31 мар. 2012 г.
Home »
» Положение морского и речного транспорта в хозяйственном комплексе Центрального экономического региона
Положение морского и речного транспорта в хозяйственном комплексе Центрального экономического региона
Центральный экономический район (ЦЭР) России включает город Москву и 12 областей: Брянскую, Владимирскую, Ивановскую, Тверскую, Калужскую, Костромскую, Московскую, Орловскую, Рязанскую, Смоленскую, Тульскую и Ярославскую.
Район занимает территорию 485,1 тыс. км2 (2,8% площади России), но при этом концентрирует 20,4% населения России (30383 тыс. чел. на 1 января 2006 г.), 23% городов, 18% поселков городского типа и существенную долю промышленного производства (удельный вес области в общем объеме промышленности за 2006 год составил 16,8%, в том числе добывающей — 1,3%, обрабатывающей — 20%) [14, C. 239].
Главные причины выдающегося экономического значения Центра заключаются в особенностях его исторического развития. Современный Центр вырос из древнейшего ядра Русского государства, сложившегося вокруг Москвы. Здесь, на исконных русских землях, уже много веков назад образовался густо населенный хозяйственно развитый край. Ведущее экономическое положение Центральной России сохранялось и позже.
На всех этапах развития Центра большое место в определении его судьбы занимало географическое положение этого района. Благодаря ведущей экономической роли Москвы окружавший ее район превратил свое центральное географическое положение в центральное транспортное, ведь еще в давние времена здесь пересекались главные торговые пути. И в настоящее время положение Центра посреди наиболее густо заселенной и хозяйственно освоенной части страны, в крупнейшем узле транспортных путей, на “перекрестке” важнейших экономических связей между различными районами оказывает очень большое влияние на весь ход развития этого района. Огромное влияние на развитие областей ЦЭР оказывает и наличие столичного региона. Москва имеет с областями района развитые экономические, культурные, научные, транспортные, снабженческие и другие связи [4, C. 104].
ЦЭР занимает первое место в стране по степени развития хозяйства, представленного крупной современной промышленностью, высокоразвитым сельским хозяйством, транспортом, торговлей и прочими отраслями материального производства. Для сферы материального производства характерна высокая степень концентрации производства важнейших видов продукции, кооперирования и комбинирования, развития инфраструктуры наряду со значительной оснащенностью техническими средствами и высококвалифицированными кадрами. Район специализируется на машиностроении, химической, нефтехимической, текстильной промышленности. В межрайонном обмене участвует 4/5 продукции машиностроения, 1/2 химической и 3/4 текстильной промышленности, что свидетельствует о высоком уровне развития этих отраслей. ЦЭР также занимает ведущее место в России по производству молока, мяса, яиц, овощей, картофеля, льна-долгунца. Народнохозяйственная роль ЦЭР определяется не только значительным объемом промышленного производства и высоким качеством продукции, но и наличием мощной научной, проектно-конструкторской и опытно-экспериментальной базы. В науке и научном обслуживании занята 1/3 численности всех работников этой отрасли страны.
ЦЭР граничит с Беларусью и Украиной. Из российских регионов ЦЭР граничит с Северо-Западным, Северным, Волго-Вятским, Поволжским и Центрально-Черноземным районами, с которыми развиваются интенсивные хозяйственные отношения и образуются межрегиональные ассоциации [9, C. 406].
Территориальная структура транспортной сети Центрального экономического района - радиально-кольцевая. Ядро - Московская агломерация. Хорошо развиты все виды транспорта. Связь со всеми другими районами обеспечивает густая сеть железных и автомобильных дорог. В столице действуют четыре аэропорта.
Москва является также речным портом, имеющим (через Волгу и систему судоходных каналов) выход к пяти морям.
Для обеспечения экономики Центрального региона и ее городов сырьем и топливом создан мощный транспортный комплекс. Радиально-кольцевой характер имеет ж/д сеть, отходящая от Москвы. Автомобильная сеть Центрального региона в значительной степени напоминает конфигурацию ж/д. Создана скоростная ж/д Москва—Санкт-Петербург. Намечены реконструкция и развитие новых автомагистралей и аэропортов.
Главные водные перевозки Западной зоны осуществляются по Волго-балтийской системе и каналу им. Москвы. Крупнейшая в стране система авиалиний расходится от Москвы.
В районе протекает 7 крупных рек: Волга, Ока, Москва, Шексна, Кострома, Угра, Днепр. Наиболее крупные озера: Плещеево озеро, Неро, Селигер.
Судоходность рек составляет от 190 до 220 дней в году.
В Ярославской и Тверской областях водным транспортом перевозится от 20 до 30% грузов.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что Центральный экономический район, располагающий крупным экономическим и научно-техническим потенциалом, требует крупномасштабной модернизации промышленного производства, ориентированной на перевооружение предприятий оборонного комплекса, инвестиций в наукоемкие, ресурсосберегающие и импортозаменяющие производства.
Для иностранных инвесторов привлекательно участие в развитии крупных и средних предприятий химической и нефтехимической промышленности и машиностроения, специализирующихся на выпуске наукоемкой продукции, создание предприятий по переработке вторичного сырья и производству оборудования для легкой и пищевой промышленности, развитие сферы туризма, включая производство необходимого оборудования и снаряжения.
ЦЭР отличается особенно развитым транспортным комплексом. По плотности железнодорожной сети район занимает 1-е место и значительно превосходит среднероссийский показатель. Район первенствует в РФ по протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием. Транспортный баланс пассивен. Крупнейший транспортный центр – Москва, которая является узлом 11 железнодорожных линий, 15 автомагистралей, многочисленных воздушных трасс и трубопроводов, важного участка Единого водного пути европейской части РФ.
В условиях перехода к рынку будут происходить изменения в специализации ЦЭР вследствие удорожания энергоносителей, сокращения импорта материалов для легкой и химической промышленности, уменьшения оборонного заказа.
0 коммент.:
Отправить комментарий