17 июл. 2012 г.
Home »
» Одаренность и способности.
Одаренность и способности.
Исходя из этих соображений, мы не можем непосредственно переходить от от-
дельных способностей к вопросу о возможности успешного выполнения данным
человеком той или другой деятельности. Этот переход может быть осущес-
твлен только через другое, более синтетическое понятие. Таким понятием и
является "одаренность", понимаемая как то качествено своеобразное сочета-
ние способностей, от которых зависит возможность достижения большего или
меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. Своеобразие по-
нятий "одаренность" и "способности" заключается в том, что свойства чело-
века рассматриваются в них с точки зрения тех требований, которые ему
предъявляет та или другая практическая деятельность. Поэтому нельзя гово-
рить об одаренности вообще. Можно только говорить об одаренности к че-
му-нибудь, к какой-нибудь деятельности. Это обстоятельство имеет особенно
важное значение при рассмотрении вопроса о так называемой "общей одарен-
ности".
То соотнесение с конкретной практической деятельностью, которое с необхо-
димостью содержится в самом понятии "одаренность", обусловливает истори-
ческий характер этого понятия. Понятие "одаренность" лишается смысла, ес-
ли его рассматривать как биологическую категорию. Понимание одаренности
существенно зависит от того, какая ценность придается тем или другим ви-
дам деятельности и что разумеется под "успешным" выполнением каждой кон-
кретной деятельности.
Существенное изменение претерпевает и содержание понятия того или друго-
го социального вида одаренности в зависимости от того, каков в данную эпо-
ху и в данной общественной формации критерий "успешного" выполнения соот-
ветствующей деятельности. Понятие "музыкальная одаренность" имеет, конеч-
но, для нас существенно иное содержание, чем то, которое оно могло иметь у
народов, не знавших иной музыки, кроме одноголосой. Историческое развитие
музыки влечет за собой и изменение музыкальной одаренности.
Итак, понятие "одаренность" не имеет смысла без соотнесения его с кон-
кретными, исторически развивающимися формами общественно-трудовой практики.
Необходимо отметить еще одно очень существенное обстоятельство. От ода-
ренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность
достижения этого успеха. Даже ограничиваясь психологической стороной воп-
роса, мы должны сказать, что для успешного выполнения всякой деятельности
требуется не только одаренность, то есть наличие соответствующего сочета-
ния способностей, но и обладания необходимыми навыками и умениями. Какую
бы феноменальную и музыкальную одаренность не имел человек, но, если он не
учился музыке и систематически не занимался музыкальной деятельностью, он
не сможет выполнять функции оперного дирижера или эстрадного пианиста.
Имеется большое различие между следующими двумя положениями: "данный че-
ловек по своей одаренности имеет возможность весьма успешно выполнять та-
кие-то виды деятельности" и "данный человек воей одаренностью предрасполо-
жен к таким-то видам деятельности". Одаренность не является единственным
фактором определяющим выбор деятельности ( а в классовом обществе она у ог-
ромного большинства и вовсе не влияет на этот выбор ), как не является она
и единственным фактором, определяющим успешность выполнения деятельности.
0 коммент.:
Отправить комментарий