15 мар. 2012 г.

«Административные правонарушения в области жилищно-комунального хозяйства и торговли

Торговая сфера, как и жилищная – одна из важнейших составных частейэкономики России. Жилищная сфера - эта область народного хозяйства, которая включаетв себя строительство и реконструкцию жилищ, сооружений и элементов инженерной исоциальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.Жилищная реформа имеет ключевое значение для общего успеха экономическойреформы, снижения инфляции, сокращения дефицита государственного бюджета,стабилизации денежного обращения за счет аккумуляции частных средств наспециальных счетах и увеличения собственного жилья, улучшения территориальногораспределения трудовых ресурсов. Это осознается всеми, но жилищная проблемапродолжает оставаться наиболее острой из всех социальных проблем.Торговля — основной товаропроводящий канал, в наибольшей степениподверженный воздействию перехода к рыночным отношениям. этой сфере особенноактивно проводятся процессы приватизации, в результате чего преобладающий ранеегосударственный сектор торговли фактически вытеснен различными видамикоммерческой, кооперативной и частной торговли и торгово-посредническойдеятельности. Государство стремится сохранить свое влияние на торговый оборотпреимущественно по линии его наиболее принципиальных позиций, что находит своевыражение прежде всего в рамках установления правовых основ единого рынка. Для этоготребуются действующие законы. При этом в центре внимания федеральных органовисполнительной власти — проблемы оптовой торговли. Что касается розничной торговли,то основные вопросы организации и функционирования ее системы относятсяпреимущественно к компетенции органов исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации.В настоящее время приватизировано подавляющее большинство предприятийрозничной торговли. Широкое распространение получили торговые товарищества сограниченной ответственностью (ТОО). Одновременно бурно развилась рыночнаяторговля в ее самых разнообразных вариантах. Прилавки магазинов и оптовых торговыхпредприятий перенасыщены товарами импортного производства, далеко не безупречногопо качеству.Эти и многие иные условия функционирования отечественной торговой системызакономерно требуют существенного повышения роли государственного контроля нетолько за уровнем организации торгового обслуживания, но и, прежде всего — закачеством реализуемой через торговую сеть продукции. Система подобного контролямногообразна.В своей работе я постараюсь рассмотреть вопросы административныеправонарушения в области жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, атакже в сфере торговли и финансов. Я постараюсь проанализировать часть статейрегулирующих правоотношения в этих сферах. Такие правонарушения достаточносерьёзны вледствии того, что они подрывают экономику страны. В области жилищно-коммунального хозяйства это влияет на общее состояние жизни страны, еёблагоустройство. Поэтому эти правонарушения требуют достаточно серьёзного подхода иурегулирования.Правонарушения совершаемые в этой сфере в данный момент являются такими,что некоторые могут их назвать незначительными. Но всему этому есть объяснение и япостараюсь разобраться в этом.II.Товарное обращение и финансы являются неотъемлемыми элементамиэкономической системы общества. Их состояние и развитие во многом предопределяютуспех начавшихся в нашей стране экономических реформ. В то же время проведениекоренных экономических преобразований предполагает совершенствование финансовойдеятельности государства и товарного обращения, в том числе и такой его формы, какторговля.Торговля является основной формой распределения предметов потребления встране. Состояние товарного обращения, справедливость в распределении товаровнародного потребления, уровень удовлетворения материальных запросов людей вомногом зависят от функционирования всей системы торговли, от работы ее предприятий.1Общественные отношения, складывающиеся в области торговли и финансов,охраняются нормами уголовного, гражданского, финансового и административного права.Нормы административного права, формулирующие составы административныхправонарушений, посягающих на эти отношения, систематизированы в главе 12 КоАПРСФСР, содержатся в Законе СССР от 31 октября 1990 г. «Об усилении ответственностиза спекуляцию, незаконную торговую деятельность и за злоупотребления в торговле», атакже в налоговом законодательстве и других нормативных актах.Непосредственными объектами посягательства указанных правонарушенийявляются: отношения распределения товаров и товарное обращение, нормальная работапредприятий торговли (ст. ст. 146. 147. 148, 149, 150, 150', 1502, 151, 152, 155 и др.);финансовые отношения (ст. ст. 153, 154, 156' и др.); общественные формы веденияхозяйства (ст. ст. 156, 157).Совершение значительной части названных правонарушений являетсяпротивоправным средством извлечения нетрудовых доходов. Дополнительнымнепосредственным объектом их посягательства могут быть материальные интересыграждан (покупателей, заказчиков) и государства.Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 146, 147, 148, 149, 150', 153, 154, 155, 156, 157, выражается в деяниях, нарушающихспециальные правила (торговли, приобретения строительных материалов, о валютныхоперациях), установленные законодательством и другими подзаконными актами. В связи сэтим квалификация таких правонарушений предполагает уяснение работниками милициисоответствующих правил и указание в процессуальных документах (протоколах)наименования нормативных актов и статей (пунктов), содержащих нарушенные правила.С субъективной стороны абсолютное большинство рассматриваемыхправонарушений характеризуется умышленной формой вины. Субъект значительнойчасти правонарушений, совершаемых в области торговли и финансов,—общий, а дляправонарушений, предусмотренных ст. 146 («Нарушение работниками предприятийторговли и общественного питания правил торговли»), ст. 147 («Нарушение правилторговли спиртными напитками»), ст. 148 («Нарушение порядка продажи огнестрельногогладкоствольного охотничьего оружия»), ст. 155 (незаконный отпуск бензина и другихгорюче-смазочных материалов), характерно наличие специального субъекта (работниксоответствующего предприятия).Совершение значительной части рассматриваемых правонарушений являетсяпротивоправным способом извлечения нетрудовых доходов.