13 мар. 2012 г.
Home »
» ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
Все феодальные общества были строго стратифицированы, то есть
состояли из сословий, права и обязанности, которых четко определялись
законом, как неравные по отношению друг к другу и к государству.
Иными словами, каждое сословие имело свой юридический статус. Было
бы большим упрощением рассматривать феодальное общество с точки
зрения эксплуататоров и эксплуатируемых. Сословие феодалов, составляя
боевую силу княжеских дружин, несмотря на все свои материальные
выгоды, могло потерять жизнь – самое ценное – проще и вероятнее,
нежели бедное сословие крестьян. Класс феодалов формировался
постепенно . В него входили князья, бояре, дружина, местная знать,
посадники, тиуны . Феодалы осуществляли гражданское управление и
отвечали за профессиональную военную организацию. Они были взаимно
связаны системой вассалитета, регулирующей права и обязанности друг
перед другом и перед государством. Для обеспечения функций
управления население платило дань и судебные штрафы . Материальные
потребности военной организации обеспечивались земельной
собственностью.
Феодальное общество было религиозно-статичным, не склонным к
резкой эволюции. Стремясь закрепить эту статичность, государство
консервировало отношения с сословиями в законодательном порядке.
В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое
положение отдельных групп населения. Особое место занимает личность
князя . Он рассматривается в качестве физического лица , что
свидетельствует о его высоком положении и привилегиях . Но дальше по
ее тексту достаточно трудно провести грань, разделяющую правовой
статус правящего слоя и остальной массы населения.. Мы находим лишь
два юридических критерия, особо выделяющих эти группы в составе
общества : нормы о повышенной ( двойной ) уголовной ответственности –
двойная вира ( 80 гривен ) за убийство представителя
привилегированного слоя ( ст. 1 ПП ) княжеских слуг, конюхов , тиунов ,
огнищан. Но о самих боярах и дружинниках кодекс молчит . Вероятно,
за посягательство на них применялась смертная казнь. В летописях
неоднократно описывается применение казни во время народных
волнений. И также нормы об особом порядке наследования недвижимости
(земли) для представителей этого слоя ( ст.91 ПП ). В феодальной
прослойке раннее всего произошла отмена ограничений на женское
наследование. В церковных уставах за насилие над боярскими женами и
дочерьми устанавливаются высокие штрафы от 1 до 5 гривен серебра.
Также ряд статей защищает собственность феодалов . Устанавливается
штраф в 12 гривен за нарушение земельной межи , также штрафы
взимаются за разорение пчельников , боярских угодий , за кражу ловчих
соколов и ястребов.
Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых
людей , существовали также промежуточные и переходные категории.
Городское население делилось на ряд социальных групп: боярство ,
духовенство, купечество. «низы» ( ремесленники, мелкие торговцы, рабочие
и пр. ) В науке вопрос о его правовом положении в должной мере не
решен из-за недостатка источников. Трудно определить, в какой степени
население русских городов пользовалось городскими вольностями,
аналогичными европейским., способствующих и в дальнейшем развитию
капитализма в городах. По подсчетам историка М.Н. Тихомирова, на
Руси в до монгольский период существовало до 300 городов. Городская
жизнь была настолько развита, что это позволило В.О.Ключевскому выступить
с теорией «торгового капитализма» в Древней Руси. М.Л.Тихомиров полагал,
что на Руси «воздух города делал человека свободным», и в городах
скрывалось множество беглых холопов.
Свободные жители городов пользовались правовой защитой Русской
Правды, на них распространялись все статьи о защите чести, достоинства и
жизни. Особую роль играло купечество. Оно рано начало объединяться в
корпорации (гильдии), называвшиеся сотнями. Обычно «купеческое сто»
действовало при какой-либо церкви. «Ивановское сто» в Новгороде было
одной из первых купеческих организаций Европы.
Юридически и экономически независимой группой были также
смерды – общинники ( они уплачивали налоги и выполняли повинности
только в пользу государства ) .
