11 апр. 2012 г.

Приёмы эффективного слушания делового партнёра.

Природа наделила нас способностью слышать – воспринимать звуки и слова, издаваемые собеседником. Но слушать – точно понимать выражаемую этими словами мысль – мы должны научиться сами. Природа дала человеку два уха, но только один язык, тонко намекнув, что лучше больше слушать, чем говорить. Умение слушать является одним из главных показателей культу¬ры. Глядя на человека, который, общаясь с вами, вас не слышит, вначале вы, пожалуй, почувствуете разочарование, затем гнев. Когда нас не слушают – это очень неприятно. Тем не менее, это происходит практически каждодневно. Каждый из нас погружён в собственные проблемы, дела, заботы, и часто мы неспо¬собны воспринять чужие беды, вопросы, пожелания. Довольно часто, особенно когда собеседник волнуется, возникает необходимость добиться точного понимания того, что он говорит. Приёмы эффективного слушания. В приёмах слушания отражается личность человека: характер, интересы и устремления, положение, пол и возраст. Служебное положение говорящего и слушающего. Обычно внимательно слушают тех, кто занимает более высокий паст, особенно если хотят извлечь из этого для себя какую-либо пользу. Занимающие более высокий пост не всегда внимательны, часто останавливают собеседника. 1. Нерефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание – это простейший прием, состоящий в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Нерефлексивное слушание особенно полезно тогда, когда собеседник проявляет такие глубокие чувства, как гнев или горе, или просто говорит о том, что требует лишь минимального ответа. Ситуации, в которых нерефлексивное слушание недостаточно. 1. Недостаточность или отсутствие желания говорить у собеседника. 2. Нерефлексивное слушание ошибочно истолковывается говорящим, как согласие слушать, когда оно таковым не является. 3. Говорящий стремится получить более активную поддержку или одобрение. В этом случае нерефлексивное слушание может быть воспринято как неодобрение. 4. Нерефлексивное слушание неуместно, когда оно противоречит интересам собеседника и мешает его самовыражению. 2. Рефлексивное слушание. Рефлексивное слушание – объективная обратная связь с говорящим, используемая в качестве контроля точности восприятия услышанного. Умение слушать рефлексивно необходимо для эффективного общения главным образом из-за ограничений и трудностей в процессе общения. 1. Многозначность большинства слов. Например, для 500 наиболее употребляемых слов имеется более 14000 различных значений. Поэтому иногда бывает трудно установить, что именно имел ввиду тот, кто использовал слово, не зная его конкретного значения для самого говорящего. Поэтому для уточнения значения употребляемых слов необходимы приемы рефлексивного слушания. 2. «Закодированность» значения большинства сообщений. Необходимо помнить, что-то, что материалы сообщают друг другу, имеет определенный смысл только для нас самих. Это – наши идеи, установки, чувства. Передавая их значения при помощи общепринятых средств, материалы их «кодируем», пользуясь словами. Чтобы никого не обидеть, мы тщательно выбираем слова. Поэтому часто не удается выразить мысль так, чтобы слушающий ее правильно понял. 3. Трудность открытого самовыражения. Из-за принятых условий и потребности в одобрении ми часто начинаем свое изложение с небольшого вступления, из-за которого не видно их намерений. Существует 4 вида рефлексивных приемов: 1. выяснение; 2. перефразирование; 3. отражение чувств; 4. резюмирование. Обычно эти виды ответов используются в комбинации. Прием ВЫЯСНЕНИЯ состоит в обращении к говорящему за не¬которыми уточнениями. Суть этого приема в том, что слушатель при возникновении непонимания или двусмысленности задает «выясняю¬щие» вопросы, которые показывают говорящему, что его внимательно слушают, и после необходимых пояснений он может быть уверен, что его понимают. Другой полезный прием, когда нужно добиться точного понима¬ния собеседника, – это ПЕРЕФРАЗИРОВАНИЕ. Перефразировать – значит выразить ту же мысль, но несколько иначе. Этот прием помогает убедиться в том, насколько точно мы «рас¬шифровали» слова собеседника. Перефразирование помогает и наше¬му собеседнику. У него появляется возможность увидеть, правильно ли его понимают, и при необходимости своевременно внести необхо¬димые уточнения. Не следует, желая перефразировать собеседника, перебивать его: перефразирование действенно, когда говорящий сделал паузу и соби¬рается с мыслями. Повторение его слов в такой момент не только не собьет его с толку, но, наоборот, послужит фундаментом, на который он сможет опереться, чтобы двигаться дальше. Наиболее эффективно помогает добиться точного понимания, сказанного собе¬седником прием РЕЗЮМИРО¬ВАНИЯ. Резюмирование – это подведение итогов. Суть его в том, что мы своими словами подводим итог основным мыслям со¬беседника. Резюмиру¬ющая фраза – это его речь в «сверну¬том» виде, ее глав¬ная идея. Резюмирова¬ние принципиально отличается от перефразирования, суть которого в повторении каж¬дой мысли собеседника своими словами. При резюмировании из це¬лой части разговора выделяется только главная мысль. Обычно она предваряется фразами типа: «Таким образом, вы считаете...», «Итак, вы предлагаете...», «Если теперь подытожить сказанное вами, то...», «Ваша основная идея, как я понял, состоит в том, что...». 3. Эмпатическое слушание. Сущность в том, что иногда требуется понять положения партнёра эмоционально, т.е. через сопереживание, на уровне его внутреннего мира.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.