12 апр. 2012 г.

Проблемы формирования валового внутреннего продукта по отраслям экономики и пути их решения

Экономический рост России за последние пять лет был поистине выдающимся. Но возникает вопрос: а может ли он продолжиться? «Российская финансовая система, в особенности иностранные заимствования частного сектора, - движущая сила аккумулирования золотовалютных резервов, в то время как финансовый сектор в значительно большей степени, чем энергетический, стал источником роста», - говорится в опубликованном отчете Standard & Poor's. В 2008 г. и далее правительству придется решать значительные проблемы, и все зависит от того, какие меры будут выбраны для стимулирования экономического роста - действительно необходимые или косметические. Однако российские власти будут иметь такие значительные преимущества, как высокие показатели баланса и сильная экономика. [31] Экономическое состояние страны видно из анализа такого важнонго показателя, как валовой внутренний продукт, но и этот показатель имеет ряд погрешностей, таких как: • Уход от налогов искажает структуру ВВП Статистика Госкомстата показывает, что российская экономика является постиндустриальной: объем производства услуг (55%) превышает объем производства товаров (45%). Исходя из данных Госкомстата, в российской экономике преобладают рыночные услуги, превосходящие нерыночный (государственный) сектор на большую величину, чем можно было бы судить на основании данных о занятости. Из-за этого, в свою очередь, сектор рыночных услуг выглядит крайне высокопроизводительным по международным меркам. При взгляде на нефтяную и газовую отрасли в системе национальных счетов России обнаруживается любопытный факт. На эти два сектора, вместе взятые, приходится лишь около 9% ВВП в базовых ценах. Как такое возможно? Если это верно, то откуда тогда озабоченность чрезмерной зависимостью национальной экономики от этих секторов? С другой стороны, в соответствии с теми же отчетами Госкомстата, на долю природных ресурсов приходится более 80% объема экспорта России, а доходы от экспорта только нефти и газа равняются 20% ВВП. Ответ на эту загадку содержит интересную информацию о структуре экономики и поведении корпораций в России, недавних рекордных показателях экономического роста и производительности труда в стране, а также о масштабах трансфертного ценообразования и ухода от налогообложения. Многие российские предприятия пользуются услугами торговых компаний для сбыта своей продукции и ухода от налогообложения за счет трансфертного ценообразования. Незаконный, но распространенный вариант схемы ухода от налогов состоит в учреждении компаний-однодневок, исчезающих после расчетов с конечными потребителями. Влияние такой практики на национальные счета просто и очевидно: добавленная стоимость переводится из сектора, где она произведена, в сектор торговли. В результате, согласно официальной статистике, почти треть ВВП и половина всего объема прибыли в экономике произведены сектором торговли. Поистине прибыльный сектор! Еще одно указание на масштаб данного явления дает сравнение фонда заработной платы и объема прибыли в национальных счетах. В торговле фонд заработной платы составляет лишь 8% общей добавленной стоимости, а прибыль почти 90%; в прочих секторах экономики размеры фонда заработной платы и прибыли примерно одинаковы. С помощью системы таблиц Госкомстата "Затраты - выпуск" можно получить относительно точную оценку данного эффекта, как совокупную, так и с разбивкой по секторам. В соответствии со стандартным методом построения системы национальных счетов разница между базовыми ценами (ценами производителя) и рыночными ценами состоит из нескольких компонентов: чистых налогов на продукцию, транспортной наценки и торговой наценки. Эти компоненты в совокупности образуют разницу между объемом дохода от продажи того или иного продукта (рыночные цены) и доходами, которые получает сектор - производитель этого продукта (базовые цены или цены производителя). Косвенные налоги на продукцию (НДС, акцизы, налоги на внешнеторговую деятельность) поступают государству, транспортная наценка - транспортному сектору, а торговая наценка - сектору торговли. Трансфертное ценообразование, по сути, снижает базовую цену, получаемую сектором-производителем, в пользу либо сектора торговли, либо транспорта, в зависимости от местоположения аффилированной компании. Результатом этого являются