28 июл. 2012 г.

Человек как биопсихосоциальное существо

Мы подходим к человеку с тремя разными измерениями его существования: биоло¬гическим, психическим и социальным. ' Биологическое выражается в морфофи-зиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозго¬вых, электрохимических и некоторых других процессах чело-веческого организма. 'Под психическим понимается внутренний духовный мир человека — его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент и т, д. Но ни один аспект в отдельности не раскрывает нам фе¬номен человека в его целостности. Человек, говорим мы, есть разумное существо. Что же в таком случае представляет его мышление: подчиняется ли оно лишь биологическим законо¬мерностям или только социальным? Любой категорический от¬вет был бы явным упрощением: человеческое мышление являет собой сложноорганизованный биопсихосоциальный феномен, материальный субстрат которого, конечно, поддается биологи¬ческому измерению (точнее, физиологическому), но содержа¬ние его, его конкретная наполненность — это уже безусловное взаимопереплетение психического и социального, причем та¬кое, в котором социальное, опосредствуясь эмоционально-ин-теллектуально-волевой сферой, выступает как психическое. Социальное и биологическое, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют лишь крайние по¬люсы в многообразии человеческих свойств и действий. Так, ес¬ли идти в анализе человека к биологическому полюсу, мы «спу¬стимся» на уровень существования его организменных (биофи¬зических, физиологических) закономерностей, ориентирован¬ных на саморегуляцию вещественно-энергетических процессов как устойчивой динамической системы, стремящейся к сохра¬нению своей целостности. В этом аспекте человек выступает как носитель биологической формы движения материи. Но ведь он не просто организм, не просто биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений. Если, таким образом, идти в анализе человека к его социальной сущности, начиная от его морфологического и физиологического уровня и далее к его психофизиологической и духовной структуре, то мы тем самым переместимся в область социально-психологических проявле¬ний человека как личности. Организм и личность— две нераз¬делимые стороны человека. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к со¬циальному бытию, к обществу, к истории человечества, к куль-туре. «Первая предпосылка всякой человеческой истории — это, конечно, существование живых человеческих индивидов. По¬этому первый конкретный факт, который подлежит констатиро¬ванию,— телесная организация этих индивидов и обусловлен¬ное ею отношение их к остальной природе» '. Когда же мы рас¬сматриваем социальную природу человека или говорим о человеке как о личности, мы отвлекаемся не от биологического компонента вообще, а только от антропологических особенностей его, от изучения его телесной организации и некоторых элемен¬тарных психических процессов и свойств (например, простей¬ших инстинктов) в их сугубо естественнонаучной специфике. Мы отвлекаемся, например, от естественнонаучного смысла хи-мических реакций, протекающих в функционирующем живом организме,— это задача специальных наук. При рассмотрении личности человека имеют в виду такие ее свойства, которые мо¬гут быть описаны в социальных или социально-психологиче¬ских терминах, где психологическое берется в его социальной обусловленности и наполненности. И телесная организация че-ловека, рассматриваемая уже не с абстрактно-научной стороны, а как материальный субстрат личности, безусловно, не может не влиять на психологические особенности человека. Телесная ор¬ганизация человека, его биология рассматриваются поэтому уже как особый вид материальной действительности, имеющий тесную связь с социальным понятием личности человека. Переход от «телесности» как объекта естественных наук к «телесности» как субстрату социально-психологических свойств человека осуществляется только на личностном уровне его изу¬чения. Измерение человека с двух сторон — биологической и социальной — имеет в философии отношение именно к его лич¬ности. Биологическая сторона человека детерминируется глав¬ным образом наследственным (генетическим) механизмом. Социальная же сторона человеческой личности обусловлена про¬цессом вхождения человека в культурно-исторический контекст социума. Ни то ни другое в отдельности, а только их функцио¬нирующее единство может приблизить нас к пониманию тайны человека. Это, разумеется, не исключает, что в разных познава¬тельных и практических целях акценты на биологическое или социально-психологическое в человеке могут несколько сме¬щаться в ту или другую сторону. Но в итоговом осмыслении непременно должно осуществиться совмещение этих сторон че¬ловека. Можно и нужно исследовать, например, то, как проявля¬ется природная, биологическая сущность общественно развито¬го человека или, напротив, социально-психологическая сущ¬ность природного начала в человеке, но само понятие человека, его личности и в том и в другом исследовании должно основы-ваться на понятии единства социального, биологического и пси¬хического. Иначе рассмотрение покинет область собственно че¬ловеческой сферы и примкнет либо к естественнонаучным и биологическим исследованиям, имеющим свою частную науч¬ную цель, либо к культурологии, отвлекающейся от непосредст¬венно действующего человека. Каким же образом в человеке объединяются его биологиче¬ское и социальное начала? Для ответа на этот вопрос обратимся к истории возникновения человека как биологического вида. Человек появился на Земле в результате длительной эволю¬ции, приведшей к изменению собственно животной морфоло¬гии, появлению прямохождения, освобождению верхних конеч¬ностей и связанному с этим развитию артикуляционно-речевого аппарата, что в совокупности повлекло за собой и развитие го¬ловного мозга. Можно сказать, что его морфология явилась как бы материальной кристаллизацией его общественного, точнее, коллективного существования. Таким образом, на определен¬ном уровне антропогенез, движимый удачными мутациями, тру¬довой деятельностью, общением и формирующейся духов¬ностью, как бы «перевел стрелки» с биологического развития на рельсы исторического становления собственно социальных систем, в результате чего и сформировался человек как биосо-циальное единство. Человек и рождается как биосоциальное единство. Это значит, что он появляется на свет с неполностью сформированными анатомо-физиологическими системами, которые доформировываются в условиях социума, то есть генети¬чески они заложены именно как человеческие. Механизм наследственности, определяющий биологическую сторону чело-века, включает в себя и его социальную сущность. Новорожден¬ный — не «табула раза», на которой среда «рисует» свои при¬чудливые узоры духа. Наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем особой способности к под¬ражанию взрослым — их действиям, звукам и т. п. Ему прису¬ще любопытство, а это уже социальное качество. Он способен огорчаться, испытывать страх и радость, его улыбка носит врожденный характер. А улыбка — это привилегия человека. Таким образом, ребенок появляется на свет именно как челове¬ческое существо. И все-таки в момент рождения он лишь канди¬дат в человека. Он никак не может стать им в изоляции: ему нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей об¬щество, именно оно регулирует и наполняет его поведение со¬циальным содержанием. Каждый человек обладает послушными его воле пальцами, он может взять кисть, краски и начать рисовать. Но не это сде¬лает его настоящим живописцем. Точно так же и с сознанием, которое не является нашим природным достоянием. Сознатель¬ные психические явления формируются прижизненно в резуль¬тате воспитания, обучения, активного овладения языком, миром культуры. Таким образом, общественное начало проникает че¬рез психическое внутрь биологии индивида, которая в таком пре-образованном виде выступает основой (или материальным суб¬стратом) его психической, сознательной жизнедеятельности. »
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.