29 мар. 2012 г.
Home »
» РАЗВИТИЕ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. (Э. ЧЕМБЕРЛИН, ДЖ. РОБИНСОН, И.ШУМПЕТЕР)
РАЗВИТИЕ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. (Э. ЧЕМБЕРЛИН, ДЖ. РОБИНСОН, И.ШУМПЕТЕР)
Неоклассическое направление в 1-ой полов. 20 века отличалось от неоклассиков 19 века и в первую очередь отношением к фундаментальным теоретическим понятиям – это к стоимости, товару, полезности. Теперь их внимание привлекали проблемы индивидуальных предпочтений и процесс принятия решений. Кроме того, именно в начале 20 веке ускорился процесс перехода рыночного хозяйства из режима свободной конкуренции в режим несовершенной конкуренции (или монополистического капитализма), что отразилось на неоклассической теории, которая отреагировала на все новые процессы. Неоклассики 1-ой половины 20 века отреагировали на развивающийся государственно-монополистический капитализм. Это выразилось на пересмотре идеи саморегулирования экономики и переходе уже к новой концепции – а именно, об усилении роли государства в экономике, о возможности сосуществования одновременно плана и рынка, об изменении конкуренции в новых условиях. Кроме того, в мировой экономике произошли также качественные сдвиги в структуре отраслей промышленности и в банковской сфере, что отразилось на условиях формирования цен и на конкуренции, а инфляционные процессы обострили интерес учёных к денежной системе. Это привело к стремлению регулировать экономику денежно-кредитными мерами, в чем сказалось особенность неоклассического направления ХХ века.
1)ТЕОРИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ конкуренции ЭДУАРДА ЧЕМБЕРЛИНА (1899-1967).
В своей работе «Монополистическая конкуренция», которая вышла в 1933г., Э.ЧЕМБЕРЛИН обращает внимание на роль в рыночной экономике дифференциации продукта, на основе которого меняется характер конкуренции. То есть, если фирма производит продукт особой марки, обладающий специфическими свойствами (дифференцированный продукт), то это позволяет фирме поднять цену, привлечь новых покупателей. Таким образом, основным фактором (причиной) монополистической конкуренции по Чемберлину, является монополия продукта (а не монополия фирмы).
По мнению Чемберлина продукт - это самая подвижная категория в экономической системе, более подвижная, чем цена и поэтому конкуренция качества будет эффективнее конкуренции цен. Поэтому помимо ценовой конкуренции получает распространение неценовая конкуренция, у которой такие методы, как повышение качества товаров, выпуск новых моделей, красивое и броское оформление, умелое обслуживание клиентуры. Он указывает, что конкуренция как таковая не исчезает, а меняются лишь её формы.
Особое внимание в своей работе ЧЕМБЕРЛИН отводит организации сбыта. Он ввёл категорию «издержки сбыта», от которых зависит уровень цен, и вместе с тем они являются орудием конкурентной борьбы и влияют на ценовую политику.
Он выступал против государственного вмешательства в рыночный механизм, утверждая, что рынок страдает от монопольного положения профсоюзов и поэтому в своих выводах он обвиняет профсоюзы и несговорчивых рабочих в монополии, считая профсоюзную монополию препятствием к снижению зарплаты, что сказывается отрицательно на уровне занятости и эффективности производства.
2)ТЕОРИЯ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ ДЖОАН РОБИНСОН (1903-1983).
В 1933г. вышла работа ДЖОАН РОБИНСОН «Экономическая теория несовершенной конкуренции», где в центре исследования было рыночное поведение крупных компаний (т.е. монополий) и их влияние на процесс ценообразования, прибыли, зарплаты (в сравнении с неоклассической моделью совершенной конкуренции).
В её концепции производитель имеет возможность влиять на цены и эта возможность проявляется в случае исключительного положения производителей и поставщиков. Поскольку поставщиков на рынке немного (т.к. выход на рынок для других фирм затруднён), то несовершенная конкуренция, которую характеризует ДЖ. РОБИНСОН, напоминает монополию, при которой спрос становится менеее подвижным, условия для свободной конкуренции отсутствуют, а цены воздействуют на спрос и служат средством регулирования сбыта.
