13 мар. 2012 г.
Home »
» Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство.
Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство.
Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его
"исключительным достижением" римского народа. Что позволяло ему говорить таким
образом?
Во- первых, несомненно, та власть, которую отец семейства имел над детьми,
внуками и правнуками, над женой, находившейся на положении дочери и всеми
домочадцами в совокупности. Рим начал свою историю в области семейного права с
моногамной семьи, основой которой и была patria potestas. В этой семье решающим
моментом было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias. Все они
именуются sui- "свои", тогда как отец семейства- sui iuris- "сам себе господин",
"полноправный" .
Другое отличие римской семьи состояло в том, что на первый план выдвигалась
не кровная связь между paterfamilias и его подвластными- связь когнатическая, но связь
юридическая- по римской терминологии агнатическая. В состав агнатической семьи
входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в
браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны
paterfamilias ,а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей.
В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui
iuris. Никто из остальных членов семьи personae alieni iuris полной правоспособности не
имеет.
Третья особенность заключалась в том, что термином familia обозначались не
только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, скот и даже вещи неодушевленные. По
свидетельству А. Косарева, рабовладельцы стремились как- то привязать раба к дому,
даже создать ему некое подобие семьи. В древнейшее время власть paterfamilias над
женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба. Существенное
отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент
смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias
в то время, как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в
данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния,
заключавшееся для некоторых из членов семьи (для сыновей умершего) даже в
приобретении полной правоспособности.
По мнению З. Черниловского, понимание таких понятий как агнатическое и
когнатическое родство очень важно: без этого строй семейных отношений в Риме
останется непонятным. Подчинением власти одного и того же paterfamilias
определялось и первоначальное родство, так называемое агнатическое родство. Поэтому
дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала
быть агнаткой своего отца, братьев и т.д. Явившееся следствием развития
производственных отношений разложение патриархальной семьи привело к тому, что
все большее значение приобретало родство по крови, так называемое когнатическое
родство. Это приближало римскую семью к ее современной модели. На наш взгляд, об
определении степени родства уместно будет рассказать в главе о браке.
I
0 коммент.:
Отправить комментарий