягнул Али-султан Казбулатов. Его племянники, братья Алюибековы, последовали его примеру и “отдали младшего Али-хана в аманаты”.
На верность России присягали также владетели Багдыхан, Мамаш и другие, а от имени чеченских обществ – старшины селений Заука, Гельта, Алды, Карте.
В 1769 г. к кизлярскому коменданту обратились представители ингушского народа с просьбой принять их в русское подданство. Вести переговоры с представителями Ингушетии было поручено кизлярскому коменданту. В феврале 1770 г. 24 ингушских старшины, возглавляемые Тарой Чопановым и Сурховом Мирзахановым, явились в Кизляр к коменданту генералу И. Немичу с “доношением”, в котором писали, что они,
“присланные от всего народа”, имеют “усердное желание поступить в вечное российское подданство” и что они “желают все генерально креститься”. Старшины просили, чтобы к ним в Ингушетию был прислан “чиновный человек”, могущий принять присягу на верность России от всего ингушского населения. Они при большом стечении народа подписали соглашение и от всех “старшин и народов” присягали. Впоследствии (в 1772 г.) старшины говорили: “Самоперсонально шли мы в подданство, не из принуждения, но самопроизвольно; в коем и ныне состоим непоколебимо…”. В 1771 г. во время движения войск под командованием капитана Дегостодия в Осетию 4 ингушских старшины, “ранее не подданных”, от имени своих обществ принесли присягу в подданстве России.
Так в результате активной деятельности ингушских представителей и русских властей на Северном Кавказе Ингушетия вошла в состав России.
В 1771 г. свою верность России подтвердили карабулаки.
В это же время усилилось переселение различных обществ Чечни в районе Терско-Сунженского междуречья. В 50 – 60-х гг. ХVIII в. по правобережью Терека возникло более 10 крупных селений численностью до 400 дворов. Все переселившиеся по разрешению русского правительства стали подданными России и отныне никогда больше не теряли этого статуса. В них постоянно вливались выходцы общин горной зоны края, известной в источниках под названием “Дальние Чечни”. Жители равнин сохраняли прочную связь с сородичами, оставшимися в горах. Тем самым идея принятия российского подданства проникала практически во все общества Чечено-Ингушетии.
После победоносного окончания войны с Оттоманской Портой и присоединения Кабарды и Осетии к России создались более благоприятные условия для включения Чечено-Ингушетии в состав многонационального государства. Стремление заселить плодородные равнины земли, наладить выгодные торгово-экономические связи, покончить с феодальными усобицами определило неуклонный рост прорусской ориентации во всех слоях чеченского народа.
В 1778 г. вновь принесли присягу алдинцы и тогда же получили высочайшее повеление переселиться на реку Сунжу. В 1779 г. гихинцы поселились на подвластной России территории напротив Науровской казачьей станицы, считаясь подданными российскими. Одновременно на реке Сунже было основано ичкерийской фамилией Ахшпатой селение Сограчан-Юрт. В связи с массовым переселением было принято соглашение, по условиям которого все оседавшие на контролируемой Россией территории чеченцы и ингуши считались “подданными российскими” и отныне “были охраняемы”. В кабардинскую присягу 9 декабря 1779 г. по настоянию русской администрации были внесены пункты, запрещавшие князьям “пускаться в воровские промыслы” на чеченцев и “притеснять по одному праву сильнейших ингушей”.
Таким образом, к 1780 г. на верность России присягнули почти все общества Чечни.
0 коммент.:
Отправить комментарий