31 мар. 2012 г.

Транспорт и экономические связи

Волго-Вятский регион рас¬полагает всеми видами транспорта — железнодорожным, реч¬ным, автомобильным, трубопроводным, воздушным. Наиболь¬шее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю ко¬торого приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок. Бедность Волго-Вятского региона минерально-сырьевыми и то¬пливными ресурсами определяет особенности транспортно-экономических связей. В структуре грузоперевозок значитель¬ный удельный вес занимают топливо, особенно уголь, а также черные металлы и сырье для химической промышленности. На внутрирегиональные связи приходится около 20% всех грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. За пределы ре¬гиона вывозятся: древесина, нефтепродукты, разнообразная про¬дукция машиностроения, цемент. Во внутрирегиональных пере¬возках преобладают древесина и строительные материалы. Сис¬тема широтных железнодорожных магистралей, представленная в регионе, обеспечивает интенсивно растущий транспортно-экономический обмен между восточными и западными регионами России. Наиболее тесные связи Волго-Вятский регион имеет с Центральным, Поволжским, Уральским районами России. [11, с.131] Географическое положение Волго-Вятского района на Волж¬ской магистрали с ее разветвленными судоходными притоками (Ока, Вятка и др.) создает благоприятные условия для развития речного транспорта и тесного его взаимодействия с железнодо¬рожным. Нижегородский водно-транспортный узел является по речному грузообороту крупнейшим в России. С реки на желез¬ную дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных гру¬зов, цемента, строительных материалов, поступающих из По¬волжского, Северо-Кавказского, Центрального и других регио¬нов европейской части. С железной дороги на водную магистраль идет перевалка леса, лесопродуктов, разнообразных хими¬ческих грузов, металлического лома, различных видов машин и оборудования. Во внутренних грузоперевозках района широко используется автомобильный транспорт. Однако недостаточная протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием, особенно в сельской местности, сдерживает развитие внутрирегиональных перевозок. Все большее место в грузообороте региона занимает трубо¬проводный транспорт. По территории района проходят три неф¬тепровода, проложенные от Альметьевска (Татарстан) до Ниж¬него Новгорода, по которым поступает не только поволжская, но и сибирская нефть. Проложенная сеть газопроводов позволяет транспортировать природный газ из Западной Сибири и Поволжья. Преобладание продукции отраслей обрабатывающей промыш¬ленности определило превышение ввоза продукции над вывозом. [11, с.132] Волго-Вятский регион имеет недостаточно развитую внеш¬неэкономическую деятельность. Главным экспортером региона выступает Нижегородская область, на долю которой приходится 58% всех экспортных поставок. Активному выходу района на международные рынки препятствуют такие факторы, как невы¬сокий уровень научно-технического развития производства, не¬совершенство форм и методов включения хозяйства региона во внешнеэкономические связи. Почти половина экспортных по¬ставок региона приходится на машиностроение, что соответству¬ет структуре его промышленного производства. Вместе с тем выпускаемая продукция машиностроительных предприятий рай¬она в большинстве случаев имеет невысокое качество и не отве¬чает высоким требованиям мировых стандартов. В настоящее время создается новый механизм участия республик, краев и об¬ластей в международном разделении труда, более полно учиты¬вающий местные особенности и интересы в увеличении экспор¬та и рассчитанный на широкое использование местных ресурсов во внешнеторговом обороте России.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.