Общественная опасность многих правонарушений, включенных в главу 12 КоАПРСФСР, обусловила установление уголовной ответственности в случаях их повторногосовершения. Так, совершение деяния, предусмотренного ст. 147 («Нарушение правилторговли спиртными напитками»), работниками торговых предприятий или предприятийобщественного питания повторно в течение года после наложения административноговзыскания за такое нарушение квалифицируется как преступление предусмотренное ст—УК РСФСР. Деяние, предусмотренное ст. 156" КоАП РСФСР («Уклонение от. подачидекларации о доходах»), совершенное лицом после наложения на него административноговзыскания за такое же нарушение, квалифицируется по признакам преступления,предусмотренного ст. 162 У К РСФСР.Некоторые из рассматриваемых административных правонарушений отличаютсяот одноименных преступлений лишь отдельными признаками объективной стороны. Так,например, скупка в государственных или кооперативных магазинах печеного хлеба, муки,крупы и других пищевых продуктов для кормления скота и птицы, а равно скармливаниескоту и птице купленных в магазинах указанных пищевых продуктов квалифицируетсякак административное правонарушение, предусмотренное ст. 152. Такие же действия, носовершаемые систематически или в крупных размерах, образуют объективную сторонупреступления, предусмотренного ст. 154' УК РСФСР. Незаконные операции синостранной валютой, если ее стоимость не превышает 25 рублей, признаетсяадминистративным правонарушением, предусмотренным ст. 153. Если же стоимостьпредмета таких незаконных операций превышает названную сумму деяниеквалифицируется как преступление, предусмотренное ст. 88 УК РСФСР.Анализ состав рассматриваемых административных правонарушений показываетналичие полного совпадения признаков объективной стороны некоторых из них спризнаками объективной стороны ряда составов преступлений. Так, объективная сторонаадминистративного правонарушения, предусмотренного ч. 2 и ч. 3 ст. 146 («Нарушениеработниками предприятий торговли и общественного питания правил торговли»),выражается в продаже товаров со складов, баз, из подсобных помещений предприятий(организаций) торговли или общественного питания, а равно сокрытие товаров отпокупателей работниками этих предприятий (организаций). Аналогичным образомсформулированы признаки объективной стороны одноименного преступления,предусмотренного ст. 1563 УК РСФСР. Разграничение этих правонарушений может бытьосуществлено лишь по признакам субъекта правонарушения. Если указанные действиясовершены работником предприятия (организации) торговли или общественного питания,являющимся должностным лицом, с использованием служебного положения, то ониквалифицируются как преступление. Отсутствие названного признака являетсяоснованием для признания такого деяния административным проступком.1.Незаконная продажа товаров или иных предметов (ст. 1502 КоАП РСФСР).Объективная сторона данного правонарушения выражена в незаконной продажегражданами товаров или иных предметов, не произведенных ими, по ценам,превышающим действующие государственные розничные цены на эти товары или иныепредметы.Для квалификации таких деяний по объективной стороне не имеет значенияспособ приобретения правонарушителем этих товаров или иных предметов (покупка,обмен, наследование, дарение и пр.), а также цена, по которой правонарушителемприобретались продаваемые товары.Правонарушение следует считать оконченным в момент продажи товара, т. е. припередаче вещи покупателю и получении денег продавцом.Квалификация рассматриваемого деяния по объективной стороне требует учетатого обстоятельства, что повторное в течение года после наложения административноговзыскания за незаконную продажу товаров или иных предметов совершение тех жедействий квалифицируется по ч. 2 ст. 1502.Товары по завышенным ценам нередко продаются с рук в неустановленныхместах. Требуется ли в этих случаях квалифицировать содеянное по совокупностиправонарушений, предусмотренных ст. ст. 150 и 1502. На этот вопрос должен быть данотрицательный ответ. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 1502,заключается в незаконной продаже товаров (иных предметов), которая можетпроизводиться как в установленных, так и в неустановленных для торговли с рук местах.Это исключает необходимость и возможность дополнительной квалификации деяния пост. 150.В то же время предложение товара для продажи по завышенным ценам внеустановленных для торговли с рук местах, если сделка купли-продажи не .состоялась,следует рассматривать как торговлю с рук в неустановленных местах и квалифицироватьпо ч. 2 ст. 150.Предметом правонарушения, предусмотренного ст. 1502, являютсяпромышленные и продовольственные товары, книги, билеты в зрелищные и другиепредприятия и иные предметы, на которые установлены государственные розничныецены.1Не может быть квалифицирована как рассматриваемое правонарушение продажапо завышенным ценам ранее приобретенных продавцом предметов индивидуально-трудовой деятельности, изделий, изготавливаемых кооперативами, при отсутствии на нихгосударственных розничных цен.В диспозиции ст. 1502 говорится о товарах и иных предметах, не произведенныхлицами, их продающими. Следовательно, продажа товаров, произведенных личнымтрудом продавца, по ценам, превышающим действующие государственные розничныецены на аналогичные товары, не признается противоправной. Не являетсяправонарушением, предусмотренным этой нормой, продажа по ценам, превышающимдействующие государственные розничные цены, приобретенных ранее товаров, свойствакоторых улучшены продавцом (например, путем выполнения художественной отделки,включения новых деталей в предметы одежды и т. п.).При квалификации рассматриваемого деяния по субъективной стороне следуетучитывать, что продажа по ценам, превышающим действующие розничные цены, товаров,специально купленных для последующей их перепродажи с целью получения наживы, неподпадает под признаки состава административного правонарушения, предусмотренногост. 1502, а квалифицируется как спекуляция.2.Конституция РФ (ст. 8) гарантирует единство экономического пространства.свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции,свободу экономической деятельности. Единая рыночная экономика. равная защита всехформ собственности, включая и частную, предполагают широкое развитиечастнопредпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе в сфереторговли. Статья 34 Конституции РФ предоставляет каждому право на свободноеиспользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной незапрещенной законом экономически; деятельности.