6 апр. 2012 г.
Home »
» Б менеджмент (понятие, содержание, элементы)
Б менеджмент (понятие, содержание, элементы)
Основное содержание банковского менеджмента в России составляют четыре элемента: планирование, анализ, регулирование, контроль.
* Система планирования в банке дает возможность прогнозировать будущее его развитие, определять цели, сферу, масштабы и приблизительные результаты дея¬тельности в сопоставлении с источниками и затратами.
Как правило, планирование охватывает составле¬ние текущих планов и перспективных планов-прогно¬зов. Основной смысл планирования в том, чтобы оп¬ределить общие цели и задачи, разработать стратегию и политику их решения, а также обеспечить все это соответствующими ресурсами. Система планирования позволяет банку определить приоритеты и границы, в которых будут действовать банк и его персонал. Она дает возможность увязать все сферы деятельности че¬рез показатели банковской деятельности, сочетать их с интересами персонала через систему материального стимулирования труда, а также осуществить поиск но¬вых рынков в условиях растущей конкуренции.
Планирование банковской деятельности представ¬ляет собой сложный и многоступенчатый процесс, ко¬торый охватывает все структурные подразделения банка, включая его филиалы, отделения и агентства.
Исходным результатом планирования в банках яв¬ляется составление сводного плана развития (бизнес-плана, а также оперативных планов по отдельным на¬правлениям — кредитная, инвестиционная, маркетин¬говая, процентная, кадровая политика). По существу в бизнес-плане и оперативных планах банка разраба¬тываются цели, задачи, стратегия, политика и методы их реализации, включая ресурсное, материально-тех¬ническое и информационное обеспечение. Прежде всего, до составления бизнес-плана банк должен произве¬сти анализ своей деятельности в целом и по отдель¬ным направлениям на базе фактических результатов.
* Анализ работы банка позволяет выяснить пози¬тивные и негативные аспекты в деятельности банка, определить финансовые убытки, неиспользованные возможности, недостатки прошлого планирования и принятия решений.
В основу анализа работы банка берется, как пра¬вило, анализ баланса банка.
В российской банковской системе анализ проводит¬ся по следующим основным направлениям.
Анализ динамики показателей деятельности бан¬ка, который включает в себя оценку пассивов, ак¬тивов, собственного капитала, кредитного портфе¬ля, объема прибыли, уровня рентабельности. Та¬кая оценка осуществляется в рамках сопоставления с аналогичными показателями прошлой деятельно¬сти и с показателями других банков. Последнее позволяет определить место данного банка в бан¬ковской системе России. Анализ динамики показа¬телей дает возможность разработать стратегию банка.
Анализ ресурсов банка. Сюда, как правило, вклю¬чается оценка объема и структуры ресурсов банка (собственного капитала, притока вкладов и депози¬тов, межбанковских ресурсов). Анализ проводится на базе классификации отдельных статей ресурсов банка, расчета структурных показателей, а также дается их сравнение в динамике и с показателями других действующих банков. Данный анализ рос¬сийские банки применяют для разработки полити¬ки в области пассивных операций, в частности де¬позитных.
Анализ состояния активов банка. В данном слу¬чае банки оценивают объем, структуру и текущее развитие активных операций, которые включают в себя кредитные, инвестиционные, финансовые и ряд других. Анализ производится также путем классификации активов банка по элементам расче¬та структурных показателей, а также их сопостав¬ления в динамике с другими банками. Такой ана¬лиз позволяет банку разработать кредитную и инвестиционную политику.
Анализ ликвидности банка. Включает в себя рас¬чет коэффициентов ликвидности и методы управ¬ления ликвидностью, а также сопоставление всех показателей ликвидности в динамике и с показате¬лями других банков. Указанный анализ позволяет банку разработать систему и методы управления ликвидностью.
Оценка доходности банка. Включает в себя ана¬лиз данных баланса банка и баланса прибылей и убытков. В ходе анализа рассчитываются количе¬ственные и качественные показатели, которые ха¬рактеризуют уровень доходности и прибыльности, эффективность использования активов, а также структуру доходов и расходов банка. Данный ана¬лиз используется для управления доходностью и рентабельностью банка.
Кроме указанных основных аспектов анализа, ком¬мерческие банки в России проводят также аналитиче¬ские оценки отдельных элементов своей деятельности: кредитного портфеля, кредитоспособности заемщика, портфеля ценных бумаг, процентной политики, доста¬точности собственного капитала.
Все виды проводимых анализов и оценок банки, как правило, используют для управления банковски¬ми рисками.
* Регулирование. Регулирование в банковском ме¬неджменте представляет собой создание конкурентных условий работы, диктуемых системой государственно¬го надзора и контроля за деятельностью коммерче¬ских российских банков. Это вызвано, прежде всего, тем, что банковская деятельность связана с привлече¬нием больших сумм денег в виде сбережений и капи¬талов физических и юридических лиц. Поэтому в Рос¬сии, как и в других странах, система государственного надзора и регулирования направлена на постановку конкретных требований в отношении банков: лицензи¬рование банковской деятельности, ограничение сфер деятельности, обеспечение достаточности капитала, поддержание стабильной ликвидности, образование нормы обязательных резервов. Система регулирова¬ния банковской деятельности в РФ осуществляется Центральным банком России.
Банки на этом основании применяют собственное, или внутрибанковское, регулирование, которое предусматривает, прежде всего, выполнение тех требований и нормативов, которые твердо определяет Централь¬ный банк России как главный орган государственного надзора и регулирования. В систему внутрибанковского регулирования российских банков входят следующие элементы: совершенствование и оптимизация органи¬зационной структуры (создание новых подразделений и служб); корректировка целей, приоритетов и методов банковской стратегии и политики в соответствии с конъюнктурой рынка; меры по ограничению размеров риска в отдельных сферах деятельности и создание системы гарантий защиты от рисков; меры по совершен¬ствованию работы банковского персонала (организа¬ция профессионального обучения кадров, проверка его работы).
* Контроль системы банковского контроля подраз¬деляется на: внешний и внутренний. Первый осуществ¬ляют Центральный банк РФ и аудиторские фирмы (включая отечественные и иностранные). Второй про¬водит обычно сам банк; этот контроль представляет собой часть банковского менеджмента. Внутрибанков¬ский контроль в российских банках проводится как самими управляющими (менеджерами) при наличии соответствующих полномочий, так и внутренними служ¬бами аудита. Главная цель такого контроля состоит в том, чтобы в оперативном порядке найти отрицатель¬ные тенденции и недостатки в деятельности банка и принять соответствующие меры по их устранению. Внутрибанковский контроль обычно тесно увязывает¬ся с внешним контролем и заключается в проверке со¬блюдения различных нормативных актов Центрально¬го банка России, внутрибанковских инструкций, а также правил других внешних контролеров.
В банковской системе России банковский менедж¬мент подразделяется на две основные сферы: финан¬совый менеджмент и управление персоналом.
Первый охватывает следующие элементы:
• банковская стратегия и политика,
• управление маркетингом, управление пассивными и активными операциями,
• управление финансовыми услугами (лизинг, траст, факторинг, форфетинг),
• управление ликвидностью,
• управление доходностью и рентабельностью,
• управление собственным капиталом,
• управление кредитным портфелем,
• управление банковскими рисками (валютный, про¬центный, инвестиционный),
• управление информационной базой и ее системой,
• управление организационной структурой,
• управление материально-технической базой.
Управление персоналом включает в себя:
• управление подбором и расстановкой кадров,
• управление системой подготовки и переподготовки кадров,
• управление системой оплаты труда и стимулиро¬вания,
• организацию системы контроля за персоналом,
• управление системой повышения в должности,
• управление системой общения в коллективе.
Специфика финансового менеджмента заключается в том, что не существует единого механизма управле¬ния экономическими процессами и банковской дея¬тельностью в рамках единой действующей банковской системы. Дело в том, что банки в условиях конкурен¬ции на рынке применяют собственные правила в управлении банком. Поэтому структура финансового менеджмента может подвергаться изменениям и требу¬ет постоянной корректировки методов и средств бан¬ковской деятельности.
В управлении персоналом основной упор делается на психологию и деловую этику, чтобы создать благо¬приятный психологический климат и нестандартный подход к персоналу банка, с учетом продвижения по службе и материального поощрения.
. Особенности банковского менеджмента (БМ).
Менеджмент - рыночная модель управления экономикой, ориентированная на извлечение максимальной прибыли при наиболее полном удовлетворении потребительского спроса.
БМ представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности в кредитной организации.
Особенности БМ:
1) содействие движению финансовых резервов;
2) извлечение прибыли за счет использования преимущественно привлеченного капитала;
3) высокий уровень конкуренции на финансовых рынках;
4) своеобразие банковского продукта;
5) высокие риски всех банковских операций;
6) наличие внешнего регулирования и надзора за текущей деятельностью со стороны ЦБ;
7) необходимость использовать передовые информационные системы.
Функции БМ:
1) Выбор долгосрочной стратегии банковской деятельности.
2) Координация целей, управляющих воздействий и действий всех элементов системы управления.
3) Организация технологического цикла банковской деятельности (формирование капитала, управление пассивами и активами и т.д ).
Принципы БМ:
1) Учет макроэкономических факторов и конъюнктуры финансового рынка.
2) Учет нормативных требований ЦБ.
3) Ориентация деятельности на рыночный спрос на услуги кредитных организаций.
4) Оптимизация доходности и рисков банковских операций.
5) Сочетание принципов централизации и децентрализации в управлении.
Виды БМ: стратегический (общий), финансовый и менеджмент персонала.
0 коммент.:
Отправить комментарий