26 мар. 2012 г.

Расходы федерального бюджета

Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.
По роли в общественном производстве расходы бюджета государства делят на:
1. расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);
2. расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);
3. расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов) .
С помощью этих расходов государство получает инструменты регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.
В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:
1. расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
2. расходы на социально-культурные нужды;
3. военные расходы;
4. расходы на управление.
Структура бюджетных расходов по данным группам в течение многих лет была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в распределении средств бюджета. Основная масса ресурсов (около половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.
Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. Расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.; в непроизводственной – по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п. Такое деление государственных расходов (также как и по роли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.
Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д. Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета используются и другие группировки, в том числе и организационная, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым про¬граммам и уровням управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. В соответствии с уровнем государственного уп¬равления расходы федерального бюджета России подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Также в экономической литературе можно встретить классификацию государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).
Структура государственных расходов, т.е. соотношение между группами расходов на народное хозяйство, социально-культурные нужды, военными расходами и расходами на управление в бюджете го¬сударства, не одинаково в разных странах и даже в одной стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних фак¬торов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими и т.п.
Перечисленные группы расходов определены по предмет¬ному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно класси¬фицировать и по другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому назначению и др.)
По расчетам финансистов, расходы федерального бюджета в 2007 году вырастут на 24,5%. На первый взгляд не слишком отличаются от среднемировых показателей и расходы нашего бюджета - в большинстве стран они составляют 35-45 процентов ВВП. При этом на протяжении нескольких лет российское правительство, добиваясь сбалансированной бюджетной политики, параллельно снижало и налоговую нагрузку, и расходы бюджета. Но теперь ориентиры изменились, и расходы бюджета в 2006-м и 2007 году существенно увеличиваются.
Финансирование расходов федерального бюджета за январь-август 2006 года составляет 3 068,71 млрд. рублей (91,4 % к уточненной бюджетной росписи расходов на 9 месяцев 2006 года).
Объем кассовых расходов за отчетный период составил 2 544,40 млрд. рублей (75,8 % к уточненной бюджетной росписи расходов на 9 месяцев 2006 года).
Очевидно, что при работе над проектом бюджета будут звучать и дальнейшие предложения об увеличении расходной части бюджета. По оценкам экспертов, общая сумма расходов уже предельна, и теперь может идти речь только о ее перераспределении в заданных рамках. Пока заложенные в бюджет расходы приемлемы, но они уже сейчас находятся на грани риска. А их дальнейший рост может создать угрозу макроэкономической стабильности, привести к инфляционному взрыву.
Логика Минфина, превратившегося в последние годы (в условиях, когда у ЦБ остаются лишь довольно узкие коридоры для варьирования денежно-кредитной политики и обменного курса рубля) в основного макрорегулятора, вполне традиционна. Она состоит в том, чтобы всеми подручными средствами демонстрировать коллегам, что рост цен на нефть и предстоящие в следующем году выборы в Госдуму - еще не повод плодить госрасходы и ни к чему хорошему, кроме роста инфляции и угрозы обвала в экономике в случае падения нефтяных цен, не ведет.
В июньском варианте проектировок бюджета присутствовал рост непроцентных расходов в номинальном выражении на 23,5 процента, а в реальном - на 13,1, что далеко выходит за рамки заявки Бюджетного послания, требующего увеличивать расходы "адекватно росту ВВП". Ясно, что в окончательном варианте бюджета эти цифры еще подрастут.
В качестве главного пиар-инструмента своей борьбы ведомство, похоже, избрало конструкцию выделения "не нефтяного бюджета", которая практикуется рядом стран-экспортеров нефти. В ходе уже не раз упоминавшегося выше июньского обсуждения перспективного финансового плана на 2007-2009 годы эта идея трансформировалась в более простой и понятный подсчет дефицита бюджета без учета доходов Стабфонда. А он, исходя из последнего прогноза цен на нефть, "съест" из доходов будущего года не менее 65 миллиарда долларов. На 2007 год дефицит в обсуждавшихся тогда проектировках бюджета при такой его трактовке составлял чуть больше полпроцента ВВП, с некоторым снижением в последующие годы.
Причиной внезапно образовавшегося дефицита, по расчетам Минфина, стали дополнительные ассигнования на реализацию мероприятий в области демографической политики, озвученные в Послании президента РФ Федеральному Собранию (32,3 миллиарда рублей, 32,9 и 33,4 миллиарда в 2007-2009 годах соответственно; в целом же в 2007 году на решение задач демографической политики, а также на поддержание материнства и детства с учетом расходов на предоставление "материнского капитала" будет выделено 192 миллиарда рублей), а также целый ряд иных дополнительных расходов.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.