Легальное определение предпринимательства как вида деятельности приводится вчасти 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ - это "деятельность, направленная на систематическое получениеприбыли от пользования имуществом, продажи товаров выполнения работ или оказанияуслуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке".Рыночные отношения, развитие хозяйственных связей допускают приобретение иперепродажу товаров и лицами, не являющимися предпринимателями1.Мелкая спекуляция (ст. 151 КоАП РСФСР). Объективная сторона мелкойспекуляции является скупка и перепродажа товаров народного потребления и иныхценностей.Скупкой является приобретение товаров или иных предметов, указанных внастоящей статье, с оплатой их стоимости в денежном или натуральном эквиваленте. Неимеет значения, где и у кого куплен товар: в нашей стране или за рубежом, в магазине илина рынке, у законного владельца или в результате недобросовестного приобретения.Скупка может производиться как на личные деньги, так и на деньги, взятые взаймы, в томчисле у лица, которому товар продается.Перепродажа - это продажа скупленного. В составе мелкой спекуляции, скупка иперепродажа тесно связаны между собой. Когда продается, хота и по повышенной цене,товар, который предварительно не был скуплен, например, товар, произведенныйкустарем, или продукт, выращенный на приусадебном участке или садовом участке,предмет, выигранный по лотерейному билету, полученный по договору дарения илинаследования либо в качестве вознаграждения за работу, нет состава спекуляции.Правонарушение признается оконченным в момент перепродажи скупленныхтоваров. Для квалификации правонарушения не имеет значения, проданы ли всескупленные товары или реализована их какая-то часть.Есть мнения о том, что настоящая статья должна быть признана утратившей силу,свидетельствует и история законодательства об уголовно-правовой ответственности заспекуляцию.Законом Российской Федерации от 28 февраля 1991 г. (ВВС РФ, 1991, № 9, ст.204) была исключена из Уголовного кодекса РСФСР ст. 154, предусматривающаяуголовную ответственность за спекуляцию. Было предложено руководствоваться ЗакономСССР от 31 октября 1990 г. "Об усилении ответственности за спекуляцию, незаконнуюторговую деятельность и за злоупотребление в торговле" (ВВС СССР, 1990, № 45, ст.953). В преамбуле Закона отмечалось, частности, что он вводится "в период стабилизациинародного хозяйства при переходе к рыночной экономике"Законом РФ от 1 июля 1993 г. "О внесении изменений и дополнений взаконодательные акты Российской Федерации в связи с упорядочением ответственностиза незаконную торговлю" (ВВС РФ, 1993, № 32, ст. 1231) упомянутый Закон СССРпризнан недействующим на территории Российской Федерации. Таким образом, сейчаснет уголовной ответственности за спекуляцию.В соответствии с Законом СССР от 31 октября 1990 г. «Об усиленииответственности за спекуляцию, незаконную торговую деятельность и за злоупотребленияв торговле» спекуляцией признается лишь скупка в предприятиях (организациях)торговли, а равно иных предприятиях, осуществляющих реализацию товаров населению,товаров, на которые установлены государственные розничные цены, и их перепродажа сцелью наживы.Действующее (на момент написания настоящего пособия) законодательствоРСФСР несколько иначе определяет признаки объективной стороны спекуляции. Всоответствии с ним, скупка предметов спекуляции может производиться не только впредприятиях торговли, но и у граждан.Предметом правонарушения законодательством РСФСР признаются товарынародного потребления, причем и такие, на которые не установлены государственныерозничные цены, а также иные ценности. Подтоварами народного потребления, какпредметами мелкой спекуляции разумеются промышленные, продовольственные и другиетовары, изделия кустарного промысла и иные ценности, например, грибы, ягоды и т.п.,относительно которых может быть заключена сделка купли-продажи или мены.Предметами мелкой спекуляции могут быть также ювелирные и другие бы-говые изделияиз драгоценных металлов и драгоценных камней или лома таких изделий, а равноплатежные документы в рублях, приобретаемые за иностранную валюту без праваобращения их в такую валюту.Под иными ценностями могут рассматриваться путевки в санатории или домаотдыха, коллекции марок, монет и т.п.Вопрос о том, является ли количество предметов спекуляции по размерунебольшим, решается в каждом конкретном случае с учетом характера предметов скупкии перепродажи.Не являются предметом спекуляции по настоящей статье Кодекса скупка иперепродажа в целях наживы иностранной валюты, платежных документов в иностраннойвалюте или банковских платежных документов в рублях, приобретаемых за иностраннуювалюту с правом обращения их в такую валюту, ответственность за которую наступает пост. 153 настоящего Кодекса. Также не является спекуляцией продажа овощей, фруктов идругой сельскохозяйственной продукции, полученной в колхозах, совхозах и другихсельскохозяйственных предприятиях в счет заработка по договору.Критерием разграничения спекуляций и указанных действий является правособственности нарушителя на продаваемые товары. При спекуляции нарушитель всегдаявляется собственником продаваемых им предметов.При квалификации правонарушения следует учитывать, что перепродажакупленных товаров (предметов) после их переработки и придания им новых качественныхсвойств не образует объективной стороны мелкой спекуляции. Такие действия приналичии иных, предусмотренных законом признаков, могут оцениваться как нарушениепорядка занятия кустарно-ремесленными промыслами и другой индивидуальной трудовойдеятельностью (ст. 156), либо как занятие запрещенными видами индивидуальнойтрудовой деятельности (ст. 15.7) или как правомерная индивидуальная трудоваядеятельность. Незначительное видоизменение купленных предметов с целью болеевыгодной их продажи не меняет спекулятивного характера скупки и перепродажи.Важнейшим элементом (признаком) субъективной стороны мелкой спекуляцииявляется цель получения наживы в результате скупки и перепродажи товаров (предметов).Под наживой понимается доход, который намеревается получить правонарушитель отперепродажи товара по более высокой цене по сравнению с ценой, ло которой этот товарбыл приобретен. С субъективной стороны мелкая спекуляция характеризуется прямымумыслом при непременном наличии цели наживы. Лицо сознает противоправныйхарактер своих действий, направленных на получение незаконной наживы за счетразницы между покупной и продажной ценами.При определении размера наживы нужно иметь в виду содержание ЗаконаРоссийской Федерации от 14 июля 1992 г. "О порядке перерасчета размеров штрафов,предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях".Ответственность за мелкую спекуляцию могут нести как частные, так идолжностные лица.1 Если должностное лицо злоупотребляет при этом своим служебнымположением, оно в зависимости от обстоятельств дела несет также ответственностьдисциплинарную, а в предусмотренных Законом случаях - и уголовную ответственность.Для квалификации деяния по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 151,существенное значение имеет размер наживы, которую намеревался получитьправонарушитель. В соответствии с законом такая нажива не должна превышать 100рублей. В противном случае деяние квалифицируется по признакам преступления,предусмотренного ст. 154 УК РСФСР.Конфискации при мелкой спекуляции подлежат как товары, относительнокоторых уже была заключена сделка перепродажи, так и товары, которые былиобнаружены и также предназначались для перепродажи.Для признания деяния мелкой спекуляцией необходимо установить, что обадействия (скупка и перепродажа) осуществлены с целью получения наживы. О наличиитакой цели в момент приобретения товара может свидетельствовать количествокупленного и затем перепродаваемого товара, явная невозможность его использованиядля личных нужд правонарушителя и иные подобные обстоятельства. Получение наживыв результате перепродажи товара в случае отсутствия такой цели в момент егоприобретения не может квалифицироваться как мелкая спекуляция.Для квалификации мелкой спекуляции не имеет значения, получена лифактически нажива в результате скупки и перепродажи товара. Неполучение наживы пообстоятельствам, независящим от правонарушителя, не меняет квалификации деяния. Так,гр. М., купивший.5 магнитофонных кассет ценой по 9 руб., пытался продать их гр. И. за100 руб. Последний, получив от М. кассеты, передал ему 45 руб. и пытался скрыться. Всвязи с возникшей между ними ссорой М. и И. были доставлены в милицию. Гр. М.обоснованно был привлечен к административной ответственности за мелкую спекуляцию.При квалификации рассматриваемого правонарушения необходимо учитывать,что мелкая спекуляция, совершенная лицом, которое в течение года было подвергнутоадминистративному взысканию за указанное нарушение, квалифицируется по ч. 2 ст. 151КоАП РСФСР.3.Незаконный отпуск или приобретение бензина или других горюче-смазочныхматериалов (ст. 155 КоАП РСФСР). Меры ответственности за незаконный отпуск илинезаконное приобретение бензина или других горюче-смазочных материалов применялисьв связи с нарушением специальных правил, устанавливающих порядок отпусканефтепродуктов автозаправочными станциями предприятиям народного хозяйства попредварительно оплаченным единым государственным талонам, а гражданам - вла-дельцам индиввдуальных транспортных средств - за деньги. Заправка государственноготранспорта должна была производиться при предъявлении талона установленного образцаи только в течение срока, указанного в талоне. Отпуск бензина по таким талонамвладельцам индивидуального транспорта либо по чужим, просроченным талонампризнавался незаконным и наказуемым. Равно незаконным признавался обмен горючегона другие товарно-материальные ценности.Объективная сторона рассматриваемого состава административногоправонарушения выражается в различных действиях, нарушающих порядок отпуска иприобретения бензина или других горюче-смазочных материалов, принадлежащихгосударственным или общественным предприятиям, учреждениям и организациям.Порядок отпуска бензина и других горюче-смазочных материаловрегламентирован ведомственными нормативными актами-правилами и инструкциями,издаваемыми соответствующими органами государственного управления. Так, отпускгорючего на АЭС регулируется Инструкцией о порядке отпуска и оплаты горюче-смазочных материалов по единым талонам для заправки грузовых автомобилей, автобусови маршрутных автомобилей, утвержденнойСоюзглавнефтью 15 апреля 1964 г.. Инструкцией о порядке приема, хранения,отпуска и учета нефтепродуктов на автозаправочных станциях (АЗС) ГлавнефтеснабаРСФСР, утвержденной 25 октября 1973 г.. Правилами технической эксплуатациистационарных и передвижных автозаправочных станции, утвержденнымиГоскомнефтепродуктом РСФСР 15 апреля 1981 г. и другими актами.В 90-е годы Правительством Российской Федерации были приняты кардинальныемеры к совершенствованию рынка горюче-смазочных материалов, обеспечению ихрационального использования и упорядочению системы расчетов. Так, было изданопостановление Правительства от 1 июня 1992 г. № 364, которым предусматривалсяпереход на отпуск горюче-смазочных материалов через автозаправочные станции,обслуживающие все категории владельцев автотранспортных средств, за наличныйрасчет. Министерствам и ведомствам Российской Федерации по согласованию сМинистерством финансов РФ было поручено разработать порядок выдачи водителямавтотранспорта предприятий и организаций наличных денег для приобретения горюче-смазочных материалов и обеспечить контроль за их расходованием.Единые талоны нового образца на отпуск горюче-смазочных материаловсохранялись для автотранспорта, осуществляющего междугородные перевозки, довнедрения системы безналичных платежей с применением кредитных карт1.Незаконным отпуском признается не любое отступление от указанныхинструкций и правил, а лишь те, которые нарушают порядок снабжения горюче-смазочными материалами предприятий, учреждений и граждан. К ним относятся: отпускгорюче-смазочных материалов по талонам государственного фонда владельцаминдивидуального транспорта; заправка автомототранспорта, принадлежащегогосударственным или общественным организациям (предприятиям, учреждениям), поталонам государственного фонда, не принадлежащим этим организациям; отпуск поталонам государственного фонда бензина или дизельного топлива в канистры и иную тару(помимо заправочных емкостей автомобиля); отпуск нефтепродуктов. по просроченнымталонам или несоответствующих по наименованию (виду) указанным в талонах.Незаконным отпуском признается обмен на иные материальные ценности или услуги;продажа горюче-смазочных материалов, принадлежащих государственным илиобщественным предприятиям (учреждениям-, организациям), другим предприятиям(учреждениям, организациям) и гражданам (в том числе и работникам предприятия-владельца горюче-смазочных материалов).Указанным действиям соответствуют деяния покупателя (потребителя) горюче-смазочных материалов, квалифицируемые как нарушение порядка их приобретения.