10 апр. 2012 г.
Home »
» МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
Наблюдение и описание.
Познание начинается с наблюдения. Наблюдение — это целенаправленное изучение предметов, опирающе¬еся в основном на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие, представление. Это — исход¬ный метод эмпирического познания, позволяющий получить не¬которую первичную информацию об объектах окружающей дей¬ствительности.
Научное наблюдение характеризуется рядом особенностей:
— целенаправленностью (наблюдение должно вестись для решения поставленной задачи исследования, а внимание наблю¬дателя фиксироваться только на явлениях, связанных с этой задачей);
— планомерностью (наблюдение должно проводиться строго по плану, составленному исходя из задачи исследования);
— активностью (исследователь должен активно искать, выде¬лять нужные ему моменты в наблюдаемом явлении, привлекая для этого свои знания и опыт, используя различные техниче¬ские средства наблюдения).
Научные наблюдения всегда сопровождаются описанием объекта познания. С помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, принимая тем самым форму, удобную для дальнейшей, рациональной обработки. Важно, чтобы понятия, используемые для описа¬ния, всегда имели четкий и однозначный смысл. По способу проведения наблюдения могут быть непосредствен¬ными (свойства, стороны объекта отражаются, воспринимаются органами чувств человека), и опосредованными (проводится с использованием тех или иных технических средств).
Эксперимент.
Эксперимент — активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие иссле¬дователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных сторон, свойств, связей. При этом экспериментатор может преобразовывать исследуемый объект, создавать искус¬ственные условия его изучения, вмешиваться в естественное течение процессов. Научный эксперимент предполагает наличие чет¬ко сформулированной цели исследования. Эксперимент базируется на каких-то исходных теоретических положениях, требует определенного уровня развития технических средств познания, необходимого для его реализации. И, наконец, он должен проводиться людьми, имеющими достаточно высо¬кую квалификацию.
Существует несколько видов экспериментов:
1) лабораторные, 2) естественные, 3) исследовательские (дают возможность обнару¬жить у объекта новые, неизвестные свойства), 4) проверочные (служат для проверки, подтвер¬ждения тех или иных теоретических построений),
5) изолирующие, 6) качественные (позволяют лишь выявить действие тех или иных факторов на изучаемое явление), 7) количественные (устанавливают точные количественные зави¬симости) и т.д.
Измерение и сравнение.
Научные эксперименты и наблюдения как правило вклю¬чает в себя проведение разнообразных измерений. Измерение - это процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств.
В основе операции измерения лежит сравнение. Чтобы провести сравнение нужно определить единицы измерения величины. Измерения подразделяют на статические и динамические. К статическим измерениям относят измерение размеров тел, постоянного давле¬ния и т. п. Примерами динамических измерения является из¬мерение вибрации, пульсирующих давлений и т. п.
0 коммент.:
Отправить комментарий