21 мар. 2012 г.

Сущность мотивации в системе менеджмента и основные понятия

Мотивация – это средства, основания, источники и стимулы развития людей. Понятие мотивации включает три аспекта: 1. Что в деятельности человека находится в зависимости от мотивации; 2. Каково соотношение внутренних и внешних сил; 3. Как мотивация соотносится с результатами деятельности человека. Для дальнейшего рассмотрения перечисленных аспектов необходимо уяснить смысл основных понятий. Потребности – это то, что возникает и находится внутри человека, что можно считать достаточно общим для всех людей, но также и имеет индивидуальное проявления для каждой личности. Люди по разному реагируют на потребности – удовлетворяют их, подавляют или игнорируют; при этом не все потребности осознаются и осознанно устраняются. Если потребность устранена, то это не значит, что она не возникнет снова, более того, большинство потребностей периодически возобновляются, хотя форма проявления может меняться. Мотивы – это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится «внутри» человека и имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив побуждает человека к действию и определяет, что и как необходимо сделать. Если мотив вызывает действия по устранению потребности, то у различных людей эти действия могут быть отличны, даже в отношении одинаковой потребности. Мотивы поддаются осознанию и человек может на них воздействовать, подавляя или устраняя в целом. Мотивационная структура – совокупность мотивов, находящихся в определенном взаимодействии. Рассматривается как основа осуществления человеком определенных действий. Мотивационная структура личности относительно стабильна, однако может меняться, например, сознательно в процессе воспитания. Мотивирование – процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование – основа и суть управления человеком. «Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей-«раздражителей», вызывающих действия определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, возможности и т.п. Человек реагирует на многие стимулы необязательно сознательно. Реакция людей на один и тот же стимул может быть разной, более того, стимулы не имеют абсолютного значения или смысла». [1, с.136] Стимулирование – процесс использования различных стимулов. Стимулирование – одно из средств, с помощью которых может быть осуществлено мотивирование. Следует отметить, что чем сильнее выше уровень развития отношений в организации, тем реже возникает необходимость применения стимулирования, т.к. воспитание приводит к тому, что члены организации сами проявляют интерес к целям и задачам, стоящим перед ней. Выше написанное позволяет определить мотивацию как совокупность сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определенных усилий, на определенном уровне старания и добросовестности, с определенной степенью настойчивости, в направлении достижения определенных целей.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.