завышенные торговые или транспортные наценки и, тем самым, прибыль сектора торговли или транспорта. В России это проявляется в торговой наценке (она в 10 раз превышает величину транспортной наценки). На торговую наценку приходится около одной пятой ВВП. Как и следовало предполагать, особенно большого размера торговая наценка достигает в секторах энергетики: 31% валового объема производства в нефтепереработке, 36% в нефтедобыче, 64% в газовой отрасли. В системе таблиц "Затраты - выпуск" содержатся подробные сведения о торговой наценке для промежуточного и конечного потребления по отраслям. Это делает возможным реконструировать ВВП, как если бы трансфертное ценообразование существовало в меньшем объеме или было устранено, путем перерасчета отраслевого ВВП на основе более низких торговых наценок. Однако какие наценки являются "правильными"? Наилучший подход, разумеется, предполагал бы, что Госкомстат соберет данные по отдельным видам продукции и выполнит оценку величины соответствующих наценок. Пока такая работа не проведена, лучшим ее заменителем является использование данных о наценках, существующих в одной или нескольких странах с рыночной экономикой и высококачественными системами национальных счетов. Степень достоверности полученных результатов можно также перепроверить посредством оценки влияния пересчета на рентабельность сектора торговли. При использовании любого из названных наборов данных о наценках, доля заработной платы в добавленной стоимости торговли возрастает до 20-25%, что является нормальным уровнем, хотя он по-прежнему находится в нижней части диапазона, наблюдаемого в странах с рыночной экономикой. Особо стоит отметить следующие результаты. Во-первых, по производительности труда промышленное производство (включая сектор природных ресурсов) намного опережает остальные сектора российской экономики, причем производительность в нефтегазовом секторе, где занято менее 1% рабочей силы, очевидно, гораздо выше, чем в остальных секторах. Во-вторых, после того, как производительность труда вошла в фазу подъема после длительного экономического спада в России, прирост производительности стал движущей силой прироста объема промышленного производства, а затем и экономики в целом; недавний прирост производительности труда в секторе услуг остается весьма ограниченным в сравнении с производительностью в промышленности, и это особенно верно в отношении крайне низкопроизводительного (но с недавних пор растущего) сектора нерыночных услуг. В-третьих, самым крупным компонентом ВВП остается промышленное производство, а не производство услуг, как это следует из официальных статотчетов. В-четвертых, восстановление промышленного производства является движущей силой экономического роста после кризиса 1998 г., причем в большей мере, чем перераспределение ресурсов в пользу рыночных услуг, и несмотря на рост относительных цен на услуги. Короче говоря, в системе национальных счетов структурный сдвиг в сторону сектора услуг преувеличен, а зависимость от природных ресурсов недооценена. [34] • Специфика формирования валового внутреннего продукта на основе данных о региональном внутреннем продукте. Специфика российских условий, огромная роль территориального фактора в развитии социально-экономических процессов, последовательная политика укрепления федерализма в российской государственности обуславливают необходимость построения развитой системы статистических показателей, соответствующих требованиям рыночной экономики. ВВП рассчитывается на основе валового регионального продукта (ВРП). Но при расчете ВРП не учитывается ряд элементов, которые включает в себя ВВП, поэтому суммарный ВРП всех регионов России меньше ВВП страны. Вот эти элементы: 1. Добавленная стоимость отраслей, оказывающих коллективные нерыночные услуги обществу в целом (государственное управление, оборона, международная деятельность и т.