26 мар. 2012 г.

Понятие и особенности бюджетной системы России. Виды доходов бюджетной системы

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить социальную и экономическую политику, является финансовая система общества. Главным звеном финансовой системы является бюджетная система. Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. [21, c. 51] Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны. Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством. Бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней: • федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; • бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; • местных бюджетов. В настоящее время бюджетная система РФ включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты). Рассмотрим каждый из этих уровней. Под федеральный бюджетом принято понимать основной финансовый план страны в целом, ежегодно принимаемый высшим законодательным органом государственной власти – Федеральным Собранием. Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в перераспределении ВВП и национального дохода, концентрация денежных средств для финансирования отраслей экономики. Бюджет субъекта РФ – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансированного обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта РФ. Региональными бюджетами являются бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований – республик в составе РФ, краев областей, автономных образований и городов Москвы и Санкт-Петербурга. Ст. 14 Бюджетного кодекса РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Каждый бюджет обеспечивает финансирование мероприятий соответствующего уровня, вместе с тем вышестоящий бюджет выступает своеобразным гарантом финансирования минимума необходимых расходов нижестоящих территорий. Совокупностью бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории является консолидированный бюджет. Схема бюджетной системы Российской Федерации приведена на схеме (Приложение 2). Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. Основным источником формирования доходов является национальный доход. [22, c. 188] Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники их формирования. В Российской Федерации доходы бюджетов образуются за счет: ➢ налоговых доходов; ➢ неналоговых доходов; ➢ безвозмездные перечисления; Общая классификация доходов на каждом уровне бюджетной системы имеет свои особенности. Так, доходы федерального бюджета включают три основных элемента: налоговые доходы, неналоговые доходы и доходы целевых бюджетных фондов. В 2000 году насчитывалось 7 целевых бюджетных фондов. Начиная с 2001 года, было принято решение об объединении большинства целевых фондов с федеральным бюджетом. [9, c. 104] Единый социальный налог стал учитываться в структуре налоговых доходов федерального бюджета, начиная с 2002 года. Доходы бюджета также классифицируются в зависимости от уровня бюджетной системы, за которым закрепляются доходы: • собственные доходы – доходы, закрепленные законодательно на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К ним относятся налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, неналоговые доходы, безвозмездные перечисления. • регулирующие доходы – виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений. В доходы федерального бюджета зачисляются: - собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ; - собственные неналоговые доходы; - остаток средств на конец предыдущего года; - доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Эти доходы обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год; - прочие доходы. Доходы бюджетов субъектов РФ формируются: - за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам; - за счет неналоговых доходов; - иных поступлений.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.