Наиболее распространенными из них являются: приобретение бензина и других горюче-смазочных материалов наименования (вида), не соответствующего указанному в талонах;приобретение горюче-смазочных материалов владельцами индивидуального транспортапо талонам государственного фонда или за наличный расчет на автозаправочных станциях(пунктах), предназначенных для заправки государственного и общественного транспорта;заправка государственного (общественного) транспорта и получение смазочныхматериалов по талонам, принадлежащим другим предприятиям (учреждениям,организациям), и др.Указанные деяния соответствуют объективной стороне рассматриваемого составаправонарушения лишь при отсутствии в них признаков хищения. Если в результате такихдействий происходит незаконное, безвозмездное изъятие с корыстной целью горюче-смазочных материалов, принадлежащих государственным или общественнымпредприятиям (учреждениям, организациям), с намерением распорядиться ими каксвоими собственными, эти действия не могут быть квалифицированы по ст. 155.Разграничение состава рассматриваемого правонарушения и хищения горюче-смазочных материалов связано со значительными трудностями, что объясняетсясходством ряда признаков объективной стороны этих составов. Квалифицируя нарушенияпорядка отпуска или приобретения горюче-смазочных материалов, следует учитывать, чтоесли в результате таких действий государственное или общественное предприятие(учреждение, организация) незаконно лишилось горюче-смазочных материалов, неполучив взамен их стоимость или иную компенсацию (равноценное имущество), то этидействия, при обращении горюче-смазочных материалов в пользу отдельных лиц,образуют объективную сторону хищения.Так, слив бензина водителем автомобиля, принадлежащего государственномупредприятию, и его продажа владельцу индивидуального транспортного средства несодержат признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 155,. адолжны квалифицироваться как хищение государственного имущества. Не могут бытьквалифицированы при указанных обстоятельствах по ст. 155 и действия владельцаиндивидуального транспортного средства.Если такое приобретение им было обещано заранее, то действия владельцаиндивидуального транспорта надлежит квалифицировать как хищение. Заранее необещанное приобретение при указанных выше обстоятельствах бензина в размерах,позволяющих квалифицировать действия водителя государственного транспортногосредства как преступное хищение, содержит признаки преступления, предусмотренногост. 208 УК РСФСР («Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступнымпутем»). При этом следует учитывать, что если слив бензина из бензобакагосударственной автомашины производится после договоренности с водителеминдивидуального транспортного средства о приобретении им этого бензина, такоеприобретение является заранее обещанным.Предметом рассматриваемого правонарушения могут быть принадлежащиегосударственным или общественным предприятиям (учреждениям) бензин, дизельное игазовое топливо, топливная смесь, автомобильные, автотракторные и смазочные масла,дизельное масло. Талоны и иные документы, дающие право на получение горюче-смазочных материалов, предметом рассматриваемого правонарушения не являются.Поэтому обмен, продажа талонов на получение горюче-смазочных материалов, ихнезаконная передача другим лицам не могут квалифицироваться как правонарушение,предусмотренное ст. 155.При квалификации незаконного отпуска бензина и других горюче-смазочныхматериалов по субъекту следует учитывать, что таковым признаются лишь работникипредприятий, ответственные за отпуск бензина и других горюче-смазочных материалов.Водители транспортных средств субъектами незаконного отпуска бензина (другихгорюче-смазочных материалов) не являются. Субъект незаконного приобретения бензинаи других горюче-смазочных материалов—общий. Причем, ответственности за незаконноеприобретение указанных материалов подлежат не только водители транспортных средств,но и любые граждане, незаконно приобретающие бензин и другие горюче-смазочныематериалы.Незаконный отпуск бензина или других горюче-смазочньк материалов лицом,подвергавшимся административному взысканию за такое же нарушение, квалифицируетсякак преступление, предусмотренное ст. 1564 УК РСФСР.С субъективной стороны незаконное приобретение бензина и других горюче-смазочных материалов характеризуется умышленной формой вины. Незаконный отпускможет квалифицироваться как правонарушение, предусмотренное ст. 155 КоАП РСФСР ив случае, если он произведен по неосторожности (в результате небрежного отношенияработника, отпускающего бензин или другие горюче-смазочные материалы, к исполнениюсвоих обязанностей).Таким образом, с изменением экономической обстановки, методов регулированияотношений в данной сфере отпала необходимость в применении административнойответственности за нарушения, предусмотренные комментируемой статьей. Однако это неозначает ослабление контроля и надзора за рациональным использованием нефти, газа,других материалов, продуктов их переработки со стороны органов государства, в томчисле Министерства топлива и энергетики Российской Федерации1.III.Составы данных правонарушений предусмотрены главой 11 КоАП РСФСР. Этомогут быть такие правонарушения, как : нарушение должностными лицами порядкапостановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятия сучета и предоставления гражданам жилых помещений, несоблюдение установленныхсроков заселения жилых домов и жилых помещений; нарушение правил пользованияжилыми помещениями, санитарного содержания мест общего пользования, лестничныхклеток, лифтов, подъездов, придомовых территорий, нарушение правил эксплуатациижилых домов, жилых помещений и инженерного оборудования, бесхозяйственное ихсодержание, а также самовольное переоборудование и перепланировка жилых домов ижилых помещений, использование их не по назначению, порча жилых домов, жилыхпомещений, их оборудования и объектов благоустройства; нарушение правилблагоустройства территорий городов и других населенных пунктов, а такженесоблюдение правил по обеспечению чистоты и порядка в городах и других населенныхпунктах; всякое повреждение зеленых насаждений, их самовольная, без разрешенияисполнительного комитета городского, районного в городе Совета народных депутатоввырубка или перенесение в другие места, допущенные при застройке отдельных участков,имеющих к моменту строительства зеленые насаждения, а также непринятие гражданамии должностными лицами мер к охране находящихся в их ведении зеленых насаждений,небрежное к ним отношение.1.0бъектом посягательства при совершении административных правонарушении,предусмотренных ст. 141 Нарушение порядка постановки на учет и сроков заселенияжилых домов и жилых помещений, являются порядок постановки на учет граждан,нуждающихся в улучшении жилищных условий, и установленные сроки заселения жилыхдомов и жилых помещении. Эти нарушения ущемляют установленное КонституциейРоссийской федерации право граждан на жилище.