д.); 2. Добавленная стоимость услуг финансовых посредников (в первую очередь банков), деятельность которых редко ограничивается строго отдельными регионами; 3. Добавленная стоимость услуг внешней торговли, которые во многих случаях можно получить только на федеральном уровне; 4. Часть налогов, в частности- (налоги на импорт и экспорт), которые невозможно учесть на региональном уровне. Проверка и анализ показателей выпуска, промежуточного потребления и добавленной стоимости в фактических ценах, и в ценах предыдущего года, проводимая ФСГС, выявляет существенное количество ошибок, допущенных территориальными органами государственной статистики. Кроме того, анализ качества исходной информации, необходимой для выполнения расчетов добавленной стоимости отраслей экономики выявляет большое количество ошибок и обуславливает необходимость внесения изменений в методологию расчетов отдельных отраслей экономики. Практика показывает, что чем меньше регион, тем больше погрешности в расчетах. Можно привести пример, когда регион (Таймырский АО) показал в своих окончательных расчетах отрицательный ВРП. Во многом это обусловлено проблемами информационного обеспечения, а именно отсутствием информации по налогам на продукты, а также наличием значительных объемов субсидий на производство. При существующей организации расчетов, когда распределить валовой внутренний продукт по территориям Российской Федерации полностью невозможно, расчет валового регионального продукта носит оценочный характер. ВВП по России в целом рассчитывается тремя методами и предполагает согласно Регламенту разработки и представления данных по валовому внутреннему продукту 4 этапа уточнений, последний из которых предполагает внесение корректировок, вызванных уточнениями при разработке межотраслевого баланса. На региональном уровне порядок выпуска расчетов ВРП во взаимоувязке с межотраслевым балансом осуществить не представляется возможным, что обуславливает наличие определенных погрешностей при формировании итогов ВРП. [35] • Оценка влияния минерально-сырьевого комплекса на экономику страны Усиливается сырьевая направленность российской металлургии. Экспорт сырьевых ресурсов и узкого спектра металлопродукции (при наличии собственных мощностей по их переработке) подрывает основу отечественной металлургии и отрывает динамику объемов производства отрасли от динамики экономики страны. Утрата мощностей конечных производств (вне зависимости от масштабов первичных переделов) приводит к необходимости импорта для удовлетворения потребности внутреннего спроса. Экспорт черных металлов привел не столько к развитию металлургии, сколько к ее сдерживанию. Он негативно сказывается на динамике валового внутреннего продукта, что проявляется в структурной несбалансированности предложения и внутреннего спроса на металлопродукцию. На основе экономического анализа, можно сказать, что в случае роста добычи нефти, газа, производства чугуна, стали, никеля и алюминия на 5% валовой внутренний продукт увеличится на 5,9%, а промышленное производство в целом - на 11,5%. В стоимостных показателях суммарный рост производства продукции электроэнергетики, черной и цветной металлургии и газодобывающей промышленности на 23,4 млрд. руб. в ценах 1998 г. приводит к росту валового внутреннего продукта на 161,6 млрд. руб. Мультипликатор увеличения производства в сырьевых отраслях составил 6,91, то есть при увеличении промышленного производства на 1 руб. валовой продукт с учетом межотраслевого влияния возрастет на 6,91 руб. Максимальное влияние на ВВП оказывает цветная металлургия: увеличение продукции цветной металлургии на 1 руб. приводит к росту валового внутреннего продукта на 16,47 руб.; в газодобывающей промышленности - на 9,11 руб. Мультипликатор на чистые налоги составил от промышленного производства 1,84. Особо следует выделить результат, полученный при моделировании влияния промышленного производства черной металлургии на динамику валового внутреннего продукта. Увеличение производства продукции черной металлургии на 1 руб. может привести к сокращению валового продукта на 10,88 руб. [36] Программа социально-экономического развития Российской Федерации направлена на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения и высоких темпов экономического роста, снижение социального неравенства, дальнейшее утверждение экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Достижение этих целей возможно только при значительном повышении конкурентоспособности России. Россия после периода экономического роста в состоянии ставить перед собой масштабные задачи и рассчитывать на их решение. Активизация источников роста и повышения конкурентоспособности страны предполагает реализацию "сценария ускоренной диверсификации" российской экономики. Основным направлением, обеспечивающим ускоренный рост экономики и диверсификацию, является опережающее развитие перерабатывающих секторов (в первую очередь