17 июл. 2012 г.

Одаренность и способности.

Исходя из этих соображений, мы не можем непосредственно переходить от от- дельных способностей к вопросу о возможности успешного выполнения данным человеком той или другой деятельности. Этот переход может быть осущес- твлен только через другое, более синтетическое понятие. Таким понятием и является "одаренность", понимаемая как то качествено своеобразное сочета- ние способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. Своеобразие по- нятий "одаренность" и "способности" заключается в том, что свойства чело- века рассматриваются в них с точки зрения тех требований, которые ему предъявляет та или другая практическая деятельность. Поэтому нельзя гово- рить об одаренности вообще. Можно только говорить об одаренности к че- му-нибудь, к какой-нибудь деятельности. Это обстоятельство имеет особенно важное значение при рассмотрении вопроса о так называемой "общей одарен- ности". То соотнесение с конкретной практической деятельностью, которое с необхо- димостью содержится в самом понятии "одаренность", обусловливает истори- ческий характер этого понятия. Понятие "одаренность" лишается смысла, ес- ли его рассматривать как биологическую категорию. Понимание одаренности существенно зависит от того, какая ценность придается тем или другим ви- дам деятельности и что разумеется под "успешным" выполнением каждой кон- кретной деятельности. Существенное изменение претерпевает и содержание понятия того или друго- го социального вида одаренности в зависимости от того, каков в данную эпо- ху и в данной общественной формации критерий "успешного" выполнения соот- ветствующей деятельности. Понятие "музыкальная одаренность" имеет, конеч- но, для нас существенно иное содержание, чем то, которое оно могло иметь у народов, не знавших иной музыки, кроме одноголосой. Историческое развитие музыки влечет за собой и изменение музыкальной одаренности. Итак, понятие "одаренность" не имеет смысла без соотнесения его с кон- кретными, исторически развивающимися формами общественно-трудовой практики. Необходимо отметить еще одно очень существенное обстоятельство. От ода- ренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Даже ограничиваясь психологической стороной воп- роса, мы должны сказать, что для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, то есть наличие соответствующего сочета- ния способностей, но и обладания необходимыми навыками и умениями. Какую бы феноменальную и музыкальную одаренность не имел человек, но, если он не учился музыке и систематически не занимался музыкальной деятельностью, он не сможет выполнять функции оперного дирижера или эстрадного пианиста. Имеется большое различие между следующими двумя положениями: "данный че- ловек по своей одаренности имеет возможность весьма успешно выполнять та- кие-то виды деятельности" и "данный человек воей одаренностью предрасполо- жен к таким-то видам деятельности". Одаренность не является единственным фактором определяющим выбор деятельности ( а в классовом обществе она у ог- ромного большинства и вовсе не влияет на этот выбор ), как не является она и единственным фактором, определяющим успешность выполнения деятельности.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.