3 апр. 2012 г.

Общая характеристика федеральных налогов.

К федеральным налогам относятся: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, таможенные пошлины и таможенные сборы, платежи за пользование природными ресурсами, целевые налоги и прочие федеральные налоги сборы. Налог на прибыль – с 1 января 1992 года был введен вместо налога с доходов корпораций и нормативных отчислений в бюджет с доходов государственных предприятий. Налог на прибыль имеет фискальное и регулирующее значение. Налог на прибыль занимает 2-ое место, в федеральном бюджете он составляет 9,5% по бюджету на 2003 год (в 2000 г. – 19%). Налог на прибыль имеет и регулирующее значение – его ставка, сроки взимания оказывают влияние на экономическое состояние предприятий. В настоящее время этот налог регулируется 25 главой НК РФ. Налогоплательщики (ст. 246): юридические лица – российские организации, которые имеют прибыль от осуществления своей деятельности; иностранные организации - которые имеют представительства в РФ. Объект налогообложения (ст. 247) – полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов; для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, также уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов. Доходы делятся на две группы: 1. доходы от реализации товаров: 2. внереализационные доходы. Ставка налога (ст. 284) – предусмотрены 6 налоговых ставок. Основная ставка – 24%: 7,5% - зачисляются в федеральный бюджет; 14,5% - зачисляются в бюджеты субъектов РФ; 2% - зачисляются в местные бюджеты. Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах: 20% - со всех доходов, 10% - от использования, содержания или сдачи в аренду судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров. Налог на добавленную стоимость – относится к группе косвенных налогов. В РФ он был введен в действие с 1 января 1992 года в ходе проведения налоговой реформы. НДС имеет следующие преимущества для бюджета: 1. стабильный источник доходов; 2. регулярный источник доходов; 3. плательщику сложно уклониться от уплаты налога. Налогоплательщики (ст. 143): организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками НДС, в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. В консолидированном бюджете 2002 года НДС составил 22,4%, удельный вес НДС в доходах федерального бюджета составил 36%. В 2003 году проектируется 67,6%. Объекты налогообложения (ст. 146) – операции 4-х видов: 1. реализация товаров (работ, услуг) на территории России, в т.ч. реализация - предметов залога; 2. передача на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд расходы на которые принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль; 3. выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; 4. ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Ставка налога (ст. 164) – с 2001 года применяются три ставки НДС: 1). 0% - применяется, когда товары реализуются за пределы РФ; на реализацию работ, выполняемых в космическом пространстве; на реализацию драгоценных металлов из лома и отходов Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ и т.д. 2). 10% - взимаются с товаров детского ассортимента и с продовольственных товаров по определенному перечню; учебной и научной книжной продукции; периодических печатных изданий и др. 3) 20% - производится обложение реализации в остальных случаях. Акцизы – важный доход государства, представляет собой один из видов косвенных налогов на товары, которые включаются в их цену. Он распределяется также как НДС. В 2002 году доля акцизов в федеральном бюджете составляла 12%. Введены также как НДС с 1 января 1992 года. В настоящее время Акцизы регулируются 22 главой НК РФ. Налогоплательщики (ст. 179) – организации и индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье. Плательщиками акцизов признаются также лица, перемещающие подакцизные товары и подакцизные минеральное сырье через таможенную границу РФ. Объекты налогообложения (ст. 182) – это операции по реализации на территории РФ подакцизных товаров, в т.ч. и предметов залога; операции по реализации организациями с акцизных складов алкогольной продукции; операции с нефтепродуктами; реализация введенных (импортных) товаров на территории РФ. Ставка налога (ст. 193) – по каждому виду подакцизного товара и подакцизного минерального сырья. Ставками Акцизов выступают ставки единые. Существуют две группы ставок: 1. адвалорные – это процент ставки к стоимости товара по отпускным ценам без учета акцизов; 2. специфические – устанавливаются в рублях и копейках за единицу измерения товара (виды подакцизных товаров: этиловый спирт - сырец, вина (за исключением натуральных), вина шампанские и вина игристые, табачные изделия, сигареты, ювелирные изделия, дизельное топливо и др.). Налог на доходы физических лиц – подоходный налог, взимаемый с физических лиц, один из самых старых видов налогов, которые используются в России. В сегодняшних российских условиях налог на доходы физических лиц не стал доминирующим в налоговой системе страны. Несмотря на то, то его отчисления увеличились в общей сумме всех доходов бюджета по сравнению с централизованной экономикой и по объему поступлений в бюджет он занимает теперь третье место, уступая лишь налогам на добавленную стоимость и на прибыль, все же его доля в доходах консолидированного бюджета – около 12% - явно недостаточна. Налогоплательщики (ст. 207) – признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Объекты налогообложения (ст. 209) – объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиком: 1. от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ; 2. от источников в РФ – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ. Ставка налога (ст. 224) – 1. налоговая ставка устанавливается в размере 13%, если иное не предусмотрено настоящей статьей; 2. налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении следующих доходов: - стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах; - страховых выплат по договорам добровольного страхования в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 213 НК и др. Таможенные пошлины и таможенные сборы – являются косвенными налогами. В настоящее время изымаются при пересечении государственных границ. Таможенная пошлина представляет собой обязательный платеж при перемещении товаров через таможенную границу. Ее уплата является, как правило, условием ввоза товаров на таможенную территории РФ или вывоза товаров с этой территории. Таможенные сборы и иные таможенные платежи – это сборы за таможенное оформление и хранение товаров, за таможенное сопровождение товаров. Таможенные пошлины не распространяются между бюджетами разного уровня. Поступают только в федеральный бюджет, их доля составляет от 16 до 17%. По плану на 2003 год составят 16,7%. В настоящее время таможенные пошлины регулируются законом от 1991 года и таможенным кодексом, который впервые был опубликован в 1993 году – он устанавливает основные правила сбора и порядок исчисления таможенных пошлин. Налогоплательщиками таможенной пошлины, таможенных сборов и иных таможенных платежей являются декларанты или иные лица, определяемые ТК РФ. Любое заинтересованное лицо обязано уплатить таможенную пошлину, таможенные сборы и иные таможенные платежи, если иное не установлено таможенным законодательством РФ. Объектами налогообложения таможенной пошлиной являются ввозимые и вывозимые товары. Ставки таможенных пошлин – являются единым и одинаково применяются к товарам, имеющим одинаковые коды товарной номенклатуры ВЭД, и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ и видов сделок. Виды ставок: 1. адвалорные – устанавливаются в процентах к таможенной стоимости товаров; 2. специфические – устанавливаются в определенной сумме к количественной или весовой единице измерения товаров (например, в евро за 1 дл); 3. комбинированные ставки сочетают элементы двух первых видов. Платежи за пользование природными ресурсами – с 1 января 2002 года элементы налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых установлены в 26 главе второй части НК РФ. Налогоплательщиками (ст. 334) являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. Налогоплательщики подлежат постановке на учет по месту нахождения участка недр, предоставленного им в пользование. Объектами налогообложения признаются (ст. 336): 1). Полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ; 2). Полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства; 3). Полезные ископаемые, добытые из недр за переделами территории РФ при условии, что данная территория находится под юрисдикцией РФ, арендуется у иностранных государств или используется на основании международного договора. Ставка налога (ст. 342). Налогообложение производится по налоговой ставке 0% при добыче: 1. полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых; 2. попутного газа; 3. подземных вод, содержащих полезные ископаемые; 4. минеральных вод; 5. подземных вод и др. Целевые налоги: 1. Единый социальный налог – введен в действие с 1 января 2001 года. Налогоплательщики (ст. 235): лица, производящие выплаты физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты. Объект налогообложения. Объект налогообложения для исчисления единого социального налога зависит от того, к какой группе принадлежат налогоплательщики. Для налогоплательщиков – работодателей объектом налогообложения определены начисляемые выплаты, вознаграждения и другие доходы, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правого характера, связанные с выполнением работ или оказанием услуг, и по авторским договорам. Объектом обложения для налогоплательщиков – предпринимателей являются доходы от предпринимательской или другой профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанные с их извлечением. Ставка налога (ст. 241) устанавливаются в зависимости от деятельности, организационно – правого статуса и величины дохода на каждого работника. 2. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды – в соответствии с Законом РСФСР от 18 октября 1991 года были организованы Федеральный и территориальные дорожные фонды. Бюджеты дорожных фондов формируются за счет: налога на пользователей автомобильных дорог; налога с владельцев транспортных средств. Налогоплательщики: налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия, организации, учреждения, а также филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Объектом налогообложения являются выручка от реализации продукции (работ, услуг). Ставка налога установлена в размере 2,5%, которая распределяется на 2,0% - для территориальных дорожных фондов и 0,5% - в Федеральный дорожный фонд. Налогоплательщики: налога с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивают юридические лица и граждане – предприниматели, имеющие транспортные средства и другие самоходные машины и механизмы. Ставки налога устанавливаются в твердых абсолютных суммах в зависимости от мощности двигателя. Они могут увеличиваться законодательными органами субъектов Федерации с изменением уровня цен и заработной платы. Прочие федеральные налоги сборы – включают в себя: налоги в сфере оборота капитала, валюты и ценных бумаг; налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения; государственная пошлина.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.