10 апр. 2012 г.
Home »
» Формы финансово-экономического контроля
Формы финансово-экономического контроля
Под формой фин.-эконом контроля понимают конкретное выражение и организацию контрольной деятельности. В зависимости от времени осуществления по отношению к контролируемой деятельности объекта контроля в качестве форм ФЭК выделяют: предварительный, текущий и последующий контроль. Все три формы находятся в тесной взаимосвязи и тем самым отражают непрерывный характер контроля.
Предварительный контроль. Форма предварительного контроля имеет предупреждающий характер, поскольку предшествует совершению хоз. и фин. операций. Предваритель-ный контроль проводится на первых трех стадиях процесса управления: постановки проблемы, определения цели и планирования мероприятий по ее достижению. Проводимый во время прогнозирования, проектирования и планирования, он служит предпосылкой для принятия оптимальных управленчес-ких решений. Главная цель предварительного контроля – пресекать незаконное и нерациональное использование средств, любые посягательства на собственность, в какой бы форме они ни проявлялись до совершения фин. или хоз. операций.
Текущий контроль. Неотъемлемым элементом оперативного управления является текущий контроль. Он проводится на стадиях управления, связанных с реализацией и регулированием мероприятий по достижению поставленных целей, в процессе совершения производственных, хоз. и фин. операций. На основе данных первичных док-тов, оперативного и б/у, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль позволяет регули-ровать быстро меняющиеся хоз. ситуации, предупреждать потери и убытки. Главная особенность текущего контроля заключается в оперативном выявлении отклонений от норм законодательства, принятых решений, утвержденных плановых показателей и нормативов путем оперативного сопоставления с фактическими данными в момент совершения фин.-хоз. операций.
Последующий контроль. Контроль фин.-эконом. Деятель-ности за определенный истекший период называют последующим, поскольку контролируются фактически совершен-ные операции. Такой контроль осуществляется на завершающей стадии процесса управления на основе исследования совершенных фин.-хоз. операций, их отражения в б/у и фин. (бух.) отчетности, анализа и оценки итогов фин.-эконом. деятельности. Он позволяет оценить эф-сть управления. Основ-ное назначение последующего контроля – выявление нарушений законодательства в истекшем периоде, установление достовер-ности б/у и о., сохранности имущества, хоз. целесообразности и законности оперативных управленческих решений, выполнения предписаний вышестоящих и других органов управления. Последующий контроль отличается углубленным и комплексным изучением всех сторон хоз. и фин. деятельности и позволяет также выявлять недостатки предварительного и текущего контроля.
Предварительный, текущий и последующий контроль осуществляется в форме проверок и ревизий. Разделение контроля на проверки и ревизии весьма условно, поскольку ревизия является одной из разновидностей проверки.
Под проверкой следует понимать отдельные контрольные процедуры или их совокупность по исследованию состояния объекта контроля на определенном участке деятельности, выражаемые в сопоставлении фактических результатов контроля с данными, отраженными в учетных документах (налоговых, отчетных, балансовых, расходных) и регистрах.
С юр. точки зрения проверка является процессуальным действием при осуществлении контроля за фин.-хоз. деятель-ностью объекта контроля. При проведении проверки выявляют отдельные нарушения фин. дисциплины, ошибки в ведении бух. (фин.) учета, искажения бух. (фин.) отчетности, определяют эф-сть использования фин., матер. и производственных ресурсов. Как правило, проверкам подвергаются отдельные вопросы или участки фин.-хоз. деятельности. Результаты проверок служат основанием для проведения мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков и применения мер ответственности к допустившим их виновным лицам.
В зависимости от места проведения проверки подразделяют на камеральные и выездные.
Камеральная проверка – это вид документального контроля представленной отчетности и документов, проводимая по месту нахождения субъекта фин. контроля (проверяющего органа) без выезда на объект проверки. По результатам камеральной проверки итоговый документ (акт) составляется только в случае выявления нарушений. Данные результатов камеральных проверок могут служить основанием для назначения внеплановых выездных проверок и использоваться при их проведении.
Выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемого объекта и представляет собой вид фин.-эконом. контроля, сочетающий в себе одновременное использование методов документального и фактического контроля. Именно для использования методов фактического контроля, а также воз-можности оперативного доступа к первичным учетным и иным оправдательным док-там необходимо присутствие контроли-рующего органа по месту нахождения объекта проверки.
По полноте охвата документов и фин.-хоз. операций различают проверки сплошные и частичные (выборочные). При сплошной проверке проверяются все фин.-хоз. операции и документы организации, без исключений и предположений об отсутствии нарушений (а при фактическом контроле – и матер. ценности), а при частичной проверке проверяется только часть (определенная выборка) док-тов, операций, матер. ценностей. Сплошная проверка, как правило, проводится исходя из целесо-образности в организациях с небольшим объемом документации и фин.-хоз. операций, а также при необходимости, например, для восстановления б/у. Частичная проверка проводится для установ-ления наличия или отсутствия нарушений в определенной части документов и учетных записей или в разделе б/у, кот. могут быть характерны для всего массива док-тов организации либо б/у в целом. Результаты частичной проверки при обнаружении нарушений могут служить основанием для принятия решения о проведении сплошной проверки.
По степени охвата проверяемых вопросов проверки могут быть комплексными, выборочными и тематическими (целевыми). Комплексная проверка – это всесторонняя проверка фин.-хоз. деятельности хоз. субъекта за опред. период. В ходе такой проверки проводится взаимосвязанное изучение эконом. и юр. сторон деятельности организации с использованием максимально возможного сочетания различных методических приемов доку-ментального и фактического контроля. Законность, достовер-ность и эконом. целесообразность хоз. и фин. операций при проведении комплексной проверки устанавливается наиболее квалифицированными специалистами. Выборочная проверка – это проверка отдельных областей фин.-хоз. деятельности или разделов б/у хоз. субъекта. Она может проводиться как самостоятельная проверка либо может быть составной частью комплексной проверки. В зависимости от этого результаты выборочной проверки могут быть отражены в отдельном итоговом документе либо войти в сводный итоговый документ о результатах комплексной проверки. Тематическая (целевая) проверка – это проверка определенного направления (темы) или вида финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, проводимая путем исследования заранее определенного круга вопросов или сторон финансово-хозяйственной деятельности. Как и результаты выборочной проверки, результаты тематических проверок могут иметь самостоятельное значение или быть использованы в качестве части совокупного результата комплексной либо выборочной проверки и в зависимости от этого оформляются самостоятельно или отражаются в общем документе.
Ревизия (от лат. revisio – пересмотр) представляет собой разновидность проверки и форму последующего контроля, включающую систему обязательных контрольных действий (процедур) по проверке законности, целесообразности и эффективности, совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и правильности действий должностных лиц по управлению объектом контроля в проверяемом периоде времени. Основным отличительным признаком ревизии от проверки является то, что ревизия как разновидность проверки проводится исключительно в форме последующего контроля. Информационной основой для проведения ревизии служат первичные документы, учетные регистры, бух. и статистическая отчетность по фактически исполненным хоз. и фин. операциям, фактические остатки налич-ных и безналичных ден. средств и ТМЦ. Результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическую силу и значение.
Обследование – это разновидность контрольных действий и метод предварительного контроля по оперативному выявлению состояния дел по отдельному вопросу, входящему в компетен-цию субъекта фин.-эконом. контроля, дополнительный способ для определения необходимости и целесообразности проведения проверки или ревизии. Так, при необходимости уполномоченные должностные лица органов Федеральной службы налоговой полиции и налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов н/об.
В ходе обследования могут быть решены следующие основные задачи: 1. определение правомерности и возможностей использования производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий для получения дохода; 2. установление правового статуса, организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта и их соответствия действующему законодательству; 3. мониторинг и диагностика финансовой отчетности и финансового состояния подконтрольного объекта; 4. предварительный анализ и оценка финансово-экономической деятельности объекта контроля.
Обследование позволяет до начала проверки или ревизии выявить слабые стороны финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта и определить наиболее важные для проверки вопросы.
0 коммент.:
Отправить комментарий