высокотехнологичных), сферы услуг, а также повышение степени переработки сырья. России важно развивать производства, реализующие ее конкурентный потенциал и конкурентные преимущества. К секторам, которые должны обеспечить конкурентные преимущества, относятся наука, сфера формирования и распространения инноваций, сектор информационно-коммуникационных технологий, высокотехнологичные сектора экономики и сектор агропромышленного комплекса. Важное место будет отводиться инновационному наполнению экономического роста всех секторов экономики, при этом особое внимание будет уделяться развитию науки (фундаментальной и прикладной), а также инфраструктуры инноваций. Реализация данных задач позволит запустить новый механизм устойчивого роста российской экономики, основанный на последовательной диверсификации ее структуры. Базовым фактором этого процесса станет повышение привлекательности секторов с высокой долей добавленной стоимости для долгосрочных инвестиционных вложений. Примерно половина величины снижения энергоемкости валового внутреннего продукта будет обеспечена вследствие изменения отраслевой структуры экономики и увеличения доли менее энергоемких отраслей и производств: за счет технологических направлений энергосбережения и благодаря организационно-техническим мероприятиям по сокращению потерь и непроизводительного расходования энергоресурсов. Повышение энергоэффективности станет одним из главных рычагов диверсификации российской экономики и ухода от сырьевой специализации. В экономике произойдет структурный сдвиг в пользу обрабатывающих отраслей. При этом наибольший прирост будет достигнут в машиностроении и металлообработке, что станет результатом опережающего роста инвестиций по сравнению с валовым внутренним продуктом. Кроме того, прогнозируется увеличение доли услуг в производстве валового внутреннего продукта, прежде всего за счет развития малого предпринимательства (в основном в сферах бытовых услуг, туризма, профессиональных услуг и в финансовом секторе) и повышения конкурентоспособности инфраструктурных секторов (в первую очередь транспорта и связи). [19] Важным шагом стало то, что впервые в истории современной России основной экономический закон страны – Федеральный бюджет – принят сразу на три года. Таким образом, государство на несколько лет вперед определяет основные экономические и социальные ориентиры и гарантирует их выполнение независимо от внешних условий. По плану в течение бюджетной "трехлетки" заметно снизится инфляция - с 6-7% в 2008 году до 5-6% в 2010 году. Доходы казны в 2008 году составят 6,644 триллиона рублей, расходы - 6,570 триллиона рублей, а профицит - 74,1 миллиарда рублей. Но в последующие годы ожидается снижение мировых цен на углеводородное сырье, сокращение ее добычи и, соответственно, поступлений от ее экспорта будет меньше. "Трехлетка" позволит добиться стабильности в выполнении всех государственных функций и услуг в социальных областях. Сразу на три года расписаны федеральные целевые программы. Кстати, расходы по статье "национальная экономика" в 2008 году растут наиболее быстрыми темпами - они увеличатся на 42%. К ним относятся финансирование инфраструктурных проектов в энергетике и на транспорте, развитие высокотехнологичных отраслей. При обсуждении бюджета на 2008-2010 годы многие эксперты обращали внимание на снижение расходов, выделяемых на нацпроекты и довольно медленный темп роста расходов на культуру, здравоохранение, образование. Но теперь многие полномочия по выполнению таких обязательств лежат на регионах. А их положение должно улучшиться. За счет увеличения Федерального фонда финансовой поддержки, заложенного на 2008 год, различия между 10 наиболее и 10 наименее финансово обеспеченными субъектами Российской Федерации снизятся с 13 до 4 раз. Еще одна важная новация бюджета - новый порядок управления нефтегазовыми доходами и реформирование Стабилизационного фонда. Отличительная особенность - изменение структуры доходов, в частности, распределение их на нефтегазовые и ненефтегазовые. Особенностью является и определение нефтегазового трансферта, направляемого на расходы бюджета. За счет доходов от нефти и газа, превышающих трансфер, будет формироваться фонд национального благосостояния. Эти преобразования задуманы для того, чтобы снизить зависимость российской экономики от колебания мировых цен на нефть. [32]
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.