9 апр. 2012 г.
Home »
» Профессиональная этика аудиторов.
Профессиональная этика аудиторов.
Аудиторское дело в России продолжает активно развиваться, как того требует рыночная экономика, а соответственно растет круг вопросов, нуждающихся в детальном уточнении. И один из них - профессиональная этика аудиторов.
Аудиторская деятельность направлена на удовлетворение общественной потребности в достоверной информации, необходимой для принятия обоснованных решений по управлению инвестиционной и кредитной деятельностью, а также для контроля за правильной организацией банковского дела и соблюдением законодательных и нормативных положений.
Нормы поведения, которым должен соответствовать аудитор, закреплены законодательно. Они изложены в кодексе профессиональной этики, одобренном Президиумом Аудиторской палаты России 3 октября 1996 года. Добровольное соблюдение аудиторами (и аудиторскими фирмами) норм профессиональной этики является высшим долгом каждого аудитора, руководителя и сотрудника аудиторской фирмы. Люди нечестные, нарушающие этические нормы профессионального поведения, позорят профессию аудитора, наносят ей моральный и материальный ущерб. Их действия могут подрывать в общественном мнении уважение и доверие к профессии аудитора.
Люди, принимающие решения, должны доверять заключению аудитора, высоко оценивать его профессиональное мастерство и моральные качества. Необходимо не только осуждать неэтичное поведение отдельных аудиторов и представителей аудиторских фирм, но и требовать их исключения из сообщества аудиторов, лишения лицензии на право проведения аудиторской деятельности.
Заслуживающий доверия аудитор - это прежде всего человек порядочный. Следовательно, главные ориентиры для него - это общечеловеческие моральные нормы и принципы
Принципиально важными для улучшения качества аудиторской деятельности являются указы Президента России, постановления Правительства РФ и указания Центрального банка РФ, вышедшие в конце 1993 года, в 1994 и 1995 гг.
Имеются в виду Указ Президента РФ №2263 от 22 декабря 1993 года, который ввел в действие ‘’Временные правила аудиторской деятельности в РФ’’, утверждение Правительством ряда нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в России в постановлении №482 от 6 мая 1994 года и большая работа, проведенная ЦБ РФ совместно с Финансовой Академией при Правительстве РФ по определению содержания квалификационных экзаменов по банковскому аудиту, организации этих экзаменов и подготовке к ним.
Кратко этические нормы аудиторской деятельности можно сформулировать как независимость; компетентность; добросовестность; объективность.
В опубликованном Российской коллегией аудиторов Кодексе обобщены этические нормы профессионального поведения независимых аудиторов, определены нравственные, моральные ценности, которые утверждает в своей среде аудиторское сообщество, готовое защищать их от всех возможных нарушений и посягательств. Соблюдение общечеловеческих и профессиональных этических норм является непременной обязанностью и высшим долгом каждого аудитора, руководителя и сотрудника аудиторской фирмы.
Целью профессии независимого аудитора определено обеспечение высокого профессионального уровня услуг для достижения максимальной эффективности труда, направленного на удовлетворение потребностей украинского общества.
Для достижения указанной цели аудитор должен соблюдать четыре основных требования к ней (наверное, все-таки к нему — аудитору — прим. авт.):
Достоверность
Украинское общество ощущает потребность в пользовании достоверной информацией.
Профессионализм
Выдвигаются требования к аудиторам, которые могут быть определены клиентами, работодателями и другими заинтересованными сторонами к специалистам-аудиторам.
Качество услуг
Выполнение аудиторских услуг должно осуществляться в строгом соответствии с действующими нормативами и правилами аудита и Кодекса этики.
Доверие
Пользователи услуг аудитора должны быть уверенными в том, что он никогда не нарушит профессиональной этики и будет соблюдать ее на протяжении всей практики.
В то же время глоссарием терминов Международных стандартов аудита под целью аудита финансовой отчетности понимается обеспечение возможности выражения аудитором мнения о том, подготовлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с установленными основами финансовой отчетности.
Так вот, для достижения поставленной перед аудитором цели определены следующие фундаментальные основы этики:
Честность
Аудитор должен быть честным во время исполнения своих профессиональных обязанностей.
