2 апр. 2012 г.
Home »
» Этническая общность. Этнос. Народ. Нация
Этническая общность. Этнос. Народ. Нация
Этническая общность — это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совмест¬ным существованием.
В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей в рамках каждой группы вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой. К числу таких признаков относятся язык, особенности бытовой культуры, складывающиеся обычаи и традиции того или иного народа этноса (в различных языках и в научной литературе термины «народ» и «этнос» употребляются как синонимы). Эти признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором он осознает свое единство, прежде всего — общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство [4, с.149].
В то же время он отличает себя от других народов, которым свойственны свое происхождение, свой язык и своя культура. Этническое самосознание народа рано или поздно проявляется во всем его самосознании, в котором фиксируются его происхождение, унаследованные традиции, понимание им своего места среди других народов.
Типы этнических общностей: К наиболее древним этническим общностям относятся племена, жизнь и деятельность которых были основаны на родовых и социальных связях. Каждое племя обладало признаками этни¬ческой общности: они отличались друг от друга своим проис¬хождением, языком, сложившимися обычаями и традициями, материальной и духовной культурой — от примитивной до от¬носительно высокоразвитой. У каждого племени формирова¬лось свое этническое самосознание. Оно обладало этнонимом (названием). Племена — это форма организации первобытно¬общинного строя, который в различные исторические эпохи существовал на разных континентах земли. Существуют они и в настоящее время в некоторых частях азиатского, американ¬ского, африканского и австралийского континентов.
С разложением первобытно-общинного строя распадались и племена. С переходом к цивилизации, при которой на первый план вышли не родовые, а социальные связи между людьми, племя уступило место другому типу этнической общ¬ности, — народу. Все народы как этнические общности на ста¬дии цивилизации (будь то народы Древней Греции и Древнего Рима, Египта, Индии или Китая, а в более поздние периоды — народы Франции, Германии или России) всегда отличались и от¬личаются поныне своими особыми социально-этническими призна¬ками, в том числе особенностями своего происхождения, языка, культуры, этнического самосознания и т. д.
В отличие от племен народы достигали в эпоху цивилизации несравненно большей социально-этнической консолидации и более высокого (на несколько порядков, как фиксируют этно¬графы, историки, лингвисты и другие специалисты) развития своего языка, материальной и духовной культуры. Именно в это время начали складываться национальные характеры мно¬гих народов, что нашло свое выражение в их национальном сознании и самосознании. Другими словами, племена смени¬лись формирующимися древними народами — нациями, дос¬тигшими своего расцвета в последующие исторические эпохи [4,с.150].
Формирование наций, начавшееся с разложения родоплеменного строя, завершилось с развитием машинного производ¬ства и капиталистического рынка, связавшего все районы и области той или иной страны в единый экономический организм. Интенсификация экономического общения неизбежно активи¬зировала политическое и культурное общение людей, что вело к консолидации их как наций, расцвету культуры и националь¬ного характера.
Нация. В отечественной и зарубежной литературе можно встретить множество суждений о нациях как этнических общностях, сформировавшихся задолго до капитализма.
Так, французский ученый Ж.Э. Ренан (1823— 1892) считал, что нации существовали еще в начале Средних веков, «начиная с конца Римской империи или, лучше, со вре¬мени разложения империи Карла Великого...».
Что же такое нация? Отвечая на этот вопрос, Ренан спра¬ведливо утверждал, что нацию нельзя сводить к той или иной расе. Раса указывает «на родство по крови», а нации могут складываться в процессе совместной жизни и «перемеши¬вания» представителей разных рас. «Самые большие страны — Англия, Франция, Италия — это те, в которых кровь наиболее перемешана». Именно данное обстоятельство характеризует нации этих стран. Поистине нет нации, все представители ко¬торой относились бы только к одной расе.
В нациях сочетаются природные и социальные свойства. Во всяком случае нации нельзя сводить исключительно к природ¬ным явлениям, как это делают некоторые ученые. Даже если допустить, что одним из существенных признаков нации явля¬ется общность ее происхождения от каких-то предков, то и в этом случае следует иметь в виду, что нация отнюдь не сводит¬ся к данному признаку. В качестве других ее признаков Ренан, а также немецкий историк К. Каутский (1854—1938) и другие исследователи называют общность языка, территории, эконо¬мической жизни, которая, по утверждению К. Каутского, стала складываться еще в XIV в., т.е. в Средние века, и завершилась при капитализме.
Одним из признаков нации Ренан называет общность инте¬ресов входящих в нее людей. Общность интересов обусловли¬вается, по Ренану, общими условиями жизни, общностью исто¬рии и судьбы и представляет собой могущественный фактор становления и развития нации. Со временем формируется бо¬лее или менее богатый духовный мир нации, объединяющий всех ее представителей. «Нация — это душа», — заявляет Э. Ренан [4, с.152].
Духовные признаки нации отмечают многие мыслители. Так, французский социолог и социальный психолог Г. Лебон (1841— 1931) исходил из того, что «каждый народ обладает душевным строем столь же устойчивым, как и его анатомические способ¬ности». Из этого «душевного строя» проистекают чувства наро¬да, его мысли, верования, искусство, а также различного рода учреждения, регулирующие его общественную жизнь. Лебон говорил о «душе народа» и о том, что «только она... сохраняет нацию». Душа народа — это его нравы, чувства, идеи, способы мышления. Когда портятся нравы, нации исчезают, утверждал Лебон. При этом он ссылался на пример Древнего Рима. Рим¬ляне, по его словам, имели очень сильный идеал.
Этот идеал — величие Рима — абсолютно господствовал над всеми душами; и каждый гражданин готов был пожертвовать для него своей семьей, своим состоянием и своей жизнью.
В этом была сила Рима. Впоследствии на первый план вы¬шли стремление к роскоши, разврат, что ослабило нацию. «Когда варвары явились у его (Рима. — Авт.) ворот, его душа уже была мертва».[4, с.153]
Идею «души народа» как «души нации» поддерживал и раз¬вивал немецкий психолог и философ Вильгельм Вундт (1832— 1920). Он справедливо утверждал: чтобы понять душу народа, надо знать его историю. Полезными, по его словам, будут зна¬ния по этнологии, искусству, науке, религии, языку и обыча¬ям.
Австрийский социолог и политик Отто Бауэр указывал на естественные и культурные признаки нации. Он писал, что на¬ция как «естественная общность» исходит из «физически обу¬словленной наследственности, посредством которой детям пе¬редаются свойства родителей». Однако главными отличитель¬ными признаками нации Бауэр считал ее язык и культуру. «Общность происхождения без культурной общности всегда об¬разует только расу и никогда не создает нации», — утверждал он. Национальное сознание трактуется им как осознание того факта, что люди сходятся между собой «в обладании известны¬ми культурными ценностями», а также в направлении их воли, что и составляет особенности их национального характера. Тео¬ретически национальное сознание есть осознание того, что я и мои соплеменники суть продукты одной и той же истории.
Развивая весьма актуальную сегодня теорию национально-культурной автономии, Бауэр видел основную задачу в том, чтобы «сделать национальную культуру... достоянием всего на¬рода и таким, единственно возможном образом (курсив наш. — Авт.) сплотить всех членов нации в национально-культурную общность».
Обобщая сказанное, можно утверждать, что нация — это особая историческая общность людей, харак¬теризующаяся общностью ее происхождения, языка, террито¬рии, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в общности ее этнического сознания и самосознания [4, с.154].
0 коммент.:
Отправить комментарий