В соответствии с Конституцией каждый имеет право на жилище; органыгосударственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищноестроительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим инекоторым иным категориям граждан жилище предоставляется бесплатно или задоступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов всоответствии с установленными законом нормами (ст. 40).Основные положения, относящиеся к организации учета граждан, нуждающихся вулучшении жилищных условии, определены ст. 30-31 Жилищного кодекса РСФСР 1983г., а также федеральным законом "Об основах федеральной жилищной политики" (ВВСРФ, 1993, № 3, ст. 49). Советом Министров РСФСР были утверждены Примерные правилаучета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условии, и предоставления жилыхпомещении в РСФСР (СП РСФСР, 1984, ст. 121). Правилами установлен единый порядокучета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условии, обязательный дляорганов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций,расположенных на территории Российской федерации.На основании Примерных правил исполнительные органы государственнойвласти субъектов Российской федерации с учетом местных условий определяют порядоквыделения жилой площади для обеспечения граждан, нуждающихся в улучшениижилищных условии и пользующихся правом внеочередного и первоочередного полученияжилых помещений. Этими Правилами определяются основания признания гражданнуждающимися в улучшении жилищных условий, порядок их учета, очередностьпредоставления гражданам жилых помещений, порядок их предоставления, оформления ивыдачи ордеров, порядок предоставления служебных жилых помещений и жилойплощади в общежитиях.В Москве в настоящее время действуют Правила учета граждан, нуждающихся вулучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в г. Москве,утвержденные решением исполкома Московского городского Совета народных депутатовсовместно с Президиумом МГСПС от 30 ноября 1984 г. № 3365. Учет граждан,нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило,муниципальными жилищными подразделениями в муниципальных округах (районах) поместу жительства граждан, а также по месту работы лиц в организациях, имеющихжилищный фонд и ведущих жилищное строительство либо принимающих долевоеучастие в таком строительстве.Пунктом 44 Примерных правил установлено, что срок заселения жилыхпомещений должен быть не более 30 дней после приемки в эксплуатациюгосударственными комиссиями жилых домов.Субъектами правонарушений, ответственность за которые предусмотренакомментируемой статьей, выступают должностные лица, осуществляющие постановку научет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятие с учета ипредоставление гражданам жилых помещений, а также ответственные за своевременноезаселение принятых в установленном порядке в эксплуатацию жилых домов.С субъективной стороны указанные действия или бездействие могут бытьумышленными или неосторожными.Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящейстатьей, рассматриваются административными комиссиями при администрации органовместного самоуправления (ст. 199 Кодекса).Размер взыскиваемого штрафа определяется в соответствии с ЗакономРоссийской Федерации от 14 июля 1992 г.2.Объектом административных правонарушении, предусмотренных ст. 142Кодекса, является установленный порядок пользования жилыми помещениями,эксплуатации жилых помещении и инженерного оборудования; его нарушения наносятущерб жилищному хозяйству, создают, неудобства жителям домов.Правила пользования жилыми помещениями устанавливаются органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации и органами местногосамоуправления.Административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьейКодекса, могут выражаться в виде действия или бездействия, нарушающегоустановленные правила (использование жилых помещении не по назначению, причинениепорчи жилищному фонду или инженерному оборудованию, перепланировка илипереоборудование жилого и подсобных помещении, балконов и лоджий).Правила устанавливают обязанность соблюдать санитарно-гигиеническиеправила: содержать в чистоте жилые и подсобные помещения, соблюдать чистоту ипорядок в подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках и других местах общегопользования.К нарушениям относятся также порча объектов благоустройства: оборудованиядетских или спортивных площадок, скамеек, ограждений газонов и т.п.Статья 142 Кодекса устанавливает ответственность также за нарушение правилэксплуатации жилых домов, жилых помещений и инженерного оборудования. Внастоящее время действуют Правила и нормы технической эксплуатации жилого фонда.Эти нормы включают правила эксплуатации инженерного оборудования в жилом доме,правила эксплуатации территории, обслуживаемой жилищно-эксплуатационнойорганизацией, переустройства и планировки жилых домов.Нарушение содержащихся в этом акте правил влечет административнуюответственность виновных лиц.Нарушения комментируемой статьи могут быть умышленными илинеосторожными.Субъекты этих нарушении - граждане или должностные лица.Если наниматель, члены его семьи или другие проживающие с ним лицасистематически разрушают или портят помещение, или используют его не по назначению,либо систематическими нарушениями правил общежития делают невозможным длядругих проживание с ними в одной квартире или в одном доме, а меры предупреждения иобщественного воздействия оказались безрезультатными, виновные лица могут бытьвыселены в судебном порядке.Дела о нарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваютсяадминистративными комиссиями при районных, городских, районных в городах,поселковых, сельских органах местного самоуправления, а также главами поселковой,сельской администрации.Размеры налагаемых штрафов определяются в соответствии с Законом РФ от 14июля 1992 г.3.Градостроительный кодекс РФ (принят 7 мая 1998 г. и введен в действие 14 мая1998 г.) предусматривает обязанности граждан при осуществлении градостроительнойдеятельности, а именно: соблюдать градостроительную документацию и правилазастройки, выполнять предписания государственных органов, осуществляющих контрольв области градостроительства и др. (ст. 20).Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправленияв соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ устанавливаютсоответствующие правила застройки и утверждения проектов строительства объектовнедвижимости и осуществляют контроль за их исполнением.Статья 62 упомянутого Кодекса определяет порядок выдачи органами местногосамоуправления разрешения на строительство - документов, удостоверяющих правособственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимостиосуществить застройку земельного участка, строительство и т.д. Контроль заосуществлением строительства объектов недвижимости возлагается на соответствующиеорганы архитектуры и градостроительства и органы государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации.Объектом административного - правонарушения, предусмотренногокомментируемой статьей, являются общественные отношения в сфере градостроительства(установленный законом порядок строительства объектов недвижимости и застройкиземельных участков). Самовольное строительство затрудняет осуществлениеутвержденных планов планировки и застройки городов и других населенных мест, врезультате чего искажается облик города, другого поселения, нарушаются права иинтересы иных граждан, создается угроза общественной безопасности, в частности,пожарной безопасности1.Объективная сторона правонарушения заключается в действиях по строительствуобъектов недвижимости без надлежащего разрешения.Такие разрешения юридическим лицам и гражданам в установленном порядкевыдаются уполномоченными органами по градостроительству в системе органовисполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления итерриториальными органами управления земельными ресурсами. Без соответствующихразрешений и сопровождающей их документации застройка земельного участка,строительство объектов недвижимости запрещены. Такие действия рассматриваются каксамовольное строительство.Действия, связанные с самовольным строительством, следует рассматривать какумышленные, влекущие ответственность по комментируемой статье.Субъект нарушения - должностное лицо (представитель юридического лица),отвечающий за организацию строительства, а также гражданин - индивидуальныйзастройщик, достигший возраста 16 лет.Органы местного самоуправления, органы архитектурно-строительного надзоравправе давать самовольным застройщикам обязательные для исполнения предписания опрекращении начатого строительства, а также о сносе (своими силами и за свой счет) всехнезаконно возведенных строений или их частей и о приведении в порядок земельногоучастка.За самовольное строительство установлена также гражданско-правоваяответственность. Так, ст. 222 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что самовольнойпостройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимоеимущество, созданное на земельном участке, не отведенном Для этих целей в порядке,устанавливаемом законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения наэто необходимых разрешений или с существенными нарушениями градостроительных истроительных норм и правил.Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее правасобственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - ее нельзя продавать, дарить,сдавать в аренду, совершать другие сделки.Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за егосчет. В спорных случаях дальнейшая судьба самовольной постройки решается вгражданско-правовом порадке районным судом. В то же время право собственности насамовольную постройку не может быть признано за тем или иным лицом, если сохранениепостройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создаетугрозу жизни и здоровью граждан.Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемойстатьей, рассматриваются административными комиссиями при районных, городских,районных в городе, поселковых, сельских органах местного самоуправления, а такжеглавами поселковой и сельской администрации (ст. 199, 200).4.В соответствии с действующим законодательством органы государственнойвласти субъектов Российской федерации и органы местного самоуправленияустанавливают правила благоустройства городов и других населенных пунктов, танарушение которых наступает ответственность по ст. 144 Кодекса.Объектом посягательства административных правонарушении выступаетпорядок, установленный правилами благоустройства городов и других населенныхпунктов, а также санитарно-эпидемиологическая и экологическая безопасность.Нарушения этих правил портят внешний вид населенного пункта, создаютнеудобства для его жителей, подчас угрожают их безопасности. Решениями названныхвыше органов государственной власти и местного самоуправления вводятся в действиеразличные правила по вопросам благоустройства, чистоты и порядка: по организацииуборки территории, производства работ по прокладке и переустройству подземныхсооружений, о порядке нумерации домов, квартир, размещения домовых знаков, разборкии сноса жилых домов, зданий, сооружений и т.д.1Этими правилами установлено, что граждане и должностные лица во всехобщественных местах должны соблюдать чистоту и порядок.Руководители организаций, должностные лица, ответственные за содержаниежилых домов, административных и промышленных зданий и других объектов, а такжепользователи земельных участков обязаны:обеспечивать своевременное производство работ по ремонту и покраске фасадовзданий и сооружений, ограждений, экранов балконов и лоджий, асфальтовых и другихпокрытий дворовых и уличных территорий;не допускать самовольного переоборудования гражданами и организациямибалконов и лоджий, самовольного разрытия территории, строительства сараев, гаражей,штакетных и других ограждений без согласования с органами местного самоуправления.Жилищные организации, их должностные лица и граждане, владеющие жилымистроениями на праве личной собственности, обязаны строго соблюдать Правила поорганизации уборки территории.Запрещается самовольная, без специального разрешения полномочных органов,расклейка объявлений, размещение реклам, информационных и справочных стендов,вывесок, газосветных установок, афиш и т.п.Все виды работ, связанные с разрытием при прокладке, переустройстве и ремонтеподземных сооружений, с установкой лесов, заборов, ограждений на улицах, должныпроизводиться по разрешению полномочных органов.Размещение на улицах и площадях города объектов мелкорозничной торговлидолжно производиться по действующим типовым проектам и в местах по согласованию сполномочными органами.Руководители производственных, торговых, коммунальных и культурно-бытовыхпредприятий обязаны обеспечивать содержание в чистоте и исправном состоянии входов,цоколей, витрин, витражей, вывесок, реклам и других устройств своих предприятий:освещение всех витрин в вечернее время.