ДЖ. РОБИНСОН анализирует новые формы конкуренции, такие как – лидерство в ценах, государственное ограничение цен и продаж, соглашение поставщиков и производителей, «издержки плюс». РОБИНСОН создаёт концепцию о дискриминации в ценах (или ценовую дискриминацию), которая осуществляется путём раздела товарного рынка на сегменты с разным уровнем цен для различных категорий потребителей. А используя множественность цен, фирмы- монополисты могут увеличивать объём выпуска и наращивать свои доходы. Цены при этом становятся источником монопольной прибыли. Таким образом, основной причиной несовершенной конкуренции у ДЖ. РОБИНСОН является монополия фирмы (а не монополия продукта как у Э. Чемберлина).
Она считает, что производитель, продающий свою продукцию, всегда стремиться уравнять предельный доход и предельные издержки. Производитель делает это либо определением цены спроса и издержек производства для различных значений выпуска продукции, либо методом проб и ошибок в процессе непосредственной деятельности.
Она указывает, что монополисту выгодно сократить объём производства, поэтому он будет стремиться меньше производить, а продавать продукцию будет по более высокой цене, в результате чего предельный доход на монополистическом рынке превышает предельные издержки. Поэтому любая фирма, занимающая монопольное положение на рынке, может снизить выпуск продукции и при этом будет иметь возможность поднять цену, тем самым увеличив общую выручку.
ВЫВОД: теория несовершенной конкуренции – это одно из направлений анализа в самом механизме рынка, где причинами изменений в конкуренции являются – конкуренция производства, образование крупных монополий и усиление их экономической власти (т.е. основной причиной несовершенной конкуренции является монополия фирмы).
3) ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ и ЭФФЕКТИВНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
ЙОЗЕФА ШУМПЕТЕРА (1883-1950).
Основная идея теории австро-американского экономиста – ЙОЗЕФА ШУМПЕТЕРА состоит в том, что развитие экономики основывается на внедрении новинок, инноваций (у него это понятие «эффективной монополии»). ИННОВАЦИИ у него–это использование уже существующих источников, но новыми способами. ИННОВАЦИИ – это новые продукты, новые технологии, новая организация промышленного производства, открытие новых рынков, совершенствование организации и управления. А источником их развития служат внутренние процессы, то есть новые комбинации ресурсов и факторов производства на основе инноваций.
- производство новых товаров;
- применение новой технологии;
Новые комбинации ресурсов ! - внедрение новых материалов;
и факторов производства. ! это - открытие новых рынков сбыта;
- подрыв монополии конкурентов;
- совершенствование организации и управления.
Новатором (т.е. главной фигурой), кто осуществляет новые производственные комбинации, является предприниматель. Это не обязательно собственник, но человек, способный к творчеству, риску, достижению успеха. Его основные качества – это постоянный поиск, использование нововведений в производстве, в хозяйственной деятельности. А стимулом для этого (для предпринимательской деятельности) служит прибыль, которая возникает только при внедрении новых производственных комбинаций. В обычных же условиях прибыли, считал Й. Шумпетер, нет.
Й. ШУМПЕТЕР считает, что условием для новаторских устремлений предпринимателя служит «эффективная конкуренция» – это конкуренция нового типа и более действенная, чем старая –ценовая конкуренция. Но эффективная конкуренция возможна лишь в условиях динамичной экономики (развивающейся), при которой нововведения образуют стержень конкуренции нового типа. В этом случае монополия (или монопольное положение организатора) на рынке может играть положительную роль.
Производить по Шумпетеру – это значит комбинировать вещи силы (т.е. создавать комбинации из вещей и сил). Производство – это экономическая категория, а не техническая сфера деятельности, а зачастую экономическая и техническая методы не совпадают.
Шумпетер обосновал принцип созидательного разрушения, который основан на том, что старые продукты и прежние формы производства вытесняются в процессе развития, т.е. происходит процесс «созидательного разрушения». Затем идёт период процветания новинки, который сменяется депрессией. И в результате постепенно снова складывается новая основа экономической организации к которой приспосабливаются фирмы. Так, развитие экономики на основе нововведений принимает циклический характер. В этом и состоят «теория экономического развития», «теория инноваций» и принцип «созидательного разрушения», обоснованные Й. Шумпетером в его работах.
Однако недостатком теории «эффективной конкуренции» является предположение Й. ШУМПЕТЕРА, что рыночная система в целом является абсолютно конкурентной.
ВЫВОД: Концепции 3-х экономистов-теоретиков: Э. Чемберлина, Дж. Робинсон и Й. Шумпетера при всей несхожести взглядов их авторов, явились крупным шагом в развитии идей неоклассической школы. Во многом, благодаря этим учёным начался пересмотр сложившихся представлений о механизме функционирования рынка и перспективах его развития в новых условиях ХХ века.
0 коммент.:
Отправить комментарий