19 сент. 2012 г.

ГОСУДАРСТВО КАК СИСТЕМА СУБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Государство участвует в гражданских правоотношениях и как унитарный моно субъект, и в лице отдельных органов и лиц. Последние являются либо представителями государства, либо наделяются самостоятельными имущественными правами. Так, представителем Республики Беларусь в гражданских правоотношениях может быть Совет Министров Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь и др. Но эти же органы могут выступать в гражданских правоотношениях и на основе облагаемых самостоятельных имущественных прав. Министерство финансов Республики Беларусь и его местные органы являются только представителем государства по вопросам владения, пользования и распоряжения казной. Оно представляет интересы государства по обязательствам из причиненного вреда, по спорам, связанным с конфискацией имущества, его арестом, описью и т.д. Здесь государство выступает унитарным субъектом. Но это же министерство как юридическое лицо может заключать сделки от своего имени и нести по ним самостоятельную имущественную ответственность (например, покупка канцелярских принадлежностей и другого имущества для осуществления своих функций). Государство в гражданских правоотношениях представляют, как правило, бюджетные учреждения. А по специальному поручению его могут представлять самостоятельные коммерческие предприятия и организации, а также организации смешанного характера, граждане. Особенностью ответственности бюджетных учреждений и организаций является то, что они отвечают за причиненный вред только оборотными средствами и приравненными к ним. При недостаточности имущества бюджетной организации вред может компенсироваться потерпевшему из бюджетных источников (статья 34 Гражданского кодекса Республики Беларусь).На уровне административно-территориальных образований государство представляют соответствующие Советы депутатов и исполнительные комитеты. Они также могут быть как представителями соответствующего административно - территориального образования, так и самостоятельными носителями гражданских прав и обязанностей как юридические лица. Таким образом, объективно существующие объединения и выделенное имущество для удобства имущественных отношений были оформлены правом в качестве конструкции право — и обязанности — несущего субъекта, получившей название "юридическое лицо". Практическое применение конструкции "юридическое лицо" очень обширно, вследствие чего данная конструкция встречается в любом законодательстве (в том числе и в правовой системе Республики Беларусь), являясь одним из основных его элементов. Какие же признаки необходимы для того, чтобы то или иное объединение лиц или имущества либо выделенное лицом имущество было признано юридическим лицом? В качестве основного объективного признака, отличающего такое объединение (либо выделенное имущество) от другого до момента, когда государство придаст этому объединению (имуществу) статус юридического лица, выступает направленность воли создателей (учредителей) объединения (лица, выделяющего имущество) на установление такого положения, при котором объединение (имущество) имеет самостоятельную судьбу, отличную от судьбы его создателей (участников). Если такая воля присутствует у создателей объединения (лица, выделяющего имущество), то, используя законоуложения, государство придает такому объединению (имуществу) статус юридического лица (если таковой воли нет, то объединение (имущество) не становится новым самостоятельным субъектом права). Придание объединению (имуществу) статуса юридического лица выражается в том, что объединение (имущество) приобретает возможность иметь самостоятельные права и обязанности (в том числе собственную ответственность), отличные от прав и обязанностей создателей (учредителей); собственное имя, отличное от имени создателей (учредителей); приобретает собственное имущество (либо возможность иметь собственное имущество), а также самостоятельную волю, которая проявляется через органы юридического лица (органы составляют определенную внутреннюю структуру данного лица). Наряду с государственным влиянием важнейшим признаком, позволяющим рассматривать объединение лиц (имущество) как юридическое лицо, является наличие самостоятельной воли объединения, отличной от воли его учредителей (участников). Следовательно, основное отличие юридического лица как субъекта гражданского права от физического лица — субъекта гражданского права заключается в наличии у юридического лица такого внутреннего строения (механизма проявления воли), которое регулируется правом, в то время как внутренний механизм проявления воли у человека правом не устанавливается.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.