Объективность
Аудитор должен быть справедливым и не допускать, чтобы предрассудки, предубежденность и другие факторы влияли на его объективность.
Этический Кодекс содержит следующие требования:
1. Соблюдение общепринятых моральных норм и принципов
Аудиторы обязаны руководствоваться в своих поступках общечеловеческим правилом: "Старайся не делать другим того, чего не хотел бы, чтобы сделали тебе; соблюдать правила и нормы общей морали, правдивость и честность в поступках и решениях,
2. Соблюдение общественных интересов
Внешний аудитор обязан действовать в интересах общества и всех пользователей бухгалтерской отчетности, а не только заказчика.
3. Объективность аудитора
Объективной основой для выводов, рекомендаций и заключений аудитора может быть только достаточный объем требуемой информации.
4. Внимательность аудитора
При выполнении профессиональных услуг следует проявлять макс внимание. Аудиторы должны внимательно и серьезно относиться к своим обязанностям, соблюдать утвержденные аудиторские стандарты, адекватно планировать и контролировать работу, проверять подчиненных специалистов.
5. Независимость аудитора
Аудиторы обязаны отказаться от оказания профессиональных услуг, если имеются обоснованные сомнения в их независимости от организации клиента и ее должностных лиц во всех отношениях.
В заключении или в другом документе, составленном в результате оказанных профессиональных услуг, аудитор обязан сознательно и без каких-либо оговорок заявить о своей независимости в отношении клиента.
6. Профессиональная компетентность аудитора
Аудиторы обязаны обеспечить достаточный профессиональный уровень аудит услуг, необходимых клиенту. Принимая обязательство оказать определенные профессиональные услуги, аудитор должен быть уверен в своей компетентности в данной области, обладать необходимым объемом знаний и навыков с тем, чтобы добросовестно и профессионально выполнить обязательства Аудит фирма обязана проводить ежегодное обучение аудиторов
7. Конфиденциальная информация клиентов
Аудитор обязан сохранить в тайне конфиденциальную информацию в делах клиентов, полученную при оказании профессиональные услуг, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения непосредственных отношений с ними.
Аудитор не должен использовать конфиденциальную информацию клиента, ставшую ему известной при выполнении профессиональных услуг, для своей выгоды или для выгоды любой 3 стороны, а также в ущерб интересам клиента.
8. Налоговые отношения
Аудиторы обязаны неукоснительно соблюдать законодательство о н/о во всех аспектах: они не должны сознательно скрывать свои доходы от налогообложения или иным образом нарушать налоговое законодательство в своих интересах либо в интересах других лиц.
9. Плата за профессиональные услуги
Плата за профессиональные услуги аудитора отвечает нормам профессиональной этики, если она выплачивается в зависимости от объема и качества предоставляемых услуг. Она может зависеть от сложности оказываемых услуг, квалификации, опыта, профессионального авторитета и степени ответственности аудитора. Размер оплаты профессиональных услуг аудиторов не должег зависеть от достижения какого-либо определенного результата или обусловливаться иными обстоятельствами, кроме этих.
Профессионализм поведения – принцип аудита, заключающийся в том, что аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии, воздерживаться от совершения поступков, способных подорвать доверие и уважение к аудитору, доверие и уважение к аудиторской профессии.
Основные нормы профессионального проведения приведены в «Кодексе профессиональной этики аудиторов» (утвержден Аудиторской Палатой России 04.12.96 г.)
Важнейшими из них являются:
1) аудиторы обязаны доброжелательно относиться к коллегам. Воздерживаться от необоснованной критики в их адрес, от обсуждения их деловых и профессиональных качеств;
2) аудиторам следует воздерживаться от участия в различного рода сравнительных исследованиях и рейтингах, результаты которых предназначены для открытой публикации;
3) аудиторам не следует рекламировать свои услуги путем сравнения с другими аудиторами, путем самовосхваления, путем гарантий благоприятного результата;
4) аудиторам следует воздерживаться от выплаты и получения комиссионных вознаграждений за получение или передачу клиентов, передачу кому-либо услуг третьей стороны;
5) при замене клиентом аудитора вновь приглашенному аудитору следует запросить прежнего аудитора, не существует ли профессиональных причин для отказа от клиента.
0 коммент.:
Отправить комментарий