Администрация трамвайных депо, троллейбусных, автобусных и таксомоторныхпарков, автобаз, гаражей, водители всех видов транспорта, а также лица, владеющиетранспортными средствами на праве личной собственности, обязаны выпускать этисредства на улицы города исправными и чистыми.Категорически запрещается свалка всякого рода грунта и мусора в неотведенныхдля этой цели местах.Размещение на улицах, площадях стендов, малых архитектурных форм должнопроизводиться по действующим типовым проектам в местах по согласованию сполномочными органами.Гражданам запрещается сорить в общественных местах, производить мойкуавтомашин вне отведенных для этого мест и т.д.С объективной стороны административные правонарушения, предусмотренныенастоящей статьей Кодекса, могут быть действием или бездействием.Они могут быть умышленными или неосторожными.Их субъектами выступают граждане или должностные лица.Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемойстатьей, рассматриваются административными комиссиями при районных, городских,районных в городах, поселковых и сельских органах местного самоуправления, а такжеглавами поселковой и сельской администрации.Размеры налагаемых штрафов определяются в соответствии с Законом РФ от 14июля 1992 г.5.Зеленые насаждения в городах имеют большое значение для обеспечения чистотыатмосферного воздуха, улучшения здоровья и самочувствия людей. Все зеленыенасаждения как городского, так и внутриквартального, внутридворово-го значенияобразуют неприкосновенный городской, муниципальный зеленый фонд. Поэтомугосударство устанавливает определенный порядок обращения с ним.В настоящее время разрешения на вырубку или перенесение зеленых насажденийв другие места выдают органы местного самоуправления на основе правил,устанавливаемых субъектами Федерации.Объектом посягательства рассматриваемых правонарушений является здоровьенаселения, экологическая безопасность в городских поселениях. Установлено, что призастройке отдельных участков, имеющих к моменту строительства зеленые насаждения,последние, как правило, должны быть сохранены. Вырубка зеленых насаждений илиперенесение их на другое место допускается лишь с разрешения органов местногосамоуправления. Поэтому, если даже при посадке зеленых насаждений были нарушеныустановленные муниципальными властями правила, например, посадка деревьев,проводимая в непосредственной близости от окон домов, то и в этом случае безразрешения местной администрации рубка их не допускается.Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ст. 145 Кодексахярактеризуется несколькими видами составов: а) всякое повреждение зеленыхнасаждений; б) самовольная, без разрешения органов местного самоуправления ихвырубка; в) самовольное перенесение зеленых насаждений в другие места: г) непринятиегражданами и должностными лицами мер к охране находящихся в их ведении зеленыхнасаждений; д) небрежное отношение к зеленым насаждениям граждан и должностныхлиц.Статья 145 Кодекса устанавливает ответственность за вырубку зеленыхнасаждений в городах в отличие от ст. 63 Кодекса, где речь идет об ответственности занезаконную порубку или повреждение деревьев в лесах.Особый состав правонарушения - непринятие должностными лицами игражданами мер к охране находящихся в их ведении зеленых насаждений.Эти насаждения могут быть на территории находящейся в ведении органовместного 1-амоуправления, или во дворах домов, которыми граждане владеют на правеличной собственности. В этом случае должносчные лица и граждане должны приниматьмеры к охране зеленых насаждении, бережно относиться к ним.С объективной стороны нарушения ст. 145 Кодекса - это действия,выражающиеся, например, в повреждении или вырубке зеленых насаждений, а такжебездействие, выражающееся в непринятии мер к охране эеленых насаждении.Эти действия (бездействие) могут быть как умышленными, так и неосторожнымиСубъекты рассматриваемых административных правонарушений - должностныелица и граждане.Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемойстатьей, рассматриваются административными комиссиями при районных, городских,районных в городах поселковых, сельских органах местного самоуправления.Размеры налагаемых штрафов определяются в соотвечствии с Законом РФ от 14июля 1992 г.IV.Рассмотрев административные правонарушения в области жилищно-комунального хозяйства и торговли можно сказать, что в Российском законодательстведостаточно хорошо урегулированы эти сферы народного хозяйсва. Изучая различныестатьи, я увидел различные аспекты регулирования. Один из них, что некоторые статьиили отдельные положения далеко недействены, так, например это предоставлениягражданам жилых помещений или несоблюдение установленных сроков заселения жилыхдомов и жилых помещений; в данный момент невозможно, чтобы в полной мере работалистатьи регулирующие жилищно-комунального хозяйство (На основании Примерныхправил исполнительные органы государственной власти субъектов Российской федерациис учетом местных условий определяют порядок выделения жилой площади дляобеспечения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условии и пользующихсяправом внеочередного и первоочередного получения жилых помещений.), сейчас это всёнедейственно и не работает и причина этому, как я предполагаю обстановка в стране, тотэкономический кризис какой у нас сегодня.Но есть реально работающие и даже очень хорошо действующие, так если взять впример поставление граждан на учёт. Особо чётко это проводится в Москве, где учётграждан происходит самым должным образом, в других же городах зачастую простохалатно.На мой взгляд все проблемы в этой сфере упираются в экономику страны.Жилищно-комунального хозяйство недостаточно финансируется, что приводит к невыполнению предписаний, и сейчас во многих домах, беспорядок и вполне можнопривлечь к административной ответственности, так например, за санитарное состояниеили бесхозяйственное содержание жилых помещений и лифтов и по другим причинам. Иещё одной причиной такого положения, как я думаю является и недостаточно высокоекультурное воспитание граждан.В торговой сфере тоже достаточно проблем, которые надо решать, но на мойвзгляд это большей частью связано с проблемами экономики в стране и когда они болееили менее решаться то вопросов станет меньше.А сейчас когда каждый как-то старается«крутиться» находит новые пути обхода закона и проявляются в нём пробелы. И прирешении глобальных проблем я думаю разрешатся и эти.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.