10 апр. 2012 г.

Правовые основы аудиторской деятельности

В настоящее время система нормативного регулирования аудита в России находится в стадии становления. Это связано с формированием новой организационно - правовой структуры аудиторской деятельности в Российской Федерации в соответствии с требованиями Закона « Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001года (Приложение 1). В настоящее время в России формируется пятиуровневая система нормативного регулирования аудита (Приложение 2). Первый уровень - Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". На протяжении более 7 лет регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществлялось в соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности, утвержденными Указом Президента РФ от 22.12.93 г. № 22бз. Пунктом 2 этого Указа было установлено, что Временные правила действуют на всей территории Российской Федерации до принятия закона, регулирующего аудиторскую деятельность. Таким образом, можно говорить о том, что с принятием Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в Российской Федерации начался новый этап в развитии аудита. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» - это основной законодательный акт прямого действия, определяющий правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. Это концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в Российской Федерации, который должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых актов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федеральных законов «О бухгалтерском учете», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др. Значение закона состоит, прежде всего, в том, что он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Он определил место аудита в финансово-хозяйственной деятель¬ности в качестве ее необходимого и равноправного элемента [13, c. 154]. К документам второго уровня относятся распоряжения Президента, постанов¬ления Правительства РФ, приказы и разъяснения Минфина РФ и Департамента по организации аудиторской деятельности: • Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80 «О вопросах госу¬дарственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федера¬ции»; • Постановление Правительства РФ от 29.03.2002 г. № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности»; • Постановление Правительства РФ от 12.06.2002 г. № 409 «О мерах по обес¬печению проведения обязательного аудита»; • Приказ Минфина РФ от 27.10.99 г. № 69н «Порядок представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществ¬ление аудиторской деятельности» и др. Третий уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельно¬сти представлен федеральными стандартами (правилами) аудиторской деятельно¬сти. Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно ин¬терпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и, преж¬де всего, арбитражным судом. Все аспекты аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторов и орга¬низаций, пользующихся их услугами, должны пониматься однозначно, стандарты аудита должны регулировать взаимоотношения аудиторских фирм, организаций, на¬логовых служб, проверяющих законность деятельности организаций, а также учи¬тываться в арбитражном процессе. Эти стандарты содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения. С их помощью аудитор сможет выбрать как необходимый масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целесооб¬разную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью кото¬рых можно оценить качество аудиторской проверки. Четвертый уровень - методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отрас¬лям, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным ауди¬торским заданиям. К этому же уровню относятся внутренние стандарты, устанав¬ливаемые профессиональными аудиторскими объединениями для своих членов. Требования этих стандартов не могут быть ниже требований федеральных стандар¬тов и не могут противоречить им. В настоящее время такие стандарты пока не разработаны. Пятый уровень - документы, необходимые для реализации стандартов. Эти документы должны содержать сведения по применению стандартов, организации на основе стандартов аудиторской деятельности (внутрифирменные стандарты). Базируются внутрифирменные стандарты на законодательных и нормативных актах, международных и отечественных стандартах и должны включать в себя основополагающие и конкретные процедуры проведения аудита. Итоговым документом разработанных внутрифирменных стандартов может быть «Приказ об утверждении внутрифирменных стандартов», подписанный руководите¬лем фирмы. В соответствии с учредительными документами эти стандарты могут дополнительно утверждаться советом учредителей аудиторской фирмы. Необходи¬мость применения указанных стандартов должна быть оговорена в контракте или в другом документе, регламентирующем рабочие отношения аудитора и админист¬рации фирмы. Также оговариваются права и обязанности аудитора в части при¬менения указанных стандартов, принципы профессиональной этики и методы кон¬троля качества работы аудиторов [9, с. 26-27]. Главными принципами, которые должны быть положены в основу любых внут¬рифирменных стандартов, являются независимость, профессионализм, соблюдение этики поведения, обоснованность мнения, точность предоставления информации и доброжелательность по отношению к клиенту. Основные направления разработки внутрифирменных стандартов можно услов¬но разделить на следующие: стандарты в области этики поведения аудитора, стандарты по внутрифирменному документообороту и стандарты в области мето¬дологии проведения проверок по направлениям аудита: общий, банковский, страхо¬вой, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов. Несмотря на то, что многие вопросы, возникающие при проведении аудиторских проверок, регулируются либо нормативными документами, либо уже действующими стандар¬тами, в практике их применения различными аудиторскими фирмами зачастую воз¬никает необходимость в их дополнении, объяснении, расшифровке или обобщении применительно к конкретной аудиторской фирме.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.