11 апр. 2012 г.
Home »
» Проблема установления равновесия совокупного спроса и совокупного предложения.
Проблема установления равновесия совокупного спроса и совокупного предложения.
Модель совокупного спроса и совокупного предложения AD-AS, является базовой для изучения колебаний объема выпуска всей совокупности товаров и услуг в зависимости от уровня цен в экономике в целом; а также для изучения причин и последствий этих изменений. С ее помощью могут быть описаны различные варианты экономической политики государства.
Равенство между совокупным спросом и предложением, обычно называют состоянием общего макроэкономического равновесия экономики. Это важнейшая составляющая народнохозяйственной сбалансированности. Рыночное равновесие в модели совокупного спроса и предложения существует тогда, когда нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых товаров. Если рынок находится в равновесии, цена товара такова, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести, точно совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят предложить.
Точка пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства в экономике.
Дж. Кейнс доказал, что достижение равновесного состояния связано с инфляцией и безработицей. Высокая безработица уменьшает совокупный спрос, что заставляет производителей снижать цены, а уменьшение безработицы увеличивает совокупный спрос, подталкивая к росту уровня цен.
Стабильность долгосрочного устойчивого равновесия должно обеспечить государство, путем превращения текущей инфляции в полностью ожидаемую (например, за счет соответствия темпов роста денежной массы темпам роста национального дохода). Подобная сбалансированная денежная политика, ориентированная на долгосрочные тенденции, способна поддерживать оптимальные темпы экономического роста.
Кроме долгосрочного равновесия существуют еще два варианта распределения равновесного уровня цен и равновесного объема производства. Задача государства состоит в том, чтобы совместить уровень равновесия с уровнем максимальной занятости.
Если текущее производство реального ВНП ниже обозначенного потенциала то есть возможность заметно снизить уровень безработицы, стимулируя увеличение совокупного спроса.Этого можно добиться, используя три основных рычага государственной экономической политики:
● снижение налогов,
● увеличение денежной (в первую очередь кредитной) массы,
● рост государственных расходов.
Если правительство и Центральный банк не предпринимают никаких шагов, то экономика будет приспосабливаться к новой ситуации. Однако такой процесс приспособления может оказаться очень длительным, а затяжной спад в экономике чреват социальными конфликтами.
Политика государства, направленная на увеличение совокупного спроса называется политикой экспансии. Центральный банк может нейтрализовать спад в экономике, увеличив предложение денег, но последствием этого станет фиксация цен на более высоком уровне. А рост уровня цен влечет за собой инфляцию спроса. Аналогичный результат достигается увеличением расходов государства. Однако, политика экспансии обладает удивительным свойством, которое получило название «эффект мультипликатора»: общий рост национального дохода в итоге превышает государственные расходы. В свою очередь, опережающий рост национального дохода означает ускоренное расширение производства и рост занятости.
Если фактическое производство реального ВНП в достаточной степени превышает обозначенный потенциал, говорят, что экономика находится в «перегретом» состоянии. Для него характерны «сверхзанятость» (своего рода «безработица на работе»), усиленное развитие инфляционных процессов, переходящих в гиперинфляцию, обострение товарного и бюджетного дефицитов.
Все это диктует необходимость проведения энергичной государственной политики, направленной на сокращение совокупного спроса . Теоретически и практически последнее достигается за счет монетарной политики:
● ужесточения налогового пресса,
● сокращения денежной (в первую очередь кредитной) массы,
● существенного снижения (экономии) государственных расходов.
Такая политика препятствует инфляционному росту цен и направлена на ограничение роста доходов населения. «Эффект мультипликатора» состоит в том, что сокращение реального национального дохода больше сокращения государственных расходов.
Однако эффективно использовать все эти три основных рычага государственным органам удается не всегда. Чем сильнее отклонения от параметров состояния общего экономического равновесия, тем меньше соответствующие возможности.
0 коммент.:
Отправить комментарий