. В науке существует ряд мнений о смердах, их считают
свободными крестьянами , феодально - зависимыми, лицами рабского
состояния, крепостными и даже категорией сходной с мелким
рыцарством. Но основная полемика ведется по линии: свободные или
зависимые (рабы). Многие историки , например С.А Покровский ,
рассматривают смердов , как простолюдинов, рядовых граждан, везде
выставляемых Русской Правдой, свободным неограниченным в своей
правоспособности человеком. Так . С.В. Юшков видел в смердах особый
разряд закрепощенного сельского населения, а Б.Д. Греков считал, что
были смерды зависимые и смерды свободные. А.А. Зимин отстаивал идею
о происхождении смердов от холопов.
Важное место в обосновании мнений имеют две статьи Русской Правды.
Статья 26 Краткой Правды, устанавливающая штраф за убийство
рабов, в одном прочтении гласит : «А в смерде и в холопе 5 гривен» (
Академический список ) В Археографическом списке читаем : «А в смердьи
в холопе 5 гривен» В первом прочтении получается, что в в случае
убийства смерда и холопа выплачивается одинаковый штраф. Из второго
списка следует, что смерд имеет холопа, которого убивают . Разрешить
ситуацию невозможно.
Статья 90 Пространной Правды гласит: « Если смерд умрет, то
наследство князю; если будут дочери у него, то дать им приданное»
Некоторые исследователи трактуют ее в том смысле, что после смерти
смерти смерда его имущество переходило целиком к князю и он человек
« мертвой руки» , то есть не способный передавать наследство. Но
дальнейшие статьи разьсняют ситуацию- речь идет лишь о тех смердах,
которые умерли, не имея сыновей, а отстранение женщин от наследства
свойственно на определенном этапе всем народам Европы. Из этого мы
видим , что смерд вместе семьей вел хозяйство.
Однако трудности определения статуса смерда на этом не
кончаются. Смерд по другим источникам , выступает, как крестьянин ,
владеющий домом, имуществом, лошадью За кражу его коня закон
устанавливает штраф 2 гривны. За « муку» смерда устанавливается
штраф в 3 гривны. Русская Правда нигде конкретно не указывает на
ограничение правоспособности смердов, есть указания на то , что они
выплачивают штрафы ( продажу) характерные для свободных граждан.
Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки
и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и
имущественную ответственность , за долги смерду грозило превращение в
феодально-зависимого закупа , в судебном процессе , смерд выступал
полноправным участником.
Русская Правда всегда указывает при необходимости на
принадлежность к конкретной социальной группе ( дружинник , холоп
ит.д.) В массе статей о свободных людях, именно свободные
подразумеваются , о смердах, речь заходит лишь там, где их статус
необходимо выделить.
Дани, полюдье и прочие поборы подрывали устои общины, и
многие ее члены, чтобы уплатить дань сполна и самим как-нибудь
просуществовать были вынуждены иди в долговую кабалу к своим
богатым соседям. Долговая кабала стала важнейшим источником
формирования экономически зависимых людей. Они превращались в
челядь и холопов, гнувших спины на своих хозяев и не имевших
практических никаких прав Одной из таких категорий были рядовичи ( от
слова «ряд» – договор) - те кто заключает договор о своем временном
холопском положении, а жизнь его оценивалась в 5 гривн. Быть
рядовичем было не всегда плохо, он мог оказаться ключником или
распорядителем.. Более сложной юридической фигурой является закуп.
Краткая Правда не упоминает закупа, зато в Пространной Правде помещен
специальный устав о закупах. Закуп- человек, работавший в хозяйстве феодала
за "купу", заем, в который могли включаться различные ценности: земля, скот,
деньги и прочее. Этот долг следовало отработать, причем не существовало
нормативов. Объем работы определялся кредитором. Поэтому с нарастанием
процентов на заем, кабальная зависимость увеличивалась и могла
продолжаться долгое время. Первое юридическое урегулирование долговых
отношений закупов с кредиторами было произведено в Уставе Владимира
Мономаха после восстания закупов в 1113 г. Устанавливались предельные
размеры процентов на долг. Закон охранял личность и имущество закупа,
запрещая господину беспричинно наказывать и отнимать имущество. Если сам
закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господин
уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть выдан
головой, т.е. превращен в полного холопа. Его правовой статус резко
менялся. За попытку уйти от господина не расплатившись закуп
обращался в холопа .В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог
выступать только в особых случаях.: по малозначительным делам ( «в малых
исках») или в случае отсутствия других свидетелей ( « по нужде» ) . Закуп
был той юридической фигурой, которая наиболее ярко иллюстрировала
процесс «феодализации», закабаления, закрепощения бывших свободных
общинников.
В Русской Правде «ролейный» (пахотный) закуп , работавший на
чужой земле, по своему правовому статусу не отличался от закупа
«неролейного». От наемных работников те и другие отличались, в
частности тем, что получали плату за работу впрок, а не после
выполнения. Ролейные закупы, работая на чужой земле, обрабатывали ее
частью на господина, частью на себя. Неролейные закупы оказывали
личные услуги господину в его доме. В феодальном хозяйстве широко
применялся труд рабов- холопов, ряды которых пополнялись пленными, а
также разорившимися соплеменниками. Положение холопов было крайне
тяжким - они "ниже хлеба ржаного ели и без соли от последней нищеты".
Феодальные путы цепко держали человека в рабском положении. Иногда,
вконец отчаявшись и изверившись во всех земных и небесных надеждах,
холопы пытались разорвать их, поднимали руку на обидчиков- хозяев. Так, в
1066 году, сообщает Новгородская летопись, был удавлен собственными
холопами один из церковных изуверов епископ Стефан. Холоп - наиболее
бесправный субъект права. Его имущественное положение особое: все, чем он
обладал, являлось собственностью господина. Его личность как субъекта права
не защищалась законом, В судебном процессе холоп не может выступать в
качестве стороны. ( истца , ответчика, свидетеля ). Ссылаясь на его показания
в суде, свободный человек должен был оговориться, что ссылается на "слова
холопа". Закон регламентировал различные источники холопства Русской
Правды и предусматривал следующие случаи: само продажа в рабство,
рождение от рабы, женитьба на рабе, "ключничество", т.е. поступление в
услужение к господину, но без оговорки о сохранении статуса свободного
человека. Наиболее распространненым источником холопства, не
упомянутым однако В Русской Правде , был плен. Но если холоп был
пленным - "от рати взят", то соплеменники могли выкупить его. Цена за
пленного была высока- 10 златников, полновесных золотых монет русской или
византийской чеканки. Не каждый надеялся, что заплатят за него такой выкуп.
А если раб происходил из своего русского рода- племени, тогда ждал он и
желал он смерти своего господина. Хозяин мог завещанием своим духовным,
надеясь искупить земные грехи, отпустить холопов на волю. После этого
превращался холоп в пущенника, то есть отпущенного на волю. Холопы
стояли на низшей ступени уже и в те древние времена лестницы социальных
отношений. Источники холопства были также: совершение преступления(
такое наказание, как «поток и разграбление» предусматривало выдачу
преступника «головой» , превращение в холопа) , бегства закупа от
господина, злостное банкротство ( купец проигрывает или транжирит чужое
имущество ) Жизнь становилась сложнее, дани и оброки увеличивались.
Разорение непосильными поборами смердов- общинников породило еще одну
категорию зависимых людей- изгоев. Изгой- это человек, изгнанный силой
тяжелых жизненных обстоятельств из своего круга, разорившийся,
потерявший дом, семью, хозяйство. Название изгоя происходит, по-видимому,
от древнего глагола "гоить", равнозначному в старину слову "жить". Уже само
возникновение особого слова для обозначения таких людей говорит о
большом количестве обездоленных. Изгойство как социальное явление
широко распространилось в Древней Руси, и феодальным законодателям
пришлось включить в своды древних законов статьи об изгоях, а отцам церкви
то и дело поминать их в своих проповедях
Так что из всего вышеизложеного можно получить некоторое
представление о правовом положении основных категорий населения на
Руси.
0 коммент